Гражданско-правове положение биржи

Трейдер является представителем только одного участника торгов, который выдает трейдеру доверенность на совершение срочных сделок. Он должен зарегистрироваться у организатора торговли с присвоением индивидуального кода, который свидетельствует, какого именно участника торгов он представляет.



Заключение


Отечественные нормативные правовые акты, признавая валютную биржу в качестве юридического лица – коммерческой организации, одновременно фактически квалифицируют ее как организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже иностранной валюты, что тем самым выходит за рамки юридически очерченного режима, который свойственен любому коммерческому юридическому лицу. Поэтому валютную и товарную биржу следует охарактеризовать как экономико-правовое образование.

Сущность валютной и товарной биржи в качестве субъекта гражданских правоотношений образует совокупность следующих основных гражданско-правовых признаков: характер и объем правосубъектности (правоспособности) самой валютной биржи; специфика правосубъектности участников биржи как юридического лица, в целом, и как участников биржевых торгов, в частности; специфика образования, в том числе и приобретения специальной правоспособности валютной биржи.

Образование товарной и валютной биржи в качестве особого субъекта гражданских правоотношений следует признавать оконченным не с момента государственной регистрации, а со времени приобретения валютной биржей специальной правоспособности, то есть с момента завершения лицензионного процесса (получения биржей лицензии). Соответственно, процедура образования товарной и валютной биржи представляет собой сложный юридический состав, включающий в себя два последовательных действия (относительно самостоятельных юридических факта): государственная регистрация биржи в качестве юридического лица и завершение лицензионного процесса в форме получения лицензии.

Строение биржи – юридического лица – несопоставимо ни с одной из нормативно закрепленных конструкций юридического лица. При этом в структуре валютной биржи нужно выделить, с одной стороны, традиционные для всех юридических лиц волеобразующие и волеизъявляющие органы управления, а с другой стороны, наряду с указанными органами, функционируют также и специальные органы управления биржевыми валютными торгами и орган, разрешающий биржевые валютные споры. В компетенцию этих органов включается, соответственно, решение вопросов обеспечения организации и проведения биржевых валютных торгов, а также рассмотрение и разрешение юридических'конфликтов между участниками биржевых валютных торгов.

1. В целях обеспечения реализации специальной правоспособности валютной биржи, а также организации эффективного публичного контроля за ее деятельностью, в структуре валютной биржи как юридического лица, совмещающей свою основную деятельность с иными разрешенными законом (дополнительными) видами, следует императивно, при помощи закрепления соответствующего правила в законодательстве, выделять отдельные подразделения, осуществляющие указанные дополнительные виды деятельности.

2. Выявлено, что установление в законодательстве специального правового режима имущества юридических лиц, в том числе и валютных бирж, должно одновременно преследовать три цели: во-первых, обеспечивать реализацию правоспособности соответствующего юридического лица, для валютной биржи – это обеспечение организации проведения биржевых валютных торгов и разрешения биржевых валютных споров; во-вторых, гарантировать интересы его кредиторов; в-третьих, охранять имущественные права участников (учредителей).

3. Валютные сделки, совершаемые на валютной бирже, следует в целом квалифицировать как элемент валютного обращения. При этом категорию «валютное обращение» с позиций гражданского права применительно к валютным биржам следует трактовать как совокупность действий субъектов валютных отношений по заключению, изменению, исполнению и прекращению биржевых валютных сделок.

4. Анализ действующего законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле показывает, что правовой статус валютной биржи в сфере валютного обращения и валютного контроля весьма близок к статусу кредитной организации в данной области. Отмеченное сходство выражается, прежде всего, в том, что:

– как и для кредитных организаций, для валютных бирж требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), устанавливаются не правилами ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а предписаниями Центрального банка РФ, принятыми на основе данного акта;

– обязательная продажа части валютной выручки может быть осуществлена как через уполномоченный банк, так и посредством валютной биржи;

– контроль за валютными операциями в обоих случаях (в отношении обоих субъектов) осуществляет только Центральный банк РФ;

– валютная биржа обеспечивает осуществление расчетов по биржевым валютным сделкам.

5. Предлагается произвести кодификацию норм действующего законодательства о биржах и биржевой деятельности. Для этой цели следует принять федеральный закон «О биржах и биржевой деятельности». Здесь необходимо сформулировать как общие нормы, касающиеся всех бирж («Общие положения» указанного федерального закона), так и специальные нормы, посвященные их отдельным видам (валютным, фондовым, товарным биржам – отдельные главы данного акта).

В этом же акте целесообразно нормативно закрепить систему государственной поддержки (государственного стимулирования) валютных и иных бирж, включающую в себя частноправовые (организация соответствующего страхования, льготного кредитования валютной биржи и ее участников и другое) и публично-правовые элементы (налоговые льготы, стимулирование в области учета и отчетности, лицензирования и прочее).

6. В целях унификации правового статуса валютной и иных видов бирж, законодателю следует более последовательно закрепить специальный характер правоспособности валютной биржи. Соответственно, определение валютной биржи, данное в пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», должно быть сформулировано следующим образом (изложено в следующей редакции): «валютные биржи – это юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, основной целью деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации».

7. Исключения из нормативного правила (принципа) о специальной правоспособности валютной биржи должны быть сформулированы в законодательстве такие же, как и для иных видов бирж. Валютной бирже должно быть прямо разрешено осуществлять ограниченный перечень отдельных видов деятельности – это иные виды биржевой деятельности, а также виды деятельности, обеспечивающие достижение основной цели деятельности биржи – осуществление ряда расчетных операций по биржевым сделкам, издательская и арендная деятельность (по аналогии с фондовой биржей).

 

 


Библиографический список


Нормативно-правовые акты

1.     Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. // Российская газета. –1993. – №237.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон №51-ФЗ, принят 30.11.1994 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301.

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон №14-ФЗ, принят 26.01.1996 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.

4.     Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [федер. закон №146-ФЗ, принят 26.11.2001 г., по состоянию на 29.11.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. –2001. – №49. – Ст. 4552.

5.     О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст]: [федер. закон №129-ФЗ, принят 08.08.2001 г., по состоянию на 30.04.2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №33 (ч. I). – Ст. 3431.

6.     Об акционерных обществах [Текст]: [Федеральный закон №208-ФЗ, принят 26.12.1995 г., по состоянию на 01.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №1. – Ст. 1.

7.     О рынке ценных бумаг [Текст]: [Федеральный закон №39-ФЗ, принят 22.04.1996 г., по состоянию на 06.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №17. – Ст. 1918.

8.     О некоммерческих организациях [Текст]: [Федеральный закон №7-ФЗ, принят 12.01.1996 г., по состоянию на 01.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №3. – Ст. 145.

9.     О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Текст]: [федер. закон №161-ФЗ, принят 14.11.2002 г., по состоянию на 01.12.2007 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №48. – Ст. 4746.

10. Об обществах с ограниченной ответственностью [Текст]: [Федеральный закон №14-ФЗ, принят 08.02.1998 г., по состоянию на 18.12.2006 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1998. – №7. – Ст. 785.

11. О товарных биржах и биржевой торговле [Текст]: [Федеральный закон №2383–1, принят 20.02.1992 г., по состоянию на 15.04.2006 г.] // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992.– №18. – ст. 961.

12. Об утверждении концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации [Текст]: [Указ Президента РФ №1008, принято 01.07.1996 г., по состоянию на 16.10.2000 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №28. – Ст. 3356.

13. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе [Текст]: [Пост. Правительства РФ №506, принят 30.09.2004 г., по состоянию на 22.02. 2008 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №40. – Ст. 3961.

14. Об утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности товарных бирж на территории Российской Федерации, Положения о государственном комиссаре на товарной бирже [Текст]: [Пост. Правительства РФ №152, принят 24.02.1994 г., по состоянию на 26.11.2007 г.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1994. – №10. – Ст. 787.

15. Об энергетической стратегии России на период до 2020 года [Текст]: [Распоряж. Правительства РФ №1234-р, принято 28.08.2003 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2003. – №36. – Ст. 3531.

16. О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций [Текст]: [Пост. ВС РФ №4526–1, принято 19.02.1993 г.] // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993.– №9. - ст. 336.

17. Об утверждении положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг [Приказ ФСФС РФ №07–102/пз-н, принят 09.10.2007 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. – №8.

18. О направлении Методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам публикации сведений о государственной регистрации в журнале «Вестник государственной регистрации» и использования его при государственной регистрации юридических лиц»). [Письмо ФНС №ЧД-6–09/570, принято 13.07.2005 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2005. – №8.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты