1.2.3 Органы управления АО
Важнейшим в деятельности любого корпоративного образования является вопрос о формировании его воли как единого субъекта гражданского оборота. Предусмотренная Законом структура органов АО призвана обеспечивать интересы акционеров, возможность реально влиять на хозяйственную деятельность АО. Создана своеобразная система "сдержек и противовесов".
В Законе определена компетенция органов управления АО. Ее перераспределение между органами не допускается, кроме ограниченного числа случаев, указанных в Законе. Так, уставом может быть предусмотрено, что образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, которые диспозитивной нормой закона отнесены к компетенции общего собрания акционеров, входят в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета). То же относится к решению вопроса об изменении устава в связи с увеличением уставного капитала. Со своей стороны совет директоров не вправе передавать свои исключительные полномочия исполнительному органу.
Главным органом акционерного общества является общее собрание акционеров, формирующее исполнительные и контрольные органы. Исполнительным органом может быть правление, дирекция - коллегиальные исполнительные органы, или директор, генеральный директор - единоличный исполнительный орган. Текущая деятельность исполнительных органов находится под контролем создаваемых общим собранием акционеров совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора). Закон о народных предприятиях в качестве органов также называет общее собрание акционеров (ст. 10 и 11), наблюдательный совет (ст. 12), генерального директора (ст. 13) и ревизионную (контрольную) комиссию (ст. 14).
Компетенция общего собрания определена ст. 48 Закона об акционерных обществах. Решение ряда важнейших вопросов деятельности общества отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров - они не могут быть переданы для решения ни исполнительному органу АО, ни наблюдательному совету (совету директоров). На решение наблюдательного совета (совета директоров) возможна передача лишь вопросов о внесении изменений и дополнений в устав, связанных с увеличением уставного капитала общества в соответствии со ст. 12 и 27 Закона.
Общее собрание акционеров в обязательном порядке созывается ежегодно в сроки, определяемые уставом, с соблюдением сроков, установленных законом. Внеочередное общее собрание созывается советом директоров (наблюдательным советом) по собственной инициативе, а также по требованию ревизионной комиссии (ревизора) АО, аудитора общества, акционера (акционеров), которому (которым) принадлежит не менее чем 10% голосующих акций. Собрание может быть проведено как с присутствием акционеров, так и путем проведения заочного голосования (опросным путем). Заочным голосованием могут быть решены многие вопросы жизни АО за исключением избрания совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), утверждения аудитора общества, рассмотрения и утверждения годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков, распределения прибылей и убытков.
Решения, принятые общим собранием, обязательны для акционеров. Однако закон предоставляет акционеру право оспаривать решение собрания и требовать по суду признания его недействительным. Признание решения общего собрания недействительным по иску акционера может иметь место, в частности, при несвоевременном извещении (отсутствии извещения) о дате проведения общего собрания; непредоставлении возможности ознакомиться с необходимыми материалами (информацией) по вопросам, включенным в повестку дня собрания, несвоевременном предоставлении бюллетеней для голосования, проводимого заочно.
Акционер может обратиться в суд с иском о признании решения общего собрания недействительным при одновременном наличии следующих условий: 1) решение принято с нарушением закона, иных нормативных правовых актов или устава АО; 2) истец не принимал участия в собрании, на котором было принято решение, или голосовал против него; 3) этим решением нарушены права и законные интересы акционера.
Не все свои полномочия общее собрание может осуществлять самостоятельно: в ряде случаев действия общего собрания должны быть инициированы советом директоров (наблюдательным советом). В частности, по представлению совета решаются вопросы реорганизации АО - слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. При добровольной ликвидации общества вопрос также выносится на общее собрание по предложению совета директоров (наблюдательного совета).
Компетенция общего собрания акционеров НП определена таким образом, чтобы в наибольшей степени гарантировать участие в ней максимально возможного числа акционеров, являющихся работниками предприятия. Это достигается решением общего собрания о максимальной доле акций НП в общем количестве акций, которой могут в совокупности владеть физические лица, не являющиеся работниками предприятия, и/или юридические лица. Той же цели служит решение о максимальной доле акций в их общем количестве, которой может владеть один работник НП.
Перечень вопросов, рассмотрение и решение которых входит в компетенцию общего собрания на НП, в целом соответствует содержанию ст. 48 Закона об акционерных обществах. Главное отличие заключается в предложенной Законом о народных предприятиях системе голосования. Предложенные "особенности" полностью расходятся с основополагающим принципом существования и деятельности акционерных обществ, где голосование происходит по принципу "одна акция - один голос". Этот принцип обусловлен самой природой АО, как объединения капиталов. Недаром в ряде статей Закона об акционерных обществах говорится о "голосующих акциях" (например, в ст. 49). Для того чтобы принимать участие в делах АО, надо участвовать в его капитале - можно сказать, что голосует не акционер, а его капитал, выраженный в принадлежащих ему акциях. Статья 10 Закона о народных предприятиях предлагает по наиболее важным вопросам функционирования предприятия принимать решения по другому, "не акционерному" принципу - "один акционер - один голос". По тому же принципу предлагается принимать решение и при голосовании о периоде полномочий счетной комиссии на собрании. Совершенно очевидно, что принцип "один участник - один голос" позаимствован из совсем другой организационно-правовой формы коммерческих организаций, основанной не на объединении капиталов, а на объединении лиц - из производственных кооперативов. Пункт 2 ст. 15 Закона о производственных кооперативах устанавливает, что каждый член кооператива независимо от размера его пая имеет при принятии решений общим собранием членов кооператива один голос.
В работе общего собрания акционеров НП могут участвовать с правом совещательного голоса работники предприятия, не являющиеся акционерами (п. 5 ст. 10 Закона о народных предприятиях). Закон не определяет количественные пропорции такого участия - не сказано, вправе ли принять участие в собрании все работники, не являющиеся акционерами, или какая-то часть из них. С точки зрения коммерческих интересов предприятия указанное правило вызывает сомнения, так как участие лиц, непосредственно не вложивших свои средства в АО, может негативно сказаться на соблюдении коммерческой тайны.
Создание совета директоров (наблюдательного совета) обязательно для АО с числом акционеров более пятидесяти. Уставом общества с меньшим числом акционеров может быть предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) будет осуществлять общее собрание акционеров (ст. 64 Закона об акционерных обществах). Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определена ст. 65 Закона. К исключительной компетенции этого органа отнесено, в частности, определение приоритетных направлений деятельности общества, созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров общества (за исключением случаев, предусмотренных п. 6 ст. 55 Закона), утверждение повестки дня общего собрания, рекомендации относительно размера дивиденда по акциям и порядку его выплаты.
Члены совета директоров (наблюдательного совета) избираются общим собранием акционеров на один год и могут быть избраны вновь неоднократно. Члены коллегиального исполнительного органа (правления, президиума и т.п.) не могут составлять большинства в составе совета директоров (наблюдательного совета), а единоличный исполнительный орган (генеральный директор, президент и т.п.) не вправе одновременно быть председателем совета директоров (наблюдательного совета).
Для НП законом также предусмотрен наблюдательный совет, представляющий собой коллегиальный орган, в состав которого при наличии условий, установленных п. 7 ст. 12 Закона о народных предприятиях, может быть избран представитель работников, не являющихся акционерами. Генеральный директор, председатель и члены контрольной (ревизионной) комиссии избираются только из числа акционеров.
Генеральный директор является единоличным исполнительным органом НП, тогда как Закон об акционерных обществах предоставляет акционерам возможность самим решать, иметь ли коллегиальный или единоличный исполнительный орган. Менее демократично по сравнению с Законом об акционерных обществах решается вопрос о председателе наблюдательного совета. Пункт 2 ст. 66 Закона об акционерных обществах запрещает единоличному исполнительному органу (генеральному директору и т.п.) одновременно быть председателем наблюдательного совета. Пункт 4 ст. 12 Закона о народных предприятиях в качестве общего правила устанавливает, что председателем наблюдательного совета является входящий в него по должности генеральный директор НП, если уставом не предусмотрено иное. Можно считать вполне обоснованным предположение, что в большинстве случаев будет избрана схема, предложенная диспозитивной нормой закона.
Нельзя признать расширением прав акционеров и правило п. 10 ст. 10 Закона о народных предприятиях: решение наблюдательного совета об отказе включить вопрос в повестку дня или кандидатуру в список для голосования по выборам на должность генерального директора НП и председателя контрольной комиссии в члены наблюдательного совета и в члены контрольной комиссии может быть обжаловано в контрольную комиссию, решение которой по данному вопросу обязательно для наблюдательного совета. Представляется, что приведенное правило не должно препятствовать обжалованию решения контрольной комиссии в суде. Отказ в праве на судебное обжалование означал бы неоправданное ограничение прав акционеров НП по сравнению с правами, предоставленными им законом.
В АО создается исполнительный орган, призванный осуществлять руководство текущей деятельностью общества (ст. 69 Закона об акционерных обществах). На него возложена организация исполнения решений общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) общества. В состав исполнительного органа могут быть избраны как акционеры, так и лица, акционерами не являющиеся. Полномочия исполнительного органа общества могут быть по решению общего собрания переданы по договору коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).
Акционерное законодательство создает условия для защиты прав акционеров, прежде всего меньшинства от злоупотреблений со стороны лиц, входящих в состав руководящих органов АО. Поэтому в Закон об акционерных обществах включены правила о возможности оспаривания решений общего собрания, совета директоров, исполнительного органа. Защита прав и интересов акционера осуществляется по двум направлениям - защита его имущественных прав и защита его права на участие в управлении АО. Разумеется, имущественные права акционера тесно связаны с правом участия в управлении обществом.
Статьей 71 Закона об акционерных обществах определена ответственность членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). Если в причинении убытков виновны несколько из указанных лиц, их ответственность перед обществом является солидарной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9