Государство и личность в Казахстне
Содержание
Введение
1. "Государство" и "личность" как исходные понятия
1.1 Понятие государства
1.2 Государство и личность
2. Государство и правовой статус личности
2.1 Понятие прав личности
2.2 Правовой статус личности и ее фактическое положение
3. Конституционные основы правого статуса человека
3.1 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
3.2 Гарантии конституционных прав и свобод
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы, и призвано представлять государство. Государство должно находить из приоритета прав человека, признание и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - вот главная обязанность государственной власти. В связи с этим особое значение имеют правовые нормы, посвящённые человеку, устанавливающие его правовое положение в обществе и государстве.
Проблема взаимодействия государства и личности обуславливает необходимость анализа государственной политики в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности на современном этапе
Государство представляет собой не только особым образом организованный разряд людей, которые систематически занимаются управлением и присуждением. Государство - это и внутренние устройство общества и в, частности, особый вид организации человеческого общества, как в территориальном, политическом, так и юридическом плане единения населения.
Исходя из принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию, а это означает, что человек становится адресатом исходящих от государства общеобязательных предписаний.
Проблема государства и личности в юридической литературе постоянно является одной из наиболее дискуссионных и исследуемых тем. К сегодняшнему дню в истории права по данной проблематике имеется определенный опыт, отраженный в политических трактатах средневековой и новой эпохи, в работах новейшего периода. В свое время проблема соотношения государства и личности уделяли внимание Платон и Аристотель, которые рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали, что государство есть нечто божественное, некая мистическая сила, которая тяжелым грузом сдавливает волю поданных. Третьи видели государство в качестве источника всех людских зол, а четвертые, напротив - в виде источников всех благ.
Следует отметить, что проблема взаимодействия государства и личности является недостаточно изученной и в этом проявляется тот факт, что работа, которую бы рассматривали данную тему в комплексе крайне мало. Немало важным фактором является и то, что проблема личности в государстве в большей степени изучаются психологией, социологией и в меньшей юридическими науками. Наибольший вклад в изучение проблематике личности был сделан в советский период, о чем говорят такие известные работы И.С. Кона "Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", где рассматриваются вопросы социализации личности, ее роли в обществе.
Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейные, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. Для правовой государственности характерно также установление и строгое следование принципу взаимной ответственности государства и личности. В чем оно проявляется? Прежде всего, в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности. Государство принимает конкретные обязательства, которые направлены на обеспечение интересов личности. В свою очередь личность обязана соблюдать все правовые установления государства.
Следует отметить, что государство не может искусственно завышать или занижать объем прав и свобод личности, ибо завышение делает право функцией, а ограничение ведет к разрушению государства.
Курсовая работа посвящена рассмотрению вопроса касающихся непосредственно понятий личности и государства, их взаимозависимости и взаимоответственности.
Основная цель работы - раскрыть сущности взаимодействия государства и личности, конституционного механизма защиты прав личности в демократическом обществе.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
- раскрыть сущность государства;
- исследовать основные концепции прав личности;
- обосновать концептуальную основу правового статуса личности.
При написании данной работы были использованы как нормативные акты, так и учебная литература философской и юридической направленности, отражающая проблему взаимодействия государства и личности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использований литературы.
1. "Государство" и "личность" как исходные понятия
1.1 Понятие государства
Прежде чем рассматривать вопросы взаимоотношения государства и личности, необходимо определить такое понятие, как "государство". "Государство - продукт общественного развития" 1. Оно является исторически развивающимся явлением и соотносится с поступательным развитием общества. О том, как и в силу каких причин и условий возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного ответа. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей.
С точки зрения К. Маркса, общество - это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Организующей силой, способной обеспечить внутренний порядок и внешнего безопасность общества выступает государства. Следует отметить, что обобщающие понятие государства появилось в 16 веке. Его ввел Н. Макиавелли, использовав термин lo stato . Государство в истории политической мысли понималось и определялось различным образом. И в современной научной литературе существует, разные подходы и его рассмотрим некоторые из них. Юридический подход к пониманию государства состоит в том, что оно рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.
При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов; власть, территория, население.
Социологический подход заключается в том, что государство- явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. Однако, в данном подходе наблюдается два течения. Согласно первому государство отождествляется с обществом. Государство есть само общество, организованное особым образом. Отождествление общества и государства можно наблюдать у Кайта: государство-объединение людей под эгидой права.
Второй вариант социологического подхода состоит в том, что государство - относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это по сути дела современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства.
Следует отметить, что до недавнего времени в нашей науке безраздельно господствовала марксистско-ленинская теория государства, которая определяет государство исходя из его неизменной классовой природы: государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы. В настоящие время признаётся, что любая теория опирается на какие-то фактические данные, на обстоятельства, имеющиеся в реальной жизни.
Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное исторически меняющиеся общество. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной период развития общества.
Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, подпадающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Поэтому пестрота и противоречивость прогрессивных научных представлений о происхождении государства вполне объяснимо.
Итак, государство - определённая организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с обществом, в котором существует кроме государства и другие организации. Поэтому будет целесообразно рассмотреть специфические признаки государства, отличающие его от других организаций. Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые выделяются современными российскими исследователями, занимающихся проблемами теории государства (Хропанюк В.Н., Чердемцев П.Р. и др.). К таким признакам государства относятся следующее:
- единая территориальная организация политической власти;
- особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обебспечения его нормальной жизнедеятельности;
организация общественной жизни на правовых началах;
суверенная организация власти.
Государство - это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Все существующие доктрины едины в одном: государство является политическим институтом.
На современном этапе демократические режимы провозгласили курс на построение правового государства, характеризующееся формой организации и деятельности государственности, которая строится во взаимоотношениях индивидов и их различных объединений на основе норм права.
Будучи по - прежнему главной управляющей системой общества, в настоящие время государство начинает все более превращаться в органом преодоления социальных противоречий, учёта и координации интересов различных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы поддерживались различными общественными слоями. На первый план начинает выступать такие важные общедемократические институты, как разделение властей, верховенство закона, гласность, плюрализм мнений, высокая роль суда. Изменяется роль государства и на международной арене. Она проявляется во взаимных уступках, компромиссах, разумных договоренностей с другими государствами. Все вышеизложенное характеризует современное цивилизованное государство как средство социального компромисса (по содержанию) и как правового государства (по форме).
Одним из важных признаков правового государства является реальность прав личности. Связь личности и государства проявляется во взаимном влиянии и, в конечном счете, во взаимных правах и обязанностях.
Таким образом, анализируя изложение можно отметить, что существующие теории государства концентрируют внимание на человеке как стержне общества и государства.
Многие правоведы связывают правовое государство с республиканской формой правления и разделением государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
Этот принцип носит не самостоятельную, а инструментальную ценность, обеспечивает реализацию других целей.
Цели реализации принципа разделения властей: