Регулирование предела повышения цен. Установление пределов повышения цен было предложено С. Литтлчайлдом и впервые применено для контроля цен компании "British Telecom", приватизированной в 1984 г.
Было предложено ограничить повышение тарифов, которые взимались "British Telecom" на тех сегментах рынка (аренда проводных линий связи и местные телефонные переговоры), где она еще сохраняла существенную монопольную власть после приватизации. Стоимость данного набора услуг должна была ежегодно снижаться в реальном выражении на определенную величину. Иными словами, формула предела относительного повышения цен имела вид:
ΔP = ΔPR - X, (5.2.2)
где ΔP - предел относительного повышения цен;
ΔPR- относительный прирост розничных цен;
Х - планируемое органом регулирования относительное снижение уровня цен в реальном выражении.
По мнению авторов этого подхода к регулированию цен, указанная формула должна была обеспечить защиту потребителей от повышения цен в реальном выражении, стимулировать компанию повышать свою эффективность и снижать издержки. Кроме того, предполагалось, что регулирование цен, согласно этой формуле, значительно упрощается по сравнению с ограничением нормы доходности, поскольку не требует оценки затрат и величины инвестированного капитала. Предел повышения цен не связан с изменениями прибыли регулируемой компании, хотя безусловно подразумевает определение исходной величины прибыли в момент установления первоначальных цен при введении регулирования и при их пересмотре в последующем.
Второй компанией, для которой были введены пределы повышения цен, стала приватизированная в 1986 г. "British Gas". Формула для расчета предела повышения цен была несколько откорректирована. Формулу определения предела повышения цен для "British Gas" можно записать в следующем виде:
ΔP = ΔPR - X + ΔC, (6.2.2)
где ΔP - предел повышения цен;
ΔPR - прирост розничных цен;
Х - ожидаемый рост производительности (для "British Gas" он был установлен на уровне 2 % в год);
ΔC - изменение стоимости добычи и переработки (для "British Cas" = 4 %).
Несколько иначе была определена формула предела повышения цен для предприятий водоснабжения, также приватизированных в 1986 г. Очевидно, что прямая конкуренция между компаниями в данной отрасли невозможна. По этой причине снова было предложено регулировать цены, а не прибыль, причем основываясь на "косвенной" конкуренцииа, именно сравнении затрат между компаниями одной отрасли, расположенными в разных районах страны и прямо не конкурирующих друг с другом. Органы регулирования заставляют компании косвенно конкурировать друг с другом в борьбе за улучшение определенных показателей. В частности, сопоставление затрат между компаниями для определения возможных резервов повышения эффективности должны проводиться органами регулирования в момент установления и пересмотра исходных цен. В дальнейшем исходные цены должны были меняться с учетом снижения цен в реальном выражении, а также затрат на осуществление инвестиционных проектов, необходимых для повышения качества воды (потребность отрасли в инвестициях была очевидна в момент приватизации).
Сравнение регулирования на основе нормы доходности и пределов повышения цен. За последние 8-10 лет опубликовано множество исследовательских работ, в которых сравнивают эти два подхода, причем мнения авторов относительно эффективности использования того или иного метода регулирования цен часто диаметрально противоположны. Разберем более подробно аргументы в пользу применения того или иного подхода и их влияния на поведение предприятий.
На практике различия между введением предела повышения цен и фиксацией нормы доходности не так велики, как кажется на первый взгляд. Оба подхода определенным образом сочетаются. Во-первых, при установлении исходной цены в случае введения предела повышения цен нужно использовать определенную норму доходности. Во-вторых, нормы доходности на капитал учитываются при пересмотрах цен (в Великобритании, к примеру, при регулировании пределов повышения цен исходные цены пересматриваются обычно каждые 5 лет). Но поскольку пересмотр исходных цен происходит достаточно редко, введение предела повышения цен и фиксация нормы доходности оказывают различное влияние на регулируемые фирмы.
С точки зрения фирм фиксация нормы доходности предпочтительнее в случае роста затрат: предприятие обращается в регулирующую организацию с просьбой разрешить увеличение цен и, как правило, получает на это разрешение; при использовании предела повышения цен прибыли компании просто бы сократились без всякой компенсации - следующий пересмотр цен может быть через несколько лет. С другой стороны, при снижении затрат фирмам выгоднее использовать предел повышения цен, что позволит им увеличить свои прибыли. Можно сказать, что бремя повышения цен на ресурсы при регулировании с помощью нормы доходности несут потребители, а при применении пределов повышения цен - сама компания.
Хотя использование предела повышения цен и стимулирует фирмы снижать затраты, повышая свою эффективность, но более высокая степень риска вызывает увеличение цены капитала - инвесторы готовы вкладывать деньги в предприятие, только если доходность их вложений будет выше, чем в случае инвестирования в компании, регулируемые при помощи фиксации нормы доходности, а потому и имеющие более стабильные прибыли.
Ряд исследователей не столь благожелательно относится к введению пределов повышения цен, считая саму идею несостоятельной по всем параметрам. Как типичные приведем аргументы известного специалиста по теории организации промышленности У. Шепарда:
1. Установление пределов повышения цен позволяет доминирующей фирме предпринимать любые антиконкурентные действия, которые она сочтет нужными.
2. Принятие текущих цен за точку отсчета ведет к сохранению неэффективности. 3. Корректировка цен на величину инфляции производится по индексам потребительских или розничных цен. В них не учитывается явным образом изменение цен на ресурсы, потребляемые естественной монополией Кроме того, значительную (если не преобладающую) часть затрат естественных монополий составляют косвенные расходы, а проблема их разделения между отдельными видами продукции не имеет однозначного решения.
4. Определение величины параметра Х требует от регулирующей организации определенных предположений относительно возможностей технического прогресса отрасли и прогноза ее развития, а такого рода предположения никогда не могут быть точными.
5. Введение пределов повышения цен аргументировалось, помимо прочего, упрощением процедур регулирования и ростом степени их прозрачности. На деле для принятия решений о пределах повышения цен требуется столько же информации о затратах (для установления исходных цен), сколько нужно и при традиционном методе регулирования нормы доходности.
"Пределы повышения цен, - заключает Шепард, - представляют собой иллюзорную попытку избежать реалий регулирования"[11,ст.3-5].
2.3 Государственное регулирование цен.
Государство посредством активной ценовой политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования, например долгосрочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь, городское хозяйство и т.д.. Это осуществляется как через различные виды договорных цен, так и через государственные заказы и закупки.
При этом следует учитывать два аспекта, связанные с государственным регулированием цен:
с одной стороны, устанавливаемая государством цена не может достаточно быстро меняться под влиянием изменений спроса и предложения, поэтому может возникать дефицит или затоваривание продукцией, не находящей сбыта;
с другой стороны, при полном отказе от вмешательства государства в процесс ценообразования общество лишает возможности воздействовать на уровень цен отраслей и предприятий-монополистов, а также лишает малообеспеченную часть населения социальной поддержки.
В целом, в переходный период необходимость государственного
регулирования ценообразования сохраняется. Прежде всего, государственное
ценообразование является определяющим в деятельности естественных монополий.
Практика показала, что неконтролируемые государством темпы прироста цен и
тарифов на их продукцию и услуги существенно выше, чем в промышленности, и
особенно в сельском хозяйстве. Улучшение действующего порядка регулирования цен
и тарифов в отраслях естественных монополий должно включать совершенствование
законодательной и нормативно-методологической базы, конкретных методов
ценообразования, а также контроля за их уровнем и обоснованностью включаемых в
них затрат. С целью обеспечения "справедливого" дохода и поддержания
воспроизводственных процессов, для естественных монополий обычно
устанавливаются цены на уровне средних издержек. Но такой подход в конечном
итоге лишает монополистов стимулов к снижению издержек производства. Это
противоречит интересам всех других производителей товаров и услуг,
заинтересованных в снижении тарифов на грузовые перевозки и на электрическую
энергию, цен на природный газ для промышленности.
Необходимо проведение инвентаризации затрат и соблюдение главного принципа
формирования цен производителей - соответствия реальным затратам, включающим
текущие и инвестиционные затраты (создание дополнительных производственных
мощностей), при строгом контроле со стороны государства за ценами и тарифами
естественных монополий. Критерии эффективности и принципы ценообразования для
всех производителей должны содействовать их заинтересованности в снижении
издержек и сокращении неэффективных расходов.
Для защиты общества от злоупотреблений монопольным положением с одной стороны и обеспечения условия эффективного развития предприятиям-монополистам - с другой стороны, государственная политика ценообразования должна сочетать в себе комбинацию следующих мер:
1) установление фиксированной цены на продукцию (услуги) монополиста;
2) установление предельных цен на продукцию;
3) установление предельного коэффициента изменения цен;
4) установление режима свободных цен.
Роль государства в ценовой сфере реализуется через проведение государственной ценовой политики и государственного регулирования цен.
Государственная ценовая политика - комплекс гражданско-правовых, административных, экономических и иных мер в области ценообразования и контроля за ценами, осуществляемого органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления.
Государственное регулирование цен - воздействие органов государственной власти на условия и порядок формирования и применения цен, предусмотренное законами и иными нормативно-правовыми актами, как федеральными, так и региональными.
Существует несколько способов регулирования цен. В общих чертах проведём наиболее распространённые из них. При включении отрасли в состав регулируемых уровень цен продукции действующих в ней компаний определяется необходимостью обеспечения каждой из них дохода, полученного в неком базовом, или «пробном», году. Сведения о доходе черпаются из бухгалтерской отчетности фирмы, которая тщательно проверяется.
В качестве основной составляющей дохода регулируемой компании выступают средства, призванные компенсировать текущие издержки производства и реализации продукции, амортизацию материальных носителей основного капитала, суммы выплачиваемые фирмой в виде налогов. Доход должен также включать так называемую дополнительную прибыль, размер которой определяется на основе нормы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11