При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.
При осуществлении управляющим правомочий по управлению имуществом подопечного на управляющего распространяется действие правил, предусмотренных пунктами 2 и 3 ст. 37 ГК, то есть норм, установленных для опекунов и попечителей.
Доверительное управление имуществом прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства (ст. 38 ГК).
Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 50-ФЗ[52] установлено, что для обмена жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда, в которых проживают несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, в том числе временно отсутствующие, и являющиеся членами семей нанимателей, требуется разрешение органов опеки и попечительства. При этом обмен жилых помещений, в которых проживает исключительно та же категория несовершеннолетних, производится их законными представителями с разрешения органов опеки и попечительства, а в случае достижения несовершеннолетними возраста 14 лет – самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на правах собственности, постоянного (бессрочного) пользования для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, а также на земельные доли, права на которые были получены родителями в ходе приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Система обеспечения имущественных прав и интересов несовершеннолетних в нашей стране все еще имеет существенные недостатки: разрозненное законодательство, отсутствие специализированных органов и учреждений, призванных осуществлять функции охраны и защиты интересов (в том числе и гражданско-правовых) детей.
В ст. 2 Конституции РФ закреплена обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Выполнять эту обязанность призваны как Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также действующие в стране признанные законом общественные объединения.[53]
В современных условиях Россия рассматривает себя частью мирового сообщества. Среди средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространенной является судебная защита. Ее принципы и формы осуществления предусмотрены в разных международно-правовых актах и в Российской Конституции, ст. 46 которой предусматривает, что решение или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. При этом гарантируется каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).
Таким образом, охрана имущественных прав и интересов несовершеннолетних осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы и способов защиты. Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав. Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.
На основании изучения и анализа научной юридической литературы, материалов судебной практики можно сделать следующие выводы:
1. Современное Российское законодательство, регулирующее гражданско-правовое положение несовершеннолетних, соответствует общепринятым международно-правовым нормам и позволяет обеспечить гарантии прав и свобод этой категории граждан.
2. Взаимодействие различных отраслей права при определение правового статуса несовершеннолетних в нормах различной правовой принадлежности создают предпосылки к созданию комплексных нормативных актов, посвященных правам несовершеннолетних.
3. Необходима конкретизация правовых предписаний, повышение качества действующих норм права, что должно снять имеющиеся в законодательстве противоречия в отношении гражданско-правового положения несовершеннолетних и таким образом способствовать совершенствованию практики их применения.
Любое право и обязанность гражданина становится реальной социальной ценностью лишь при наличии достаточных правовых гарантий. А они возможны, прежде всего, при законодательном закреплении самого права. В существовании прав, обязанностей, ответственности ребенка никто не сомневается, но в едином законодательном акте правовой статус несовершеннолетних граждан России не зафиксирован.
В целях дальнейшего совершенствования правовой базы предлагаю:
1. Норма законодательства о судопроизводстве, устанавливающая порядок рассмотрения заявления об эмансипации, могла бы быть сформулирована следующим образом: "Заявление об эмансипации рассматривается судом с обязательным участием самого заявителя, его законного представителя и органа опеки и попечительства. При рассмотрении заявления суд должен установить наличие достаточных оснований для объявления лица полностью дееспособным, а также наличие или отсутствие согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего". Таким образом, в процессе рассмотрения дела об эмансипации суд должен исследовать все обстоятельства, свидетельствующие о достижении лицом психической зрелости и о необходимости проведения процедуры эмансипации. В этой связи желательно было бы производить психиатрическую и психологическую экспертизу в отношении заявителя, выявлять наличие у него необходимого минимума имущества.
2. Также внести в статью в ГПК РФ: "Заявление об эмансипации лица может быть принято судом к рассмотрению в случае отказа органа опеки и попечительства объявить несовершеннолетнего полностью дееспособным, либо когда не получено в установленном законом порядке согласия на эмансипацию его законных представителей". Так если законные представители несовершеннолетнего возражают против эмансипации, нецелесообразно заставлять заявителя обращаться вначале в орган опеки и попечительства, поскольку так или иначе ему будет отказано по существу заявления. Такое правило противоречило бы конституционному праву лица на судебную защиту (ч.1 ст.46 Конституции РФ "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод).
3. В целях устранения создавшихся коллизий предлагаю изменить ч.1 п.1 ст. 27 ГК РФ следующим образом: "В исключительных случаях несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть признан полностью дееспособным по усмотрению органа опеки и попечительства либо суда. В случае, если лицо работает по трудовому договору, контракту, либо намерено осуществлять предпринимательскую деятельность"
Складывается правовая коллизия: чтобы пройти государственную регистрацию своего предпринимательства несовершеннолетний должен приобрести полную дееспособность. А чтобы пройти процедуру эмансипации, он должен фактически начать заниматься предпринимательской деятельностью.
При воплощении в практику указанных предложений, по моему мнению, повысится эффективность законодательства, регулирующего гражданско-правовое положение несовершеннолетних, улучшится защита их прав и, соответственно, повысится качество судебных процессов по делам несовершеннолетних и выносимых по ним решений, что будет способствовать эффективности их исполнения.
И в заключении можно сказать о том, что если государство в дальнейшем будет уделять достаточно внимания комплексу проблем, связанному с охраной прав несовершеннолетних, оно тем самым оно обеспечит свое существование в будущем и заложит основу возрождения России как великой мировой державы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 14.10.2005) // Рос.газ 1993.-№25 декабря. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 42. Ст. 4212.
2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-1994.- № 32. Ст. 3301, Сбор.Законодательства РФ.-2005- № 30 (2 ч.). Ст. 3120.
4. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-1996.- № 5. Ст. 410, Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 30 (1 ч.). Ст. 3100.
5. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2004) // Сбор.Законодательства РФ.-1996.- № 1. Ст. 16, Сбор.Законодательства РФ.-2005- № 1 (часть 1). Ст. 11.
6. Жилищный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 1 (часть 1). Ст. 14.
7. Гражданский процессуальный Кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-2002.- № 46. Ст. 4532. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 30 (ч. 1). Ст. 3104.
8. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 22.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-2001.- № 44. Ст. 4147, Сбор.Законодательства РФ.-2005.-№ 30 (2 ч.). Ст. 3128.
9. Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.06.2005) // Сбор.Законодательства РФ.-2001.- № 52 (ч. I). Ст. 4921. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 23.- Ст. 2200.
10. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2005) // Сбор.Законодательства РФ-.1996.- № 25. Ст. 2954. Сбор.Законодательства РФ.-2005.- № 30 (ч. 1). Ст. 3104.
11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.09.2005) // Сбор.Законодательства РФ-.2002.- № 1 (ч. 1). Ст. 1, Сбор.Законодательства РФ-.2005.- № 40. Ст. 3986.
12. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 21.12.2004) // Сбор.Законодательства РФ.-1998.- № 31. Ст. 3802. Сбор.Законодательства РФ.- 2004.- № 52 (часть 1). Ст. 5274.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9