Гражданско-правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим
Академия права и управления
(Челябинский филиал)
Юридический факультет
РАБОТА ПРОВЕРЕНА Рецензент – Преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Челябинского юридического института МВД России, кандидат юридических наук Юнусов М.А. «____»_________________ 200__г. |
ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук Мородумов Р.Н. «____»_____________ 200__г. |
гражданско-правовое регулирование
признания гражданина Безвестно отсутствующим
Автор выпускной
квалификационной работы:
студент группы Ю-501
Кухтин Юрий Александрович
«____»_________________ 200__г.
Руководитель выпускной
квалификационной работы:
кандидат юридических наук,
Мородумов Р.Н.
«____»_________________ 200__г.
Нормоконтроль
«____»_________________ 200__г.
Челябинск 2008
Оглавление
Введение
1. Понятие, основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
1.1 Понятие и основания признания гражданина безвестно отсутствующим
1.2 Порядок и последствия признания гражданина безвестно отсутствующим
2. Управление имуществом и восстановление в правах при объявлении лица, признанного безвестно отсутствующим
2.1 Управление имуществом безвестно отсутствующего лица
2.2 Восстановление в правах при объявлении лица, признанного безвестно отсутствующим
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы. Регулирование гражданских отношений предполагает участие гражданина в правоотношениях. Возможны, однако, ситуации, когда длительное время никаких сведений о гражданине в месте его постоянного жительства нет. Предпринимаемые попытки его разыскать также оказываются безрезультатными. Возникает ситуация, когда имеется неопределенность в субъекте гражданских правоотношений. С одной стороны, он достаточно конкретно обозначен, с другой, его невозможно обнаружить. Чтобы избежать подобной неопределенности, во всех отношениях нежелательной, законом предусмотрены специальные правила, которые в совокупности образуют институт безвестного отсутствия. С помощью норм, входящих в этот институт, заинтересованные лица могут обратиться в соответствующие государственные органы и добиться устранения неопределенности в правовых отношениях, участником которых значится отсутствующее лицо, либо, во всяком случае, свести к минимуму отрицательные последствия такой неопределенности. Роль и значение института безвестного отсутствия резко возрастают в экстремальных ситуациях. Так обстояло дело в годы войны, когда произошло разъединение миллионов семей, многие из которых так и не смогли воссоединиться. После распада Союза ССР и возникновения целого ряда конфликтов на межнациональной и этнической почве, как на территории России, так и в ставших независимыми государствах, входивших ранее в состав Союза, вновь участились случаи, когда для устранения неопределенности в гражданских правоотношениях приходится обращаться к институту безвестного отсутствия[1].
Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и судебной практике.
Цель института признания гражданина безвестно отсутствующим состоит в обеспечении прав и законных интересов как самого отсутствующего гражданина, так и других лиц.
Вопрос о правовой природе указанной категории дел остается дискуссионным. Настоятельная необходимость разработки проблем признания гражданина безвестно отсутствующим в современный период определяется рядом факторов социально-экономического, нормативного и теоретического порядка.
Основы правового регулирования института признания гражданина безвестно отсутствующим определяют статьи 42, 43, 44 главы 3 «Граждане (физические лица)» Гражданского кодекса Российской Федерации.[2] Кроме того, данный институт регулируют Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации[3], Закон РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»[4] иными законами и нормативными актами, затрагивающими вопрос безвестного отсутствия. По мнению автора, существует недостаточное количество нормативных правовых актов, регулирующий вопрос безвестного отсутствия, поэтому действующее российское законодательство далеко от совершенства и не в полной мере рассматривает все вопросы института безвестного отсутствия. Между тем, нормальное функционирование складывающихся в стране правоотношений требует от правоприменительных органов вдумчивого, взвешенного применения различных по своей природе, времени принятия, предмету регулирования норм права в области признания гражданина безвестно отсутствующим. Следовательно, теоретическое осмысление проблем правового регулирования отношений связанных с безвестным отсутствием заложит прочные методологические основы формирования, судебной практики по данной категории гражданских дел.
В юридической литературе тема признания гражданина безвестно отсутствующим не является новой. В российской цивилистике постоянно уделялось внимание данной проблеме гражданских правоотношений[5]. Но современная наука гражданского права не располагает специальными монографическими исследованиями, имеющими в качестве предмета изучения признания гражданина безвестно отсутствующим. Отдельные теоретические положения и выводы по вопросу признание гражданина безвестно отсутствующим сделаны при изучении общих положений правового регулирования безвестного отсутствия по тексту квалификационной выпускной работы.
Отмеченные выше обстоятельства и обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают между гражданами, государственными органами, которые непосредственно выполняют функцию по правовому регулированию данного вопроса, сюда же необходимо, безусловно, отнести судебные органы и так далее.
Предметом работы является предписания гражданского законодательства, определяющего правовые основы признания гражданина безвестно отсутствующим и возникающие на их основе соответствующие гражданско-правовые обязательства, а также имеющиеся на этот счет научные разработки в цивилистике.
Теоретической основой исследования выступают изыскания на этот счет правоведов и ученых. В работе широко использованы труды таких ученых-юристов как Попова Ю.А., Сергеев А.П., Тархов В.А., Толстой Ю.К. и других.
Методологической основой исследования являются как общенаучные (анализ, синтез), так и частно-научные (сравнение, исследование) способы познания объективной реальности.
Цель исследования состоит в анализе действующего в рассматриваемой области гражданского законодательства, определения его эффективности и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию и развитию.
Для осуществления этой цели целесообразно выполнить следующие задачи:
- выявить признаки, сформулировать дефиницию и раскрыть значение института гражданских правоотношений – признание гражданина безвестно отсутствующим, выявить существующие на этот счет общие позиции и различные точки зрения в научной литературе, а также сформулировать собственные предложения по данной проблеме;
- изучить состояние регулирования вопроса признания гражданина безвестно отсутствующим;
- проанализировать современное состояние использования указанного вопроса и на основании анализа выявить недостатки в регулировании безвестного отсутствия, рассмотреть причины возникновения неблагоприятных обстоятельств, возникающих по этому поводу;
- изучить нормативную литературу, учебные пособия, судебную практику которые содержат информацию по данной теме;
- сформулировать рекомендации по применению законодательства, регламентирующего отношения по институту безвестного отсутствия и выработать предложения по его совершенствованию и дальнейшему развитию.
Практическая значимость разработки темы работы состоит в возможности использования ряда ее положений, выводов и предложений в учебном процессе, деятельности правотворческих и правоприменительных органов, а также в жизненных ситуациях.
В своей работе автором, прежде всего, сделана попытка проанализировать нормы, посвященные признанию гражданина безвестно отсутствующим, которые закреплены в ГК РФ, а также в других правовых актах федерального значения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка источников и литературы.
1. Понятие, основания и порядок признания гражданина безвестно отсутствующим
1.1 Понятие и основания для признания гражданина безвестно отсутствующим
В случае длительного отсутствия гражданина - участника гражданских правоотношений в месте его постоянного проживания и неизвестности его места пребывания возникает юридическая неопределенность, последствием которой может стать ущемление прав других участников правоотношений.
Так, кредиторы не имеют возможности получить с данного гражданина причитающийся им долг; состоящие на иждивении гражданина нетрудоспособные лица перестают получать от него причитающееся им содержание и в то же время не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. Не защищены и интересы самого отсутствующего лица; может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся без присмотра.
Устранение этой неопределенности обеспечивается институтом безвестного отсутствия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Гражданского кодекса РФ[6] гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.
Как видно из изложенного выше Гражданский кодекс не дает четкого определения понятия безвестного отсутствия, а только содержит основания, по которым гражданин может быть признан безвестно отсутствующим.
Безвестному отсутствию граждан уделялось немало внимания в литературе и судебной практике.
Вопрос о правовой природе указанной категории дел остается и в настоящее время достаточно дискуссионным. Одни авторы - Попова Ю. А. Тархов В.А.[7] полагают, что нормы института безвестного отсутствия регулируют последствия, возникающие в связи с длительной неизвестностью местопребывания лиц, состоящих в определенных правовых отношениях с гражданами и организациями, а также порядок признания таких лиц безвестно отсутствующими.
У других авторов - Толстого Ю.К., Сергеева А.П.[8] это мнение вызывает возражения, поскольку в задачу норм данного института входит не регулирование последствий длительной неизвестности местопребывания лиц, а устранение неопределенности в отношении этих лиц. Только в силу установленного судебным решением безвестного отсутствия могут наступить определенные правовые последствия для безвестно отсутствующего и других заинтересованных лиц и организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10