На настоящий момент в России действует четыре главные партии, которые собирают основное число голосов избирателей и определяют политическую жизнь общества: это правящая партия "Единая Россия", коммунистическая партия, либерально-демократическая партия России и демократическая партия России.
2.3 Общественные объединения
Общественные объединения представляют собой наиболее распространенную организационную форму, в которой население Российской Федерации реализует свое конституционное право на создание коллективных формирований для защиты своих общих интересов и достижения общих целей. Общественные объединения характеризуются необычайным разнообразием и массовостью. В настоящее время и Российской Федерации действует более 42 тыс. общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений, охватывающих абсолютное большинство населения страны.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Таким образом, общественное объединение характеризуется следующими специфическими признаками, позволяющими выделять его из совокупности остальных общественных и хозяйственных формирований:
1) добровольностью создания общественных объединений и правом их членов беспрепятственно и в любой момент выходить из них;
2) самоуправлением, т.е. правом членов объединения управлять его делами самостоятельного, без вмешательства государственных органов и иных лиц, в том числе разрабатывать и принимать устав, формировать руководящие органы и руководителей объединения. В общественных объединениях самоуправление осуществляется их съездами, конференциями, собраниями, а также выборными и контрольно-ревизионными органами;
В Российской Федерации общественные объединения в зависимости от их организационно-правовой формы подразделяются на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности.
Общественной организацией признается общественное объединение, основанное на индивидуальном членстве физических лиц. Членами общественной организации могут быть и общественные объединения при условии, что они прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ или его территориальных органах и обладают статусом юридического лица.
Общественным движением признается общественное объединение, состоящее из участников, не имеющих постоянного членства. Ее участником признаются граждане или общественные объединения, которые принимают активное участие в деятельности общественного движения, лично поддерживают проводимые им мероприятия. Таким образом, состав общественного движения является непостоянным и самим движением не контролируется. В нем участвуют все желающие на период своей деятельности в этом движении. Прекращение активного участия в движении означает одновременно и выход из него. Общественные движения создаются для решения какой-либо общественно-значимой политической, экологической, социальной и иной проблемы.
Общественный фонд понимается как общественное объединение, создаваемое с целью формирования имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использования этого имущества на общественно-полезные, в том числе и благотворительные, цели.
Основное отличие общественного фонда от общественных организаций состоит в том, что он не имеет строго фиксированного членства. Общественный фонд решает специфические задачи — накопление имущества для реализации социально-полезных целей — и не нуждается в массовом членстве.
Общественным учреждением признается объединение, создаваемое в целях оказания каких-либо конкретных услуг в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сферах. Особенность данного вида общественных объединений состоит в том, что: 1) учредители предоставляют общественным учреждениям свое имущество на правах оперативного управления, т.е. учреждение не может распоряжаться этим имуществом без согласия учредителей; 2) общественное учреждение создается для оказания каких-либо услуг учредителям и иным лицам, но не может заниматься коммерческой деятельностью и распределять полученную прибыль между его учредителями; 3) для оперативного у правления делами учреждения может создаваться коллегиальный орган. Этот орган избирается работниками учреждения, которые не являются его учредителями или потребителями услуг.
Под органом общественной самодеятельности понимается общественное объединение, создаваемое с целью решения социально-значимых проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан и строит свою работу в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей.
Основные организационные особенности органа общественного самоуправления выражаются в том, что он создается для решения задач, имеющих локальное, местное значение. Поэтому орган общественного самоуправления не имеет над собой каких-либо вышестоящих органов и организаций, а также постоянного членства. В случае государственной регистрации орган общественной самодеятельности приобретает права и может принимать обязанности юридического лица.
Органы общественной самодеятельности весьма разнообразны. Это могут быть родительские комитеты, создаваемые при образовательных учреждениях, уличные, дворовые комитеты, образуемые населением по месту жительства, стачечные комитеты, органы самоуправления, образуемые трудовыми коллективами предприятий, организаций, учреждений.
В современных условиях особенно заметна роль профсоюзов как органов защиты и охраны социально-трудовых прав работников предприятий, организаций и учреждений. В Российской Федерации действует Всероссийская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ. Принимаемые комиссией генеральные соглашения определяют основные меры, которые надлежит проводить государству и работодателям в области развития рынка труда, оплаты труда работников, доходов и уровня жизни населения, охраны труда и обеспечения экономической безопасности и в других сферах с целью создания надлежащих условий для труда, отдыха и материального обеспечения работников.
2.4 Религиозные организации
Конституция РФ признает Российскую Федерацию светским государством, что означает полное отделение религиозных объединений от государства и его органов.
В целях обеспечения реального действия конституционного принципа, закрепившего светский характер государства, а также создания условий, препятствующих бесконтрольной деятельности зарубежных миссионерских организаций, Государственная Дума 19 сентября 1997 г. приняла Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", вступивший в силу 26 сентября 1997 г.
Согласно названному закону, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Таким образом, основное отличие религиозного объединения от общественных объединений в том, что в основе его деятельности лежит определенное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и др.), т.e. религиозное учение и его обрядность. При этом религиозному объединению предоставляется право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также обучать религии и проводить религиозное воспитание своих последователей. Кроме того, религиозному объединению разрешается создавать собственные образовательные учреждения, с согласия детей и органов местного самоуправления вести факультативные занятия в образовательных учреждениях.
Религиозные объединения могут создаваться и действовать в двух организационных формах — религиозной группе и религиозной организации.
Федеральный закон о свободе совести и религиозных объединениях последовательно проводит конституционный принцип о светском характере государства и полном отделении от него религиозных организаций. В частности, признается, что государства не может:
1) возлагать на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
2) вмешиваться в деятельность религиозных объединений, не противоречащую действующему законодательству;
3) давать согласие на создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и воинских частях;
4) вводить религиозное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, хотя в последнее время идут споры о том, что бы ввести в школах предмет религиоведение.
Государство вправе оказывать финансовую, материальную и иную помощь религиозным объединениям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, передавать безвозмездно культовые здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками и имуществом церковного назначения, а также предоставлять объединениям налоговые и иные льготы. В свою очередь религиозные объединения обязываются последовательно соблюдать принцип отделения от государства, в том числе:
1) не возлагать на себя функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
2) не участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также в деятельности политических партий и политических движений, не оказывать им материальной и иной помощи.
2.5 Органы местного самоуправления
Органы местного самоуправления избираются населением соответствующего муниципального образования — городского, сельского поселений, нескольких поселений, объединенных общей территорией, иной населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. Структура этих органов включает в себя представительные органы муниципального образования, главу администрации, иные должностные лица и органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Наименование органов местного самоуправления определяется в каждом регионе самостоятельно, исходя из национальных, исторических и иных местных особенностей. Структура же этих органов определяется населением самостоятельно.
Специфика органов местного самоуправления как самостоятельного компонента политической системы РФ состоит в том, что они сочетают в себе черты, присущие как общественным организациям, так и органам государства.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, образуются непосредственно населением для решения местных, затрагивающих его интересы задач. Состав и структура этих органов не подлежат согласованию с вышестоящими органами государства и тем более не могут утверждаться ими. Всякое вмешательство в этот процесс со стороны органов государства означало бы грубейшее нарушение Конституции РФ, закрепленных ею прав населения на местное самоуправление.
Самостоятельность организации и деятельности органов местного самоуправления роднит их с общественными объединениями и политическими партиями. В то же время органы местного самоуправления не представляют собой разновидности общественного объединения. Они сохраняют в себе многие черты государственного управления и остаются в системе государственно-властных отношений. Они, в частности, осуществляют нормативно-правовое регулирование общественных отношений и принимают общеобязательные нормативно-правовые предписания, осуществляют правоприменительную деятельность, принимают акты применения права, которые имеют общеобязательную силу и для органов государства, в целях охраны общественного порядка могут создавать муниципальную милицию. Весьма широкими правами наделяются органы местного самоуправления и в процессе решения вопросов местного значения. Они имеют, прежде всего, право собственности на определенное имущество. Согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в состав муниципальной собственности входят земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, памятников истории и культуры, организуют транспортное обслуживание населения, осуществляют организацию и содержание учреждений общего и профессионального образования, медицины, создают условия для работы предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, решают иные вопросы местного значения.