Гражданская ответственность за ущерб от загрязнения окружающей среды

О применении различных видов юридической ответственности за экологические правонарушения можно получить представление из ежегодных докладов о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации. Обращают на себя внимание незначительные цифры привлечения к уголовной ответственности. Причина этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

По мнению большинства криминологов, декриминализация некоторых экологических преступлений может способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для быстрой и неотвратимой ответственности за них. Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно решать с помощью лишь уголовной репрессии: вековой опыт показывает что ключ к и их решению лежит в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом – юридического, уголовного, Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными.




2. Затонувшее имущество

2.1 Понятие затонувшего имущества


К сожалению, не редко случается, что в результате морских происшествий как морские суда, так и иное имущество могут быть выброшены на мелководье или на берег, оказаться в полузатопленном состоянии под водой либо вовсе опуститься на морское дно. Такое имущество обычно принято называть затонувшим.

В соответствии с п. 2 ст. 107 КТМ РФ и с п. 2 ст. 45 КВВТ РФ, к затонувшему имуществу относят потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или на берег.

Затонувшее на больших глубинах в международных водах имущество обычно не представляет опасности, если только оно не станет, например, источником радиоактивного излучения или не начнет оказывать вредное влияние на окружающую среду ввиду наличия в нем других опасных веществ. Подъем и удаление такого имущества, кроме того, сопряжен с большими техническими трудностями, и в ряде случаев может оказаться нецелесообразным ввиду больших материальных затрат, либо вовсе невозможным.

Иное дело, если имущество затонуло в пределах внутренних морских вод или территориального моря какого-либо государства. На такое имущество распространяется правовой режим в соответствии с законодательством этого государства, которое может применять меры к его подъему или удалению.



2.2 Правовое регулирование по затонувшему имуществу


Правила, применяемые к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, содержаться в главе VII КТМ РФ. Кроме того, положения по регулированию затонувшим имуществом содержатся в главе VIII КВВТ РФ. Так, например, п. 3 ст. 45 КВВТ говорит о том, что правила подъема, удаления и уничтожения не распространяются на военное имущество или имущество доисторического, археологического и исторического значения. Правовой режим подъема, удаления или уничтожения затонувшего имущества в основном направлен на обеспечение безопасности мореплавания на фарватерах, подходам к портах и портовых водах, а на охрану окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами и другими вредными веществами. Так, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимых в нем работах, собственник имущества, в соответствии с п. 1 ст. 109 КТМ РФ и п. 1 ст. 47 КВВТ РФ обязан по требованию капитана порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить его или уничтожить. При этом собственник должен получить письменное уведомление от капитана порта о его решении. Если же собственник не известен, делается публикация в «Извещениях мореплавателям», в которой указывается время и место происшествия и известные капитану порта данные об имуществе, а также срок, установленный для подъема, удаления или уничтожения.

Собственник, затонувшего имущества, независимо от того представляет ли оно опасность для мореплавания или окружающей среды, может пожелать сам поднять это имущество. В этом случае в соответствии с п. 1 ст. 108 КТМ РФ и п. 1 ст. 46 КВВТ РФ он должен известить об этом капитана ближайшего морского торгового или рыбного порта, в течении одного года со дня, когда имущество затонуло. На рассмотрения заявления собственника имущества капитану порта предоставляется три месяца (п. 2 ст. 108 КТМ РФ, п. 2 ст. 46 КВВТ РФ). В течение этого времени капитан порта должен согласовать подъем с заинтересованными государственными органами и направить им соответствующее уведомление. Задачей капитана (после согласования) направить собственнику имущества уведомление, в котором установить порядок и сроки подъема имущества, которые не могут превышать одного года получения собственником такого уведомления (п. 2 ст. 108 КТМ РФ). На практике собственник редко осуществляет операции по подъему имущества сам, прибегает к услугам организаций, специализирующихся на производстве подобного рода работ. С этой целью между сторонами заключается гражданско-правовой договор подрядного типа.

Если собственник не изъявит желание поднять имущество в срок или не осуществит подъем его по требованию капитана порта, когда такое имущество представляет угрозу безопасности мореплавания или окружающей среде или представляет препятствие деятельности порта и проводимых в нем работам, может быть поставлен вопрос об утрате собственником права собственности на это имущество (ст. 110 КТМ РФ). В случае, если затонувшим имуществом является судно, то в соответствии со статьей 130 ГК РФ оно должно быть отнесено к недвижимым вещам, а в силу ст. 225 ГК РФ – к бесхозяйственным недвижимым вещам и должно быть зарегистрировано. Таким образом, капитан торта должен поставить имущество на учет и сообщить об этом в орган, управляющим муниципальным имуществом.

Портовые власти имеют право самостоятельно поднять, удалить, уничтожить затонувшее имущество в трех случаях:

1)         такое право возникает у них, когда собственник имущества не установлен или он не поднял, не удалил, не уничтожил имущество в установленный срок;

2)         если это имущество не просто создает угрозу мореплавания (п. 1 ст. 109 КТМ РФ), а представляет собой серьезную и непосредственную угрозу безопасности мореплавания, морской среде, значительно препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности порта и проводимым в нем работах;

3)         если при наличии достаточных оснований собственнику затонувшего имущества не разрешено поднимать, удалять, уничтожать его своими средствами или средствами избранной им судоподъемной организации.

Если имущество было поднято портовыми властями, собственник имущества сохраняет за собой право истребовать его после возмещения им всех расходов, понесенных на подъем этого имущества (ст. 50 КВВТ РФ). В свою очередь, портовые власти в целях возмещения расходов могут продать это имущество, а также получить от собственника возмещение расходов, не покрываемых суммой, вырученной от продажи (ст. 113 КТМ РФ, ст. 51 КВВТ РФ).

Таким образом, если затонувшее имущество не будет поднято ни собственником, ни портовыми властями, то утрата права на него собственником может иметь место только согласно положениям ст. 110 КТМ РФ и ст. 48 КВВТ РФ, т.е. после принятия решения судом о признании на него права муниципальной собственности. Если же подъем имущества был осуществлен портовыми властями, собственник утрачивает на него право, если не истребует его в течение одного года.

В соответствии со ст. 114 КТМ РФ и ст. 52 КВВТ РФ случайно поднятое затонувшее имущество, должно быть сдано в ближайший морской торговый или рыбный порт. Вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества выплачивается его собственником. Если в течение года собственник имущества не явился, портовые власти имеют право продать это имущество и получить за счет вырученной суммы возмещение понесенных в связи с имуществом расходов, а также выплатить лицу, доставившему имущество, вознаграждение, предусмотренное ст. 114 КТМ РФ.

 



Заключение


Охрана окружающей природной среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется экономическая и политическая борьба за сырьевые рынки, жизненное пространство.

Что касается Российской Федерации, то она относится к странам мира с наихудшей экологической ситуацией. Загрязнение природной среды достигло невиданных масштабов. Только убытки экономического характера, не принимая во внимание вред экологического характера и здоровью людей, по подсчетам специалистов, ежегодно составляют сумму, равную половине национального дохода страны.

Экологическая проблема номер один в РФ – загрязнение окружающей среды. Последовательно ухудшается здоровье людей. Сокращается средняя продолжительность жизни. Каждый десятый ребенок рождается умственно или физически неполноценным вследствие нарушения на генном уровне. В большинстве промышленных районов страны одна треть жителей имеет различные формы иммунологической недостаточности.

Примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций. Только 15–20% жителей городов и поселков дышат воздухом, отвечающим установленным нормативам качества. Около 50% потребляемой населением питьевой воды не отвечает гигиеническим требованиям. Список подобных данных довольно обширен.

На основании Федерального Закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Сами граждане, юридические лица должны понимать, что от них самих зависит состояние окружающей среды.

Все изложенное свидетельствует, что нам всем – жителям необъятной и богатой ресурсами России – пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользования средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и благополучием будущих поколений, ибо негативное воздействие на природную среду есть не что иное, как уничтожение биологической основы существования человека.



Литература

1. Федеральный Закон от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ред. от 01.12.2007)

2. Федеральный Закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. От 26.06.2007)

3. Уголовный Кодекс РФ от 24.05.1996 г.

4. Кодекс Внутреннего Водного Транспорта РФ от 7.02.2001 г.

5. Кодекс Торгового Мореплавания РФ от 31.03.1999 г.

6. Кодекс РФ Об Административных Правонарушениях от 20.12.2001

7. Комментарий ч. 1 ГК РФ – М.: Спартак

8. Комметарий ч. 2 ГК РФ. 2 изд., испр. и доп. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ

9. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. – М.: НОРМА-ИНФРА. 2001 – 448 с.

10. Транспортное право: Учебное пособие - М.: «Былина», 2004–400 с.

 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты