Гражданское право

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.[23]

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.[24]

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы.[25] Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества.[26]

В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.[27] Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает условия для его нормального функционирования и развития. В таком взаимодействии содержится гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.[28] Гражданское общество - это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

 

2.2. Современные концепции гражданского общества


В данной главе я хотела рассмотреть некоторые наиболее яркие современные концепции гражданского общества. Моей целью является показать, каковы особенности российской ситуации в настоящий момент, на какой стадии развития находится (и находится ли) гражданское общество и каковы возможности его формирования в России.

После начала перестройки 1985 года с новой остротой стал вопрос о гражданском обществе. Страна опять находится на переходном этапе своего развития и, как и в начале века, ищет новый путь. Наученное горьким опытом жизни в тоталитарном государстве, общество пытается найти принципиально иной путь развития. И одним из вариантов стало построение гражданского общества.

Теорию гражданского общества можно назвать новой для нашей страны, поэтому, исследуя этот вопрос, авторам приходится опираться на опыт западных стран и, соответственно, на западную модель гражданского общества.

В своей книге М.Ю. Резник[29] рассматривает особенности и тенденции ситуации в современной России, а также возможности существования гражданского общества.

Я попытаюсь описать его точку зрения.

По Резнику для общественного состояния современной России характерно проявление двух основных тенденций – институционализации и деинституционализации социальных структур и образований. С одной стороны это проявляется в появлении новых социальных институтов и организаций, связанных с формированием гражданского общества, а с другой стороны – разрушение основ прежней общественной организации, распад старых институтов.

Кроме того, как отмечает Резник, становление институтов гражданского общества происходит в условиях глубокого кризиса, экономического и духовного, который и является основным фактором дестабилизации общественной жизни.

Этот процесс усугубляется отсутствием в структуре власти единства и стихийными, не всегда продуманными действиями правительственных структур вообще.

Экономические реформы проводятся без учета национально-культурной специфики страны и потому приводят к совершенно неожиданным, часто противоположным результатам.

В. Хорос в своей статье “гражданское общество: как оно формируется (и сформируется ли) в постсоветской России”[30] рассматривает различные элементы гражданского общества, такие как политические партии, предпринимательские организации, профсоюзы, церковь и церковные организации, неправительственные организации (НПО) и отдельно мафию, как структуру, имеющую существенный вес в современной России.

Хорос соглашается с мнением, что российская цивилизация “как минимум не несет в себе запретительных условий для развития гражданского общества”,[31] но отмечает несколько существенных особенностей общественно-политического развития нашей страны. Прежде всего, в России очень сильно государственное начало: оно являлось главным “демиургом” общественных процессов уже с 15-16 веков. Именно государство стало создавать или “запрещать” те или иные ячейки гражданского общества, и оно же тормозило их деятельность, что затрудняло в психологии русского человека закрепление привычки к самостоятельному поведению. Во времена советской власти этот пресс государства очень усилился. Он привел к разрушению многих традиционных культурных ценностей и институтов (общинность, религиозные установки и т.д.) и к атомизации общества.

Как пишет Хорос: “Атомизация – худшая разновидность индивидуализации, отчуждения людей друг от друга – создает неблагоприятную среду для гражданского общества”.[32]

Гражданское общество формируется как снизу, через самодеятельность населения, так и сверху, под воздействием государства. В нашей стране, по мнению Хороса, активность “снизу” не слишком высока и даже имеет тенденцию падать.

“Сверху” же государство почти перестало выполнять свои функции, то есть обслуживать нужды общества, а не только свои корпоративные интересы. “Получается своего рода порочный круг: государство не помогает становлению гражданского общества, а без гражданского общества невозможна нормализация деятельности государства”.[33]

Одной из интереснейших теорий гражданского общества, является теория Л.М. Романенко.[34] По мнению Романенко, гражданское общество в России не только существует, но и никогда и не переставало существовать. После революции 1917г, когда началось создание качественно нового социального организма – социалистического общества, тезис Ленина “Социализм – это учет и контроль” привел тому, что государство попыталось поставить под контроль все сферы общества. Но человеческое общество – это сложнейшая многоуровневая система с множеством разнообразнейших и постоянно возникающих новых связей, и контролировать его просто невозможно. Единственным способом добиться поставленной цели можно было, уничтожив все старые структуры, и заменив их новыми одномерными социальными образованиями. “Многообразие форм собственности заменялось одной формой – государственной, суды присяжных – революционными трибуналами…Дилемма “гражданское общество – государство” была однозначно решена в пользу последнего”.[35]

Поэтому, главной функцией структур гражданского общества в России, существовавшего про “социализме”, стала функция отрицания – разрушения.

Основными формами проявления гражданского общества стали разнообразнейшие формы протеста: от создания музыкальных и поэтических произведений, открыто отрицавших закрепленные каноны и правила, до написания коллективных писем и попыток самосожжения на Красной площади.

Они своим существованием утверждали невозможность с помощью каких-либо законодательно закрепленных средств и способов изменить существующую социальную реальность. Закон с этих позиций становился помехой, тормозом на пути движения общества к демократии, источником несвободы. Элементы гражданского общества из гаранта законности и правопорядка превратились в социальный феномен, сутью которого стала именно борьба с законностью и правопорядком.[36]

Процесс демократический преобразований, начавшийся в 80-е года изменил соотношение государства и гражданского общества. Последнее получило возможность снова стать фундаментальной основой общества.  Альтернативные структуры экономики, политики, культура получили право на приоритетное развитие и стали определять направление и характер процессов в российском обществе. Однако вместо гармонизации и процветания общественной жизни, это привело страну во власть стихийных и разрушительных процессов во всех сферах жизни общества. Л.М. Романенко по-своему объясняет причины этого явления: “А первопричиной всех этих процессов, являются, по нашему мнению, получившие, наконец, легальный статус структуры гражданского общества. Их развитие и существование продолжает обеспечиваться главным образом за счет разрушения государственных форм и структур, их целью является полное уничтожение существовавшего при социализме типа социальной реальности с присущей ему монополией государства во всех сферах общественной жизни.

Несмотря на отсутствие необходимого для функционирования в легальной сфере общественной жизни социального опыта (а может быть благодаря этому), элементы гражданского общества поразительно быстро лишили партийно-государственную систему ее полномочий и полностью завладели ситуацией в стране”.[37]

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты