· принцип приоритета норм международного права перед внутригосударственным правом.
Принято считать, что социальный характер может быть обеспечен:
· правом граждан требовать обеспечения определенного прожиточного минимума или хотя бы пособия. дающего возможность существования;
· закреплением разумной налоговой политики;
· государственной защитой потребителей;
· государственной помощью, прежде всего материальной, категориям лиц, которые в силу объективных причин нуждаются в ней – инвалидам, престарелым, многодетным, матерям–одиночкам и т.д.;
· бесплатной медицинской помощью тем, кто не может ее оплатить и т.п.
Идея разделения властей возникала еще у мыслителей древности. Об «отдельных частях» государства писал еще великий Аристотель.
Однако идеи Аристотеля были прочно забыты и около двух тысяч лет пролежали втуне. Лишь в XVII веке они были как бы вновь открыты. Принято считать, что теорию разделения властей заново сформулировал и пустил в свет выдающийся английский мыслитель Джон Локк в книге «Два трактата о правительстве» (1689 г.).
Идеи Джона Локка о разделении властей и о естественных правах человека оказали сильное влияние на американскую политическую мысль в эпоху борьбы за независимость. Хорошее знакомство с его трудами показал, к примеру, один из авторов Декларации Независимости Томас Джефферсон.
Джон Локк писал о разделении властей на законодательную и исполнительную и союзную (федеральную). Судебную власть Джон Локк включал в исполнительные органы.
Революции конца XVII–XVIII веков, получившие название буржуазных революций, происходили в Англии, Голландии, Франции. Там и появлялись мыслители – предтечи революций и их теоретики. Среди них были Вольтер, Жан–Жак Руссо и, безусловно, великий Шарль–Луи Монтескье де Секонда барон де Ла Бред. Монтескье развил теорию разделения властей, выдвинутую Локком, в книге «О духе законов» (1748 г.).
По мнению Монтескье, разделение власти никоим образом не означает противоборство между властями. Чтобы государственная власть могла работать, три власти должны сотрудничать и уравновешивать друг друга.
Власти, как считал Монтескье (и этим его взгляд отличался от взглядов Локка), должны быть равноправны, а также сдерживать и дополнять друг друга – в этом он видел гарантию политических свобод и предотвращения злоупотребления властью.
Эти идеи проникали в душу и сердце передовым людям своего времени. Идеи Монтескье были повторены англичанином Блэкстоном в его знаменитых «Комментариях» (1765 г.).
Однако главным в этих идеях было, конечно, не их научная ценность, а, так сказать, практическое применение. А первыми в государственно–правовой практике идеи Монтескье применили так называемые «отцы–основатели», т.е. создатели первой современной писаной конституции – американской Конституции 1787 г. В их числе были люди, получившие юридическое образование, бывавшие в Европе и, естественно, знакомые с трудами Локка, Монтескье, Блэкстона. Это, прежде всего, Джеймс Мэдисон, Александр Гамильтон, Бэнджамен Франклин, Джеймс Вильсон.
Созданная ими конституция построена на принципе разделения властей.
Нужно заметить, что теория разделения властей – это как бы предпосылка демократического государства. Это распределение полномочий между частями государственного механизма, но разделения властей недостаточно для реальной демократии, для того, чтобы ветви власти не пытались усилить свои полномочия за счет других.
Непременным атрибутом системы разделения властей является система «сдержек и противовесов», идея которой содержалась, как мы видим, в работах Монтескье и Блэкстона, но которая наиболее четко и деятельно была разработана американскими «отцами–основателями».
Вообще, лучше всего проиллюстрировать систему «сдержек и противовесов» на американской схеме.
Парламент (Конгресс)
I. Может сдерживать президента следующим образом:
1. отказав президенту принять законопроект, который он внес;
2. принять закон, преодолев президентское вето;
3. использовать право импичмента и отстранить президента от должности;
4. не утвердить президентские назначения на должность.
II. Может сдерживать суды следующим образом:
1. принимая законы, изменяя количество и юрисдикцию судов;
2. использовать право импичмента и отстранять судей от должности;
3. отказаться утвердить назначения на должности судей.
Президент
1. Является балансом (противовесом) парламента, подписывая (промульгируя) принятые законы.
2. Может сдерживать парламент при помощи вето, применяемого к принятому закону.
3. Является балансом для судов, назначая судей.
Суды
1. Являются балансом парламента, используя возможность и право толкования законов.
2. Могут сдерживать парламент, объявляя законы неконституционными.
3. Могут сдерживать президента, объявляя его действия или действия его подчиненных неконституционными или несоответствующими закону.
Отметим, что в парламентских республиках и монархиях механизм «сдержек и противовесов» так четко не просматривается, однако же каждая из ветвей власти имеет свой круг полномочий, и многовековая политическая и правовая культура удерживает их от попыток доминирования одной за счет другой. Независимые суды служат арбитрами при возможных спорах и конфликтах.
Современные конституции закрепляют принцип разделения властей, ибо он носит универсальный характер. Так, ст.26 Конституции Греции закрепляет положение, что законодательная власть принадлежит Парламенту и Президенту Республики, а исполнительная – Президенту Республики и Правительству. О законодательной власти (ст.66), исполнительной власти (ст. и полномочиях судов (ст.117) говорится в Конституции Испании.
2. Основные функции государства
государство политический конституция демократия
Вопрос о функциях государства, по традиции, рассматривается, прежде всего, теорией государства и права. Однако оставить его без внимания невозможно и в курсе конституционного (государственного права).
Поскольку государства, несмотря на «разделение властей» и «сдержки с противовесами», может рассматриваться, как нечто целое и единое (например, «government» (англ. яз.) или «урад», «уряд» (бел. и укр. языки), переводимые как «правительство», означают нечто большее, т.е. тот самый государственный механизм, который управляет делами общества), постольку функции государства могут рассматриваться, с одной стороны, в обобщенном (упрощенном) виде и, с другой стороны, более конкретно, применительно к ветвям власти и к отдельным органам государства.
Функции государства, как основного элемента политической системы, можно сформулировать следующим образом.
1. Регулятивная функция – заключается в обеспечении и регулировании деятельности всех общественных, политических институтов и структур.
Реализуя эту функцию, государство принимает нормы, определяющие порядок работы политических партий, союзов, ассоциаций, их взаимоотношения с государством и друг с другом. Регулятивная функция – это работа по установлению правил и, так сказать, рамок деятельности различных политических сил с тем, чтобы они действовали в пределах права и общепризнанных демократических традиций. Государство обязано принимать меры для того, чтобы предупреждать или минимизировать различные, так сказать «нестандартные» общественно–политические акции, предотвратить столкновения различных противоборствующих групп, предотвращать политическую преступность, терроризм.
Регулятивная функция, по нашему мнению, имеет два направления или две сферы – политическую и экономическую. О политической мы сказали несколько слов; экономическая близка к политической в смысле приемов и методов, но, естественно, отличается содержанием. В экономической сфере государство регулирует экономические отношения между социальными группами, между заинтересованными в противоположных решениях отраслями производства, национальными и транснациональными компаниями между торговлей и производством, между добывающей и перерабатывающей промышленностью и т.д.
2. Социальная функция означает принятие на себя государством обязательств по материальному обеспечению лиц, нуждающихся в социальной защите – инвалидов, престарелых, малоимущих, одиноких матерей, больных и т.д. В ряде стран принимаются специальные программы занятости и переподготовки для безработных. Очень важное место в данной сфере занимают программы медицинского страхования, строительства дешевого жилья.
Долгое время в советской литературе отмечалось, что только наше советское государство заботится о «сирых и несчастных», а в «каменных джунглях Запада» человек представлен сам себе и, потеряв работу, теряет жилье, машину, и все, все, все... Действительность выглядит несколько иначе. Потеряв работу, практически во всех странах Запада, человек становится на учет и получает пособие по безработице, иногда равное 60–70% последнего заработка, иногда пособие меньше, но всегда достаточное для сносного проживания. К этому добавляются талоны на еду, иногда деньги на уплату квартплаты. Главная проблема безработных, как оказалось, не нехватка денег, а психологический и моральный стресс человека, выбитого из колеи. Бездомные на улицах – это, как правило, психически больные люди, которым более пригодилась бы медицинская помощь. Чего не знают наши люди, так это то, что большинство образованных американцев считают президента Билла Клинтона «социалистом», т.к. при демократе Клинтоне, в отличие от республиканцев Буша и Рейгана, социальная помощь за счет бюджета, т.е. за счет перераспределения средств бюджета, т.е. за счет перераспределения средств населения составляет миллиард долларов.
Это не значит, что при Буше и Рейгане такой помощи не было. Она была. Разница в количестве, в величине процента от общей суммы бюджета. Суть так называемой «рейганомики» была в том, что Рейган несколько ослабил груз налогов на доход (налоги всегда были и есть пропорциональны величине доходов).
Убавив налоги на богатых, он несколько уменьшил помощь бедным, но экономика отозвалась резким подъемом, т.к. богатые пустили не изъятые государством деньги на развитие производства. Однако граждане «соскучились» по более активной социальной помощи и проголосовали за Клинтона.
Кроме того, любое западное государство уделяет большое внимание отношениям между работодателями и работниками. В ряде случаев органы государства, принимая законы и подзаконные акты, прямо предписывают работодателям соблюдение социальных условий. Это и определенный минимум заработной платы (например, почасовой), это и перечень условий труда, и максимум рабочего времени и обязательные отчисления работодателей в страховые фонды и т.д.
Главная причина стойкой нелегальной трудовой иммиграции (например, мексиканцев в США, жителей бывших социалистических стран в Западную Европу и т.д.) в том, что за нелегалов не нужно платить различных взносов и сборов, поэтому скаредные западные предприниматели поощряют «ввоз» нелегальной рабочей силы, т.к. на них не распространяется социальная помощь государства, и они очень дешевы для таких нарушителей закона.
Говоря о функциях государства, их также разделяет на две функции: внутренние и внешние.
Внешние функции государства – это функции, связанные с отношениями с другими государствами. Это внешняя торговля, внешние союзы, договоры о сотрудничестве и т.д. Этими делами занимаются и законодательные органы (парламент), и исполнительные органы (правительство), так сказать, универсальной компетенции, но помимо них есть и специальные органы – комиссии по иностранным делам парламента, министерство по иностранным делам, министерства по внешней торговле и т.д.
Внутренние функции, применительно к конкретным органам государства, проще всего сформулировать, например, по основным направлениям деятельности исполнительной ветви власти, по основным направлениям деятельности правительства и основных министерств.
Итак, это функция государства по защите граждан от преступности (МВД, полиция, суд), по защите государства и граждан от возможных военных посягательств со стороны других стран (Министерство обороны), функция государства по защите граждан от загрязнения окружающей среды (Министерство экологии), функция государства по защите здоровья населения (Министерство здравоохранения), функция государства по образованию граждан (Министерство образования) и т.д.
Такой перечень можно продолжить, но и этот вполне достаточен для понимания данной категории функции.
Страницы: 1, 2