Государство, как политический институт

и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых  странах  общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер.  Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.

Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.

Итак, государство и общественные объединения – это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни.

Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства в политической системе общества.



-10-

Глава 3: Классификация государства

    Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют классифицировать разные виды государств.

     Устоявшейся классификацией государств является по способу организации высшей власти. Выделяются монархии и республики.

    Монархии бывают:

  • Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.
  • Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

   В реальности конституционные монархии мало, чем отличаются от республик.

    Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

    Характерные признаки президентской республики.

  • президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;
  • законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;
  • президент и правительство избираются внепарламентским методом;
  • у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;

-11-

  • парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

    Для парламентской республики характерно:

  • единая система выборов;
  • победившие партии формируют высший законодательный орган;
  • парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

По национально-территориальной организации государства делятся на унитарные и федеративные.

    В унитарном государстве:

  • единая конституция и гражданство;
  • единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

    Федеративное государство характеризуется:

  • наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, кантон, республика и др.);

-12-

  • эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление.

    Кроме того, любая федерация должна отвечать следующим критериям:

  • исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики;
  • отсутствие права рецессии (от лат. "сецессио" - отделение, уход);
  • федеральное правительство использует власть без прямого одобрения государств - членов федерации;
  • отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств-членов;
  • союзная конституция может быть изменена только с согласия членов федерации;
  • наличие двухпалатного высшего законодательного органа с равным представительством каждого члена федерации;
  • разделение власти и полномочий союзного государства и государств-членов федерации.

Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности - военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом


 

 

-13-

переворотов. Так, на латиноамериканском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.

Государства могут быть классифицированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.

    Военное, или полицейское, государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия - армии, полиции, служб безопасности.

    Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.

    Правовому государству присущи следующие признаки:

  • верховенство закона во всех сферах жизни;
  • разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
  • разделение государственных и негосударственных политических институтов;
  • взаимная ответственность государства и личности.

    Социальное государство сосредотачивает основные усилия на проведении активной социальной политики, содействует смягчению и предупреждению социальных конфликтов.

    Особое место в типологии государств занимает советское государство. С самого начала оно создавалось в оппозиции теории правового государства: не взирая на глубокие российские традиции, эта теория была отвергнута и объявлена буржуазной, а значит, вредной. Была утверждена идея диктатуры пролетариата как над законной властью, использующей закон для решения своих задач.


-14-

Глава 4:  Особенности современного Российского государства

В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе разделения властей, функции государства подразделяются на:        законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов, принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной (представительной), исполнительной и судебной.

В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны.

Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции  обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка. К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки иностранных инвестиций, обороны страны, поддежки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать внешние и внутренние функции государства просто невозможно.


-15-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понимание государства, его сущности и закономерности развития позволяют определить его как сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление; подтвердить наличие плюрализма  в понимании и определении государства.

Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны.

Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного “правильного” правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.













-16-

Список использованной литературы

1.                             Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

2.                             Алексеев С.С. Государство и право. –М.,1993.

3.                             Большой юридический словарь/под ред. А.Я.Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4.                             Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 1994. - №7.

5.                             Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические вузы. – М., Зерцало, 1997г.

6.                             Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций / Издание 2-е, исправленное и дополненное. - М.: Манускрипт. 1996. – 312с.

7.                             Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА М, 1999г.



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты