Гражданско-правовое положение индивидуального предпринимателя в России

Такой запрет ограничивает право на предпринимательскую деятельность по сравнению с содержанием этого права, которое зафиксировано в ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Именно поэтому лицензирование должно осуществляться на основании федерального закона (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Правовое значение лицензии заключается в том, что она легализует предпринимательскую деятельность в соответствующей сфере. На основании п. 1 ст. 49 ГК лицензию следует рассматривать в качестве основания возникновения абстрактной возможности заниматься лицензируемым видом деятельности (правоспособность).

В правовой литературе и среди правоприменителей находит поддержку позиция, согласно которой появляющаяся в результате получения лицензии правоспособность является специальной.

В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК специальная правоспособность может формироваться в результате ограничения не только законом, но и учредительными документами субъекта предпринимательской деятельности. Ограничение общей правоспособности и появление у предпринимателя на этой основе специальной правоспособности влекут важное юридическое последствие, выражающееся в сужении сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Но в значительной мере предприниматель получает лицензию не для ограничения, а для последовательного расширения сферы своей предпринимательской деятельности.

Помимо общей, специальной и дополнительной правоспособности, правомерно говорить об исключительной правоспособности. Эту юридическую категорию следует использовать в тех случаях, когда на основании лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять лишь узкий круг определенных видов деятельности при одновременном введении запрета заниматься другими видами предпринимательства. Такая ситуация имеется в виду в ст. ст. 5 и 13 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", ст. ст. 6 и 32 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ", п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об инвестиционных фондах".

Надлежащее оформление правового статуса предпринимателя влечет для него существенные правовые последствия в публично - правовой сфере. Речь идет о применении различных исключений из публичных обязанностей предпринимателей. Так, на основании ст. 221 и п. 1 ст. 227 НК РФ только зарегистрированные в соответствии с законодательством физические лица - предприниматели вправе применить профессиональные налоговые вычеты при исчислении налоговой базы налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 6 ст. 149 НК РФ перечисленные в ней операции предпринимателей освобождаются от налогообложения только при наличии у налогоплательщиков соответствующих лицензий. Обратим внимание, что указанные субъективные права предпринимателя не носят самостоятельного характера, зависят от реализации публичной обязанности по уплате налога и прекращаются одновременно с прекращением налоговой обязанности.

Правосубъектность в публично - правовых отношениях обычно увязывается законодателем с правосубъектностью в частноправовых отношениях. Среди исключений следует упомянуть правовой статус индивидуального предпринимателя по налоговому законодательству.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями признаются не только физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и частные нотариусы, охранники и детективы. Согласно ст. 1 Основ законодательства РФ "О нотариате" нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Из сказанного видно, что правосубъектность предпринимателя конституируется в законе не произвольно, а с учетом сложившихся отношений и целей законодателя. Поэтому в законодательной и правоприменительной деятельности следует различать частноправовые и публично - правовые аспекты этого важного качества предпринимателей.

Глава 2. Порядок регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

 

2.1. Особенности регистрации индивидуального предпринимателя

 

Понятие государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дано в ст. 1 Закона о регистрации: государственная регистрация – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемое посредством внесения в государственный реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Государственная регистрация и дальнейшая деятельность индивидуальных предпринимателей регламентируется Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ от 8 августа 2001г., Гражданским кодексом РФ, другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, причём государственная регистрация может быть осуществлена только по месту его официальной постоянной регистрации по месту жительства.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключённых им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об их недействительности.

В соответствии с действующим законодательством государственный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности, формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Государственный реестр содержит (в виде записей) сведения:

А) государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

Б) государственной регистрации прекращения физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;

В) в документах, представленных в регистрирующий орган в соответствии с Федеральным законом, и сведения при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Основаниями для внесения соответствующей записи в государственный реестр являются решения о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре, принятом регистрирующем органом по представленным документам в соответствии со ст. 22 Федерального закона.

Факт внесения записи в государственный реестр подтверждается документом установленной формы, который регистрирующий орган выдает (направляет) заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации (внесения записей в государственный реестр). Государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя является основным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и используется в качестве номера регистрационного дела этого индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Федеральным законом в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержаться следующие сведения об индивидуальном предпринимателе:

- фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество на русском языке (для иностранных граждан и лиц без гражданства такие сведения дополнительно указываются с помощью букв латинского алфавита на основании сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность в соответствии с законодательством РФ);

- пол;

- дата и место рождения;

- гражданство (при отсутствии у индивидуального предпринимателя гражданства указывается «лицо без гражданства»);

- место жительства в РФ (указывается адрес – наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством РФ порядке (далее – основной документ) (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином РФ);

- вид и данные документа, установленного законом или признаваемого в соответствии с международным договором в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином);

- вид и данные документа, предусмотренного Федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства (в случае если индивидуальный предприниматель является лицом без гражданства);

- вид, данные и срок действия документа, удостоверяющего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в РФ (в случае, если индивидуальный предприниматель является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения в ЕГРИП записи об указанной государственной регистрации;

- дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия указанного документа);

- сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем

В соответствии с федеральным законодательством государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течении рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган (налоговый орган по месту жительства) представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме № Р21001 – «Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя», утвержденной Правительством РФ;

- копия основного документа удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином РФ);

- копия документа, установленного Федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

- копия документа, предусмотренного Федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

- копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством РФ или международным договором РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющая личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

- копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

- подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя в РФ (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в РФ, не содержит сведений о таком адресе);

- нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

 - документ об уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в ЕГРИП, является Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р61004, Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме № Р6004, Свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме №Р65001, Свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года по форме №Р67001.

Сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в государственном реестре, по тем или иным причинам могут измениться, например, такие сведения, как имя гражданина (в том числе фамилия и собственно имя), гражданство, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) постоянно или временно проживать в России, сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем, его банковских счетах, а в определенных случаях - даже пол.

Внесение изменений в указанные сведения осуществляется регистрирующим органом путем внесения в государственный реестр соответствующей записи (записей). Это еще одна разновидность административного акта государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Новая запись вносится со ссылкой на изменяемую.

При изменении содержащихся в государственном реестре сведений ранее внесенные сведения сохраняются. Государственная пошлина за осуществление данного административного акта взиматься не должна.

Если у индивидуального предпринимателя произошло изменение любого из сведений, содержащихся в государственном реестре, он обязан обратиться с соответствующей информацией в регистрирующий орган. Для внесения таких изменений необходимо представить (непосредственно или почтовым отправлением с объявленной ценностью):

- подписанное заявителем заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

- копию документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в государственный реестр сведений об индивидуальном предпринимателе.

Представление документов осуществляется в общем порядке, предусмотренном ст. 9 Закона.

Документом, подтверждающим факт внесения записи в государственный реестр при изменении реестровых сведений о предпринимателе, является свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Регистрирующий орган, внесший в реестр соответствующие изменения, обязан выдать (направить) заявителю данный документ не позднее рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации.

В случае внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе в связи с переменой им места жительства регистрирующий орган должен внести в государственный реестр соответствующую запись и переслать регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства этого предпринимателя. В таком случае снятие с учета налогоплательщика осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете. Налоговый орган по новому месту жительства налогоплательщика осуществляет его постановку на налоговый учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту жительства налогоплательщика (п. 4 ст. 84 НК РФ).

Прекращение гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется не произвольно. Чтобы оно приобрело значение юридического факта, влекущего прекращение соответствующих прав и обязанностей физического лица, должен быть совершен правопрекращающий административный акт государственной регистрации, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

При прекращении гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.е. после государственной регистрации этого факта) п. 5 ст. 84 НК РФ устанавливает обязанность налогового органа снять такого налогоплательщика с учета на основании сведений, содержащихся в государственном реестре. Порядок снятия с налогового учета устанавливается Правительством РФ.

Статья 22.3 Закона определяет шесть обстоятельств субъективного и объективного характера, при наличии которых регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а именно в связи:

- с принятием самим предпринимателем решения о прекращении данной деятельности;

- со смертью индивидуального предпринимателя;

- с принятием судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом);

- с прекращением предпринимательской деятельности в принудительном порядке по решению суда;

- с вступлением в силу приговора суда, которым индивидуальному предпринимателю назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок;

- с аннулированием документа, подтверждающего право предпринимателя (иностранного гражданина или лица без гражданства) временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончанием срока действия указанного документа.

Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Независимо от того, какое из названных обстоятельств повлекло принятие соответствующего решения, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган необходимых документов. Что касается состава документов, представляемых в регистрирующий орган, то он различается в зависимости от специфики конкретного обстоятельства, обусловившего принятие такого решения.


2.2.          Индивидуальные предприниматели как участники пенсионной системы РФ

 

С принятием нового законодательства пенсионная система Российской Федерации с 2010 года переходит на страховые принципы. В отличие от ЕСН - налога, который поступал в федеральный бюджет, страховые платежи поступают напрямую в Пенсионный фонд Российской Федерации. Важно, что это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников в системе индивидуального (персонифицированного учета), осуществляемого Пенсионным фондом Российской Федерации.

Совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды остается на уровне ЕСН- 26%, из них в Пенсионный фонд Российской Федерации – 20% от базы для начисления страховых взносов.

Для отдельных категорий страхователей применяются пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

14% от базы для начисления страховых взносов:

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения либо уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

10,3% от базы для начисления страховых взносов: для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог.

Страховые взносы уплачиваются страхователями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 415 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаться не будут и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух или более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно.

Предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации.

Государственные пособия, в том числе пособия по обязательному социальному страхованию и все виды компенсационных выплат связанных:

- с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

- с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

- с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, или выплатой денежных средств, взамен этого довольствия;

- с оплатой стоимости и (или) выдачей на полагающегося натуральное довольствия, или выплатой денежных средств взамен этого довольствия;

- с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

- с увольнением работника, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск;

- с трудоустройством работников уволенных в связи с сокращением численности или ликвидацией организации;

- с возмещением расходов на повышение профессионального уровня работников;

- с расходами в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера;

- с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Исключения:

- выплата в денежной форме работникам за работу в тяжелых и опасных условиях труда, кроме компенсационных выплат в размере эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

- выплата в иностранной валюте взамен суточных, осуществляемых российскими судоходными компаниями членами экипажей судов заграничного плавания;

-выплата в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.

Не подлежат обложению страховыми взносами следующие виды выплат:

- оплата за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников;

- стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;

- суточные и другие целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, если это подтверждено документально, а также сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за получение и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за получение виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту;

- стоимость проезда работников и членов их семей к месту отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

- выплата единовременной материальной помощи физическому лицу в связи со стихийными бедствиями, работнику в связи со смертью члена его семьи(независимо от суммы) или рождением ребенка, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка;

- суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников, по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, а также суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения;

- взносы работодателя, уплаченные в рамках Программы государственного софинансирования трудовой пенсии ( Федеральный закон 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»), в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого они уплачивались;

- суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период;

- суммы, выплачиваемые индивидуальными предпринимателями (организациями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам ( кредитам) на приобретение или строительство жилого помещения;

- суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими в связи с исполнением обязанностей военной и приравненной к ней службы;

- суммы выплат и других вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам, в том числе договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации;

- суммы денежного содержания прокуроров и следователей ,а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.

Контроль за уплатой страховых взносов осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации. В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников. Ежемесячно обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными платежными документами, направленными в Пенсионный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства. Ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фона отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Форму расчета можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя в электронном виде.

Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год (2009) превысила 100 человек, то страхователь обязан предоставить расчеты в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью. С 2011 года аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.

Если организация-работодатель прекращает свою деятельность, то до конца квартала необходимо представить до дня подачи в регистрирующий орган заявление о прекращении деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода в день представления расчета включительно. Кроме того, работодатель должен в течение 15 календарных дней со дня подачи расчета уплатить страховые взносы. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представлении справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В случае реорганизации организации-работодателя представление расчетов по страховым взносам, а также уплата страховых взносов осуществляется организацией-правопреемником.

Права и обязанности плательщиков страховых взносов:

-получать в Пенсионном фонде Российской Федерации информацию(в том числе в письменной форме) о законодательстве Российской Федерации, формы отчетности по страховым взносам и разъяснения о порядке их заполнения;

-на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов;

-представлять свои интересы в отношениях по уплате страховых взносов лично либо через своего представителя. Присутствовать при проведении выездной проверки и получать копии акта проверки и решений, а также требования об уплате страховых взносов.

- требовать от должностных лиц органов Пенсионного фонда Российской Федерации соблюдения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в отношении плательщиков страховых взносов;

- обжаловать в установленном порядке акты органов Пенсионного фонда Российской Федерации и действие (бездействие) их должностных лиц;

- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами органов Пенсионного фонда Российской Федерации или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

Обязанности:

-правильно исчислять и своевременно уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

-вести учет начислений страховых взносов за каждого работника;

- представлять в территориальный орган пенсионного Фонда Российской Федерации отчетность и документы, подтверждающие правильность исчисления и полноту уплаты страховых взносов;

- выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений законодательства о страховых взносах;

- сохранять в течение шести лет документы, подтверждающие исчисление и уплату страховых взносов;

- уведомлять в письменной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об открытии или о закрытии счетов банке в течение семи дней со дня открытия или закрытия таких счетов, о создании или закрытии обособленных подразделений, о реорганизации или ликвидации организаций в течении трех дней со дня принятия такого решения;

К плательщику страховых взносов применяются следующие финансовые санкции:

- за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам- штраф в размере 5% от суммы страховых взносов, подлежащей уплате(доплате) на основании этого расчета за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей;

- за непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока его представления – штраф в размере 30%суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, и 10% суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей;

- за неуплату или не полную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов- штраф в размере 20%неуплаченной суммы страховых взносов, в случае умысла- штраф в размере 40%неуплаченной суммы страховых взносов.

- за непредставление в установленный строк документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов,- штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ;

Глава 3. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты