Гражданско-правовой анализ права государственной и муниципальной собственности

Ранее для продажи имущества мелких предприятий или отдельных объектов недвижимости использовался открытый аукцион, тогда как для реализации имущества средних предприятий или принадлежащих публичным образованиям крупных пакетов акций использовался закрытый аукцион (закрытый тендер), предусматривавший ограниченный круг участников. Закрытые тендеры были рассчитаны на привлечение солидных инвесторов. Фактически во многих случаях они повлекли участие подставных лиц и исключение реальных торгов. Действующий Закон о приватизации больше не использует эту терминологию[26].

Акции открытых акционерных обществ, созданных на базе имущества приватизированных унитарных предприятий, подлежат продаже на специализированных аукционах. В этом качестве закон рассматривает открытые торги, на которых победитель получает акции по единой цене за одну акцию.

В отличие от аукциона конкурс предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий: сохранение определенного числа рабочих мест; переподготовку или повышение квалификации работников приватизируемого предприятия; сохранение профиля его работы; проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, социально-культурного и бытового назначения. Конкурс является открытым по составу участников, а предложения о цене подаются ими в запечатанных конвертах (в закрытой форме).

По действующему Закону о приватизации конкурсы проводятся при продаже предприятий как имущественных комплексов либо заведомо контрольных пакетов акций (более 50%) ОАО. С победителем конкурса заключается договор купли-продажи, обязательно включающий в себя порядок выполнения условий конкурса. При этом срок выполнения названных условий не может превышать один год. Важно отметить, что право собственности к покупателю такого объекта приватизации переходит лишь после полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса.

Прежнее законодательство о приватизации допускало также проведение некоммерческого инвестиционного конкурса, при котором от покупателя требовалось "лишь" осуществление соответствующей инвестиционной программы, поскольку сам имущественный комплекс приобретался нередко за символическую плату. Кроме того, по инвестиционному конкурсу продавались и принадлежавшие государству пакеты акций, которые оплачивались покупателями по номиналу, а не по рыночной стоимости, но с условием внесения определенных инвестиций в обусловленный срок. Все некоммерческие инвестиционные конкурсы должны были быть открытыми. К сожалению, и здесь отсутствие должного контроля за выполнением приобретателями условий конкурсов привело к многочисленным злоупотреблениям[27].

Особым способом приватизации государственного и муниципального имущества является внесение его в уставные капиталы ОАО в оплату приобретаемых акций, выпущенных обществами при их создании либо дополнительно при увеличении своих уставных капиталов. Оно осуществляется по решению соответствующего органа исполнительной власти. При этом доля акций такого акционерного общества, находящихся в собственности публично-правового образования, не может быть менее чем 25% плюс одна акция.

В ряде случаев публично-правовые образования передавали принадлежащие им пакеты акций в доверительное управление коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям. Если договор доверительного управления такими акциями был заключен по результатам конкурса, а все его условия выполнены надлежащим образом, по истечении срока доверительного управления такими акциями, который не может превышать 3 лет, бывший управляющий становится собственником находившихся в его доверительном управлении акций. Договор купли-продажи акций заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления.

Отсутствие покупателей некоторых наименее привлекательных видов государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации, вызвало к жизни новые формы (способы) их приватизации. Акции открытых акционерных обществ, созданных на базе приватизированного имущества унитарных предприятий, теперь могут быть проданы не только на аукционах и по конкурсу, но и через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

В случае если аукцион по продаже приватизируемых объектов был признан несостоявшимся, продажа имущества осуществляется посредством публичного предложения. В этой ситуации имущество продается лицу, первым подавшему заявку на его приобретение по начальной цене несостоявшегося аукциона. При отсутствии таких заявок осуществляется снижение цены приватизируемого имущества, которое продается первому подавшему заявку на его покупку по предложенной цене. Такое снижение производится до заранее определенного минимального размера, так называемой "цены отсечения".

Если же из-за отсутствия заявок покупателей не состоялась и продажа государственного и муниципального имущества посредством публичного предложения, оно продается без объявления цены. В данном случае предлагаемая цена продажи заранее вообще не определяется. Предложения о приобретении такого имущества подаются претендентами в запечатанных конвертах (в закрытой форме) и имущество при наличии нескольких претендентов продается лицу, предложившему за него наибольшую цену, а при наличии нескольких одинаковых предложений - тому, кто раньше других подал заявку на его приобретение.

Приобретение гражданами в собственность занимаемых ими государственных и муниципальных жилых помещений, как уже отмечалось, регламентируется специальным законом - Законом о приватизации жилья. Оно осуществляется на безвозмездных началах путем заключения специального договора. Законодательство допускает и покупку жилых помещений гражданами у публично-правовых образований.

Что касается приватизации земельных участков, то и она в ряде случаев также может осуществляться бесплатно, хотя общим правилом является их возмездное предоставление в собственность граждан и юридических лиц по договорам купли-продажи (п.2 ст.28 Земельного кодекса РФ).


Заключение


Анализ исследуемой темы позволяет сделать следующие выводы.

1. Государственная и муниципальная собственность - формы собственности, в соответствии с которыми имущество принадлежит на праве собственности особого рода субъектам - государству и муниципальным образованиям. Субъекты государственной и муниципальной собственности являются публично-правовыми образованиями. В данной связи указанные формы собственности именуют обобщенно публичной собственностью.

2. Субъектами права публичной собственности выступают соответствующие публично-правовые образования: государство (Российская Федерация и ее субъекты, указанные в ст.65 Конституции РФ) и муниципальные образования (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов Москва и Санкт-Петербург).

3. Объектом права публичной собственности выступает определенное имущество. В первую очередь это казна (средства соответствующего бюджета). Объектом права государственной собственности могут быть оборотоспособные вещи, имущество, ограниченное в обороте, а также изъятое из оборота. Объектом права муниципальной собственности может быть оборотоспособное имущество, а также в случаях прямо предусмотренных законом имущество, ограниченное в гражданском обороте. К оборотоспособному имуществу относятся движимые и недвижимые вещи (здания, сооружения, предприятие как имущественный комплекс, земельные участки, объекты жилищного фонда, социальной инфраструктуры и пр.). К имуществу, ограниченному в обороте относятся некоторые виды вооружения, некоторые лекарственные препараты и т.п. К изъятому из оборота имуществу следует относить природные ресурсы, участки недр, особо охраняемые природные объекты (заповедники, заказники, национальные парки и пр.), ресурсы континентального шельфа и территориальных вод, определенные категории земель, объекты стратегического значения, большинство видов вооружения, наркотические средства и психотропные вещества, ядерное оружие и т.п.

4. Приватизация - это отчуждение недвижимого имущества или акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав) из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством.

Она представляет собой специфический способ прекращения права публичной собственности. Порядок приватизации регламентируется специальными законами о приватизации: ФЗ от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 13.05.2008)"О приватизации государственного и муниципального имущества", Закон РФ от 04.07.1991 № 1541 - 1 (ред. от 11.06.2008)"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и др.

5. Способы приватизации, предусмотренные действующим законодательством, условно можно объединить в следующие группы:

преобразование государственных и муниципальных предприятий в ОАО (с последующей продажей их акций либо с сохранением их за публичным собственником путем создания хозяйственных обществ с государственным участием или "компаний одного лица");

аукционная продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, а также акций ОАО;

иные формы продажи имущества (по конкурсу, посредством публичного предложения или без объявления цены, а также приобретение акций их доверительным управляющим, исполнившим условия соответствующего договора);

внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.


Список использованной литературы


1.                 Конституция РФ 1993 г. - М.: Юридическая литература, 2008. - 48 с.

2.                 Гражданский кодекс РФ (Часть первая): от 30.11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ. - 2008. - № 26. - Ст.1301.

3.                 Бюджетный кодекс РФ // СЗ РФ. - 2008. - № 1 (ч.1). - Ст.112.

4.                 Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст.1247.

5.                 Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ (ред. от 13.05.2008)"О приватизации государственного и муниципального имущества" // СЗ РФ. - 2008. - № 30. - Ст.2704.

6.                 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 10.06.2008)"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2008. - № 34. - Ст.3022.

7.                 Закон РФ от 04.07.1991 № 1541 - 1 (ред. от 11.06.2008)"О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2008. - № 36. - Ст.3668.

8.                 Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 30.05.2008)"Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // СЗ РФ. - 2008. - № 27. - Ст.2444.

9.                 Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 "Об утверждении положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2008. - № 29. - Ст.2950.

10.            Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 (ред. от 06.05.2008)"О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" // СЗ РФ. - 2008. - № 21. - Ст.1256.

11.            Александрина М.А. Содержание права собственности по современному российскому законодательству: некоторые проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. - Волгоград. - 2006. - 29 с.

12.            Власова М.В. Право собственности в России: Возникновение, юридическое содержание, пути развития. - М.: МЗ-ПРЕСС, 2007. - 470 с.

13.            Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций. - М.: Пресс, 2007. - 234 с.

14.            Комментарий к законодательству Российской Федерации о приватизации предприятий / Под ред.Г.С. Шапкиной. - М.: Норма, 2008. - 526 с.

15.            Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учебник. - 3-е изд., переаб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 720 с.

16.            Мазаев В.Д. Публичная собственность в России // Государство и право. - 2006. - № 2. - С.58 - 63.

17.            Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник. Часть первая. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 600 с.

18.            Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело, 2007. - 512 с.

19.            Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 2.: Учебник. - 3-е изд. перераб и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 816 с.

20.            Суханов Е.А. Российский закон о собственности: Научно-практический комментарий. - М.: БЕК, 2006. - 154 с.

 A


[1] См.: Власова М.В. Право собственности в России: Возникновение, юридическое содержание,  пути развития. – М.: МЗ-ПРЕСС. – 2007. – С. 34.

[2] Конституция РФ 1993 г. – М.: Юридическая литература, 2008. - С. 5-6.

[3] См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: Учебник. Часть первая. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 86 и др.

[4] СЗ РФ. – 2008. - № 26. - Ст. 1301.

[5] Александрина М.А. Содержание права собственности по современному российскому законодательству: некоторые проблемы теории и правового регулирования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – Волгоград. – 2006. – С. 7.

[6] См.: Мазаев В.Д. Публичная собственность в России // Государство и право. – 2006. – № 2. - С. 61.

[7] См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Указ. Соч. – С. 101 и др.

[8] СЗ РФ. – 2008. - № 21. – Ст. 1256.

[9] См.: ст. 65 Конституции РФ 1993 г. – М.: Юридическая литература, 2008. - С. 19-20. 

[10] Конституция РФ 1993 г. – М.: Юридическая литература, 2008. - С. 6.

[11] СЗ РФ. – 2008. - № 34. - Ст. 3022.

[12] СЗ РФ. – 2008. - № 1 (ч.1). – Ст. 112.

[13] См.: Скловский К.И. Собственность в гражданском праве: Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 2007. – С. 267.

[14] СЗ РФ. – 2008. - № 30. – Ст. 2704.

[15] СЗ РФ. – 2008. - № 36. – Ст. 3668.

[16] См.: Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 «Об утверждении положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2008. - № 29. – Ст. 2950.

[17] См.: Указ Президента РФ от 12.05.2008 № 724 (ред. от 30.05.2008) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2008. - № 27. – Ст. 2444.

[18] СЗ РФ. – 2008. - № 24. - Ст. 1247.

[19] См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология: Учебник. – 3-е изд., переаб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – С. 649.

[20] Комарицкий С.И. Приватизация: правовые проблемы. Курс лекций. - М.: Пресс, 2007. – С. 107.

[21] См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о приватизации предприятий / Под ред. Г.С. Шапкиной. - М.: Норма, 2008. – С. 198.

[22] См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о приватизации предприятий / Под ред. Г.С. Шапкиной. - М.: Норма, 2008. – С. 251.

[23] См.: Там же. – С. 254-259.

[24] См.: Суханов Е.А. Гражданское право: В 4 т. Том 2.: Учебник. - 3-е изд. перераб и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 102.

[25] См.: Суханов Е.А. Указ. Соч. – С. 111.

[26] См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о приватизации предприятий / Под ред. Г.С. Шапкиной. - М.: Норма, 2008. – С. 267.

[27] См.: Комментарий к законодательству Российской Федерации о приватизации предприятий / Под ред. Г.С. Шапкиной. - М.: Норма, 2008. – С. 291.


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты