Моральное разложение знати заставило Цезаря (100-45-44 гг. до н. э) ввести контроль за выполнением законов против роскоши, разврата, пьянства, разгульного образа жизни и наблюдение за женщинами легкого поведения. Эту задачу выполняла специальная полиция нравов, но малоэффективно.
Разорение мелких землевладельцев, восстания рабов и завоеванных Римом народов вынуждали господствующий класс искать новые формы эксплуатации угнетенных масс. Предотвратить разорение крестьянства пытались Тиберий и Гай Гракхи (II в. до н. э). В разгар борьбы с крупными землевладельцами Тиберий поставил перед народным собранием вопрос: "Должен ли трибун продолжать оставаться в должности, если он противодействует народу?" Так было сформулировано положение, согласно которому благо народа есть высший закон. Ослабить могущество верхушки рабовладельцев, возродить искусственным путем мелкое землевладение не удалось. Главная социальная база республики ослабевала. Недовольство крестьян совпало с мощным восстанием рабов в Сицилии (73-71 гг. до н. э) восстанием Спартака и др.
Шестилетняя война с нумидийцами, нашествие кимеров и тевтонов потребовали мобилизации всех сил. Военные ресурсы были на пределе. Это свидетельствовало о глубоком кризисе республики.
Консул Гай Марий (156-86 гг. до н. э) в конце II в. до н.э., чтобы увеличить приток людей в армию, разрешил набирать в нее всех желающих граждан, независимо от имущественного ценза, в т. ч. пролетариев. Солдат получал жалование, он мог рассчитывать на часть военной добычи, а после службы рассчитывал получить надел земли. Многие пролетарии охотно пошли служить. Так возникла профессиональная армия наемников. Теперь командующий мог использовать послушное ему войско для захвата власти. С моментом этой реформы гибель республики стала вопросом времени.
В 82 г. до н.э. полководец Сула занял Рим. По заранее составленным спискам "подозрительных" были уничтожены тысячи республиканцев. Эти списки получили название проскрипционных. Погибли тысячи безвинных. Среди них было немало стойких республиканцев. Проскрипционные списки с тех пор стали символом беззакония и жестокости. Сулла заставил народное собрание избрать его диктатором, причем впервые срок диктатуры не был ограничен. В сенат были назначены дополнительно 300 членов из числа сторонников диктатора. Опираясь на армию, Сулла стал неограниченным правителем Рима.
Постепенная ликвидация республиканских институтов продолжалась и во время гражданской войны (I в. до н. э). При Цезаре в сенат дополнительно вошли еще 300 его сторонников. В результате этот орган насчитывал 900 членов. Цезарь за свои победы получил звание постоянного диктатора и понтифика, а в 45 г. до н.э. ему присвоили титул императора. Он мог единолично осуществлять высшую власть, объявлять войну и заключать мир, распоряжаться казной, командовать войском. Однако республиканские традиции были еще живы.
Окончательный упадок республики и переход власти в руки одного человека произошел вскоре после убийства Цезаря (44 г. до н. э). Его дальнему родственнику Октавиану удалось полностью подчинить себе все прежние учреждения.
Государственный строй Рима в период республики
Политическая история Древнего Рима делится на два крупных периода: республику и империю. Римская республика просуществовала около пяти столетий, с 6 до 1 в. до н.э. На всех этапах она была рабовладельческой по своему историческому типу и аристократической по форме правления.
Центральными органами республики были сенат, народные собрания, магистраты. Высшие органы занимались представителями узкого круга знатных фамилий. Им же принадлежали крупные земельные угодья.
В Сенат (до Суллы состоял из 300 членов) входили наиболее богатые, именитые члены патрицианских фамилий, лица, занимавшие в прошлом высшие должности в магистратуре, а также те, кто оказал большие услуги государству. Со временем по закону Овиния в сенат стали избирать представителей плебеев.
Сенат - высшее правительственное и административное учреждение. Формально он не имел законодательных прав. По любому вопросу Сенат выносил свое суждение, мнение (сенатус-консульты). Юридически его решения не являлись обязательными для магистратов и народных собраний. На практике он имел огромный авторитет. Без предварительного согласия сената народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избирать магистратов. Сенат осуществлял высшую правительственную власть. Он ведал финансами, государственным имуществом, участвовал в решении вопросов внешней политики, назначал военачальников, определял меры государственной безопасности, поддерживал общественный порядок в Риме и т.д. Он мог объявить чрезвычайное положение в стране.
Класс рабовладельцев видел в сенате наиболее важное учреждение государства, призванное охранять их интересы. Значение сената стало падать после гражданских воин и установления военных диктатур. После разгрома демократических сил сенат стал главной опорой нобилитета и олигархии. Через этот орган диктатур Сулла и его последователи оформили свою неограниченную власть.
Народные собрания (comite - комиций) считались законодательными органами. Они были трех видов. К первому относились собрания по центуриям. Они решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство, являлись высшей апелляционной инстанцией для приговоренных к смертной казни.
Ко второму виду комиций относились собрания по территориальным трибам. Здесь преобладало влияние плебеев. Такие собрание назывались плебейскими сходками. Со временем роль этих собраний возросла, особенно в области законодательства, т.к их решения не нуждались в утверждении сенатом. Плебейские сходки решал вопросы о допуске на высшие должности магистратов из числа плебеев. Позднее эти собрания стали издавать законы, обязательные для всех граждан. К ним перешел ряд полномочий, ранее принадлежавших центуриальным комиссиям.
Третий вид народного собрания составляли куриатные комиции. При родовом строе они играли важную роль, но после возникновения государства ее утратили. Они решали вопросы брачно-семейных отношений, наследства, совершения религиозных обрядов.
Народные собрания в Риме не играли такой роли, как в Афинах. Ведущая роль в системе высших органов принадлежала сенату, граждане не обладали правом законодательной инициативы.
Повседневная исполнительно-распорядительная власть находилась в руках магистрата. Консулы, преторы, цензоры избирались центуриатными собраниями. Курульные эдилы (городские магистраты), квесторы - плебейскими собраниями. Все они были в зависимости от сената. Первое время магистраты избирались только из патрициев. В конце V в. до н.э. доступ к этой должности получили плебеи.
Распоряжения магистратов считались обязательными для всех граждан. Они могли наложить вето на решения коллег. Должности магистрата, исключая диктатора, интерекса и начальника конницы, были выборными, срочными и безвозмездными. Верховными магистратами считались консулы (опекуны государства). На эти должности могли избираться лица не моложе 43 лет сроком на год.
Консулы созывали сенат, председательствовали в народных собраниях, издавали обязательные постановления и могли выносить административные взыскания, имели право ареста и даже осуждения к смертной казни. Они были главнокомандующими войсками в провинций и Риме, осуществляли высшую административную власть. Консулы имели неограниченную военную власть за пределами римской городской черты. При чрезвычайных обстоятельствах сенат принимал решение о назначении диктатора, власть которого была безграничной, но не бессрочной (до 6 месяцев).
К магистратам относились цензоры, избиравшиеся на 5 лет. Они составляли списки граждан по имущественному цензу, на основании которых производилось налоговое обложение.
Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор и направлял их в суд для разрешения по существу.
Претор замещал консула. Наиболее важные решения преторов по гражданским делам составили преторское право, которое во II в. до н.э. стало важнейшей частью знаменитого римского частного права. В подчинении претора были уголовные или ночные триумвиры, производившие аресты, казни, наблюдавшие за тюрьмами. Имелись монетные триумвиры.
К магистратуре низшего ранга относились курульные эдилы и квесторы. Эдилы наблюдали за порядком на рынках Рима, устраивали зрелища, издавали распоряжения о продаже рабов, животных. В обязанности квесторов входило расследование уголовных дел.
Формально магистратом мог быть любой гражданин Рима. Фактически доступ на такие должности был ограничен материальным положением. Учитывалось происхождение. Далеко не всякий мог бесплатно в течение года исполнять обязанности магистрата.
Несомненно, борьба плебеев за равенство в правах с патрициями и за доступ к должностям способствовал демократизации государственного строя. Однако система государственных учреждений республики была рассчитана на управление городом Римом и его окрестностями. Следовательно, многие из указанных институтов (выборность должностных лиц, их ответственность перед народным собранием, некоторый демократизм устройства государства) не распространялись на захваченные народы. в) Государственный строй Империи.
Начальный период монархии назывался принципатом, последующий - доминатом.
В первый период (I - III вв.) республиканские учреждения формально еще сохранились, хотя их самостоятельность была утрачена. Множилась армия чиновников - военных, гражданских, придворных. Действовал разветвленный аппарат тайной полиции. Доносчики по политическим делам получали 1/4 часть имущества осужденных.
Роль народных собраний уменьшилась. Их функции перешли к принципсу и сенату.
Магистраты фактически стали чиновниками принципса. Должность претора, эдилов, народных трибунов, квесторов потеряла реальное значение. Чиновники стали получать жалование от принципса, от него же зависел срок пребывания в должности.
В руках императора сосредоточилась необъятная власть: издание законов, командование войском, высшая административная и судебная власть. Он считался главным блюстителем религии, а за свои поступки отвечал перед "богом и историей". Тем не менее, его судьба зачастую зависела от расположения войска, особенно трех главных армий, стоявших на Рейне, Дунае и Евфрате.
Доминат - эпоха абсолютно неограниченной власти одного человека, выражавшего интересы крупных рабовладельцев, установился в Ш в. Известный римский юрист Ульпиан говорил: "Что угодно принцепсу - имеет силу закона". Власть доминуса считалась выше законов и обожествлялась. Управление строилось на строго централизованных началах при посредстве чиновников. Доминус опирался на постоянную армию, служба в ней считалась почетной профессией.
Установление империи привело к усилению эксплуатации народных масс. Римское государство превратилось в гигантскую машину для ограбления народов.
В период империи была реорганизована полиция. Если раньше она подчинялась консулам и эдилам, то принципсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Во главе провинциальной полиции стоял легат.
При императоре Диоклетиане (284-305 гг.) все полицейские силы были централизованы, управление ими перешло в ведение начальника императорской канцелярии. Массовые волнения рабов, восстания в провинциях подавлялись с помощью преторианских кагорт. В правлении Диоклетиана римское государство состояло из 2 империй: Восточной и Западной. Восточная империя стала позднее называться Византией. Ее столицей был Константинополь. Каждая империя разделилась на 2 префектуры, которые в свою очередь были разбиты на диоцезы. Лучшим методом управления разноплеменных народов и государств считался принцип: разделяй и властвуй. Не случайно германские племена не встретили сильного сопротивления, когда двигались на Рим. Арабы и славяне, наступая на Византию, не редко встречали поддержку со стороны Рабов и мелких крестьян.