Существует ли в Государстве Израиль принцип разделения властей? Кто тот «высший контролёр», чьи решения беспристрастны и справедливы?
Верховный суд Израиля однажды констатировал, что «некоторые ограничения свободы личности нельзя не ввести с тем, чтобы она не повредила свободе других людей или интересам общества». Таким образом, решения Кнесета, связанные с такими ограничениями, были отменены.
В любой демократической стране, а Государство Израиль, не исключение, существует принцип разделения властей. Соблюдение этого принципа, по моему глубокому убеждению, основывается на моральных принципах власть предержащих! Ибо если парламентарий зависит от бизнес-группы, которая его «продвинула» в депутаты, то при распределении, например, бюджетных средств, чьи интересы этот политик будет лоббировать? Ответ очевиден. Тоже самое касается и судей: трудно устоять от соблазна принять решение не по закону, а в пользу, ну, скажем, представителя одной и той же с судьёй национальности.
Таким образом, контролировать судей может только их собственная совесть, что в подлинно демократическом обществе - не пустой звук.
Вопрос № 2. По утверждению тель-авивского политолога Г. Барзилая, «Верховный суд Израиля, выступая в качестве Высшего суда справедливости, стал играть беспрецедентно важную роль в израильской политике. Произошло это в результате поляризации (а зачастую и раскола) политических институтов власти в Израиле. Как политический игрок, жаждущий достигнуть максимума, суд стремится воспользоваться плодами своей популярности, которой он достиг вследствие поляризации партийной системы… Именно поляризация партийной системы привела к развитию социальных и политических условий, в которых стало возможным столь заметное изменение статуса Верховного суда Израиля».
Проанализируйте процесс усиления роли высшего суда справедливости в Государстве Израиль. Считаете ли Вы, что именно поляризация политических институтов власти в Израиле способствует усилению влияния Высшего суда справедливости - или же, по Вашему мнению, есть и другие значимые факторы, объясняющие изменение статуса Верховного суда в Государстве Израиль?
Ответ:
«Верховный суд будет рассматривать апелляции и обжалования, поданные на приговоры и решения окружных судов. Верховный суд будет функционировать также как Высший суд справедливости и в этом качестве будет заседать по делам, справедливое решение которых, по его мнению, требует судебной поддержки и на которые не распространяется юрисдикция любого другого суда".Основной закон: Судебная система» (принят в 1978 году).
«Пожалуй, ни один институт государственной власти в Израиле за все время его существования не вызывал столь ожесточенных споров и столь напряженно-пристального внимания общества, как Верховный суд в последнее десятилетие. Показателем интенсивности общественной дискуссии стало возникновение двух мифологем, отражающих образцы коллективного сознания противоборствующих групп. Одна из них нашла свое популярное выражение в создании образа "богохульного" суда, "гонителя евреев" (именно этим эпитетом был награжден председатель Верховного суда Аарон Барак), насаждающего чуждые еврейскому народу ценности. Мифотворчество противоположной стороны выразилось в создании не менее экзальтированного и почти симметричного образа Верховного суда как единственного оплота демократии, причем любая попытка критического анализа и оценки деятельности Верховного суда в целом и его отдельных решений должна пресекаться,- в лучшем случае как "косвенная поддержка" оппонентов. Немалая часть светской, демократически ориентированной публики испытывает по отношению к Верховному суду почти религиозное чувство. "Они верят в Бога, а мы- в БАГАЦ! (Высший суд справедливости широко известен как БАГАЦ- аббревиатура ивритского названия Бейт-мишпат гавоа ле-цедек.)"- заявила одна из сторонниц светского либерального государства, мотивируя свое нежелание видеть партию ШАС членом правительственной коалиции.» (Д. Зисерман- Бродская, «Верховный суд Израиля и публичная дискуссия о его функциях», Иерусалим: культурно- просветительское общество «Теэна», 2000, стр. 15).
Вышеуказанное обширное цитирование показывает, что не смотря на различное и, зачастую, противоположное отношение к роли Верховного суда Израиля, все заинтересованные стороны указывают на несомненное увеличение роли этого верховного арбитра в политической жизни страны.
Важнейшим элементом конституционно-правовой системы Израиля, и это стоит особо отметить, является Верховный суд, созданный 15 сентября 1948 г., спустя пять месяцев после провозглашения государства, в условиях, когда Израиль вел тяжелейшую войну за независимость. В отсутствие "классической" конституции Верховный суд в Израиле выполняет и функции конституционного суда. Одно из важнейших направлений его деятельности - контроль над административными актами и недопущение ущемления прав граждан государственными структурами.
«Обострение общественной дискуссии вокруг Верховного суда обычно связывают с политикой так называемого "судебного активизма", проводимой под руководством нынешнего председателя Верховного суда Аарона Барака.» (Д. Зисерман- Бродская, «Верховный суд Израиля и публичная дискуссия о его функциях», Иерусалим: культурно- просветительское общество «Теэна», 2000, стр. 15).
Политика Верховного суда стала возможной в рамках важных конституционных изменений. В 1992 году Кнесет утвердил два новых основных закона- "О свободе занятий" и "О достоинстве и свободе человека". Новое законодательство закрепило права на жизнь, физическую безопасность, человеческое достоинство, надлежащее судебное разбирательство, владение имуществом, невмешательство в личную жизнь, свободу предпринимательства и свободу передвижения. Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией в стране. Так как в Израиле нет закона о конституционном суде и не существует конституционного суда как отдельной инстанции в структуре государственной власти, то согласно принятой практике, закрепленной в одной из статей Основного закона о судопроизводстве, согласно Положению, опубликованному в 1984 г., функции контроля за доскональным соблюдением законов государственными институтами возложены на Верховный суд, выступающий в таком случае как Высший суд справедливости (БАГАЦ). В начальный период существования государства Высший суд справедливости рассматривал почти исключительно индивидуальные жалобы граждан по поводу нарушения их прав и свобод. С течением времени, однако, в Высший суд справедливости стали подаваться иски о соответствии принятых Кнесетом решений основным законам государства. Так, например, в 1981- 1982 гг. Верховный суд дважды отменял принятые Кнесетом законодательные акты как не соответствующие Основному закону о Кнесете. В последние годы подобная практика стала повсеместной; более того, 24 сентября 1997 г. Верховный суд впервые признал одно из положений принятого Кнесетом закона «антиконституционным», чем окончательно утвердил себя в качестве конституционного суда.
Как видно из вышеуказанного, основная задача Верховного суда - это защита прав человека.
По справедливому, на мой взгляд, замечанию, Г. Барзилая, роль суда увеличивается именно в момент поляризации партийной системы в Израиле. Каждая партия, выражая, несомненно, интересы своего електората, в той или иной мере затрагивает (если не сказать, ограничивает, права других граждан). А что уж тут говорить о правах неграждан ? (Тут следует заметить, что Верховный суд Израиля рассматривает жалобы и неграждан, что, согласитесь, неслыханная практика! Прим. моё).
Термин «права человека» относится к основным правам личности по отношению к обществу и государству. Основные права личности определяются в конституции или основных законах государства, не подлежащих отмене или изменению иначе, чем решением квалифицированного большинства законодательного органа, референдума и т. п. Они считаются постоянно действующими в силу самой природы человека, независимо от того, включены они в законодательные акты или нет. Права человека не зависят от личных достоинств, происхождения, имущественного или иного положения. Различают несколько основных групп прав человека: право на жизнь, безопасность и достоинство; право на свободу, равноправие; право на справедливое судебное разбирательство. Современная концепция прав человека в большой мере зиждется на принципах, которые еще в глубокой древности были сформулированы еврейской религией ( Библия. История создания и характеристика отдельных книг Библии. Основы библейского мировоззрения) и тысячелетиями оставались главными ориентирами национальной жизни и культуры евреев. Идея самоценности человека выросла из положения иудаизма, согласно которому человек сотворен по образу и подобию Божьему и, следовательно, особо выделен из сотворенного Богом мира (Быт. 1:27; ср. Пс. 8:5–7).
Подчеркивая неразрывную связь с этими традициями, Декларация независимости Израиля отмечает, что еврейское государство возрождается в стране, где еврейский народ создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и дал миру в наследие нетленную Книгу книг, а также провозглашает твердое обязательство сохранять верность этим ценностям: «Государство Израиль... будет зиждиться на основах свободы, справедливости и мира, в соответствии с идеалами еврейских пророков. Оно осуществит полное общественное и политическое равноправие всех своих граждан без различия религии, расы или пола. Оно обеспечит свободу вероисповедания и совести, право пользования родным языком, право образования и культуры. Оно будет охранять святые места всех религий и будет верно принципам Хартии Организации Объединенных Наций».
Скажите пожалуйста, нарушаются ли права человека, когда военные власти под предлогом безопасности закрывают газету или радиостанцию? А когда муниципалитет не разрешает построить дом представителю национального меньшинства в поселении, где живёт национальное большинство? И если директор в школе заставляет/запрещает носить религиозные атрибуты своим ученикам? Более того. Как часто это бывает, тот или иной руководитель избирается или назначается по квоте своей партийной организации и его действия направлены на выполнение партийной программы.
В качестве Высшего суда справедливости Верховный суд правомочен: издавать распоряжения об освобождении незаконно задержанных лиц; указывать государственным и местным властям и должностным лицам осуществить или воздержаться от осуществления какого-либо действия в рамках их полномочий; отдавать распоряжение судам низших инстанций (включая религиозные суды) и другим юридическим органам приступить к рассмотрению определенного дела, воздержаться или прекратить рассмотрение такового, а также отменить незаконное судебное решение или предписать пересмотр дела.
На повышение роли Верховного суда влияют и другие факторы. Самым главным, пожалуй, является то, что в Государстве Израиль нет писаной конституции. Этот фактор постоянный. Но именно в деле защиты прав человека от «вмешательсв» партийно- идеологических программ в условии нарастающей поляризации общества, роль Верховного суда Израиля трудно переоценить!
Вопрос № 3. А) Поясните важность конституции для существования устойчивой политической системы.
Б) Проанализируйте основные противоречия по вопросу о принятии в Израиле конституции (с точки зрения её сторонников и противников) с момента основания государства в 1948 году и до наших дней.
Ответ:
Значение Конституции в том, что она закрепляет в государстве основы государственной политики, направленной, в первую очередь, на обеспечение прав и свобод человека и достойных условий его жизни. Она закладывает серьёзные основы для развития и укрепления демократической, социальной и правовой державы, в которой человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность определяются наивысшей социальной ценностью.
«Через содержание Конституции проводится чрезвычайно ценная и гуманная идея о том, что именно держава функционирует для человека, отвечает перед ним за свою деятельность, а не наоборот. Мы все это сеогодня понимаем, что иначе и не должно было быть. Но понимания мало. Очень важно, чтобы Украинский Народ не просто почувствовал, а стал настоящим источником власти, смог это реализовать через соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Оно должно в определённых формах развиваться во всех сферах жизни.
Кроме политического значення, новая Конституция Украины имеет чрезвычайно большую юридическую ценность как правовой акт. Она - Основной Закон государства, который имеет наивысшую юридическую силу. Все законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на её основе и должны соответствовать ей» (Н. Новик, канд. ист. наук. Студентческо-преподавательская газета Житомирского государственного университета им. И. Франко «Универсум», № 5, июнь 2003 г., перев. с укр. мой.)
Такие проникновенные слова сказал в день празднования годовщины принятия Конституции Украины украинский учёный. Всё сказанное выше важно и для любой другой страны. Я скромно предполагаю, что это применимо и для Государства Израиль.
Страницы: 1, 2