ношений, регулируемых только федеральными законами, в настоящее время многие из них еще не приняты и соответствующие отношения регламентируются актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, которые действовали еще до вступления в силу нового Гражданского кодекса. Единовременно заменить их законами практически невозможно. Во-вторых, указы Президента Российской Федерации, акты Правительства Российской Федерации выполняют и свою, специфическую регулятивную функцию. В ряде случаев нормы, содержащиеся в этих актах, детализируют (конкретизируют) правовые установления законов. Кроме того, ряд законов содержит прямые отсылки к иным правовым актам, которые непосредственно должны урегулировать соответствующие моменты, и т. д. Однако в любом случае указы Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации не могут выходить за рамки общих направлений, установленных законодательством, противоречить его установлениям.
Среди многочисленных указов Президента Российской Федерации немало таких актов, которые содержат в себе нормы гражданского права. Например, Указ Президента Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)", Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114 "О продаже государственных предприятий-должников"^ и другие. На основании и во исполнение законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. № 469 утверждено Положение о продаже на аукционе имущества ликвидируемых и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1994 г. № 801 утверждены Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств". Указанные и другие постановления Правительства Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации. В противном случае они в соответствующей части не подлежат применению.
Согласно п. 7. ст. 3 Гражданского кодекса РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать ведомственные акты, содержащие нормы гражданского права.
Указанное право подвергнуто достаточно жесткой регламентации: такие акты издаются лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, иными законами и другими правовыми актами (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации). Например, ряд актов Центрального банка РФ, относящихся к регулированию валютных отношений, принят на основе ст. 9 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контролей Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства РФ и Министерством финансов РФ 10 июля 1995 г. утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов.
Нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации. Такие акты должны быть опубликованы не позднее 10 дней после регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не подлежат применению как не вступившие в силу.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных и правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ 13 августа 1997 г., федеральные органы исполнительной власти издают правовые акты в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации вступают в силу с момента их официального опубликования в газете "Российские вести".
Органы власти и управления субъектов Российской Федерации, а также муниципальные образования не вправе издавать нормативные акты, содержащие нормы гражданского права.
Переход к рыночным условиям "хозяйствования обусловливает необходимость более тесной интеграции Российской Федерации в систему мирового сообщества. Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные договоры Российской Федерации применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Причем в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 7 ГК, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, действуют правила международного договора. Это, безусловно, важное установление, на котором основываются экономические и другие связи в системе мирового сообщества.
Обычаи делового оборота, нормы морали и нравственности. Кроме законодательства, иных правовых актов, актов министерств и международных договоров Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве вспомогательного источника права особо выделяет обычаи делового оборота. Согласно п. 1 ст. 5 ГК обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Характерными признаками указанного определения являются следующие: а) речь идет о постоянном, сформировавшемся и достаточно определенном правиле поведения; б) такое правило является широко применяемым к достаточно большому кругу участников гражданских отношений; в) применение обычая делового оборота ограничено рамками предпринимательской деятельности; г) названное правило поведения не предусмотрено законодательством; д) обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в определенном документе.
Общее правовое значение обычая делового оборота определено в ст. 5—6 Гражданского кодекса. В случаях, когда отношения, входящие в предмет гражданского права, не урегулированы законодательством или соглашением сторон, действует обычай делового оборота. Однако если последний противоречит обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, он применяться не должен.
Обычаи делового оборота нельзя отождествлять с деловыми обыкновениями. Здесь по меньшей мере необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, обычаи делового оборота ГК официально признаны как источники гражданского права. Деловые обыкновения, под которыми понимаются устоявшиеся в гражданском обороте правила поведения, приобретают юридическую силу лишь в таких случаях, когда государство правовым актом прямо санкционирует их, как это было сделано в п. 2 ст. 57 Основ гражданского законодательства (ст. 168 ГК 1964 г.), согласно которому обязательства должны исполняться надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства, а при отсутствии таковых — в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями. Во-вторых, сфера применения обычаев делового оборота (предпринимательская деятельность) значительно уже области функционирования деловых обыкновений (гражданский оборот).
Нормы морали и нравственности сами по себе не являются источниками гражданского права. Однако отсюда не следует, что они вовсе не имеют значения для гражданского законодательства. Будучи закрепленными в соответствующих актах, они приобретают силу правовых установлений. Но даже и тогда, когда они прямо не отражены в законодательстве, нормы морали и нравственности важны для уяснения смысла гражданского законодательства, а следовательно, и для правильного применения содержащихся в нем норм. Например, нормы морали и нравственности способствуют правильному истолкованию ст. 169 ГК (о ничтожной сделке, совершенной с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основе обобщения материалов практики дают судебное толкование законодательства, разъясняют, как его следует применять к соответствующим гражданским отношениям. Такие разъяснения обычно выражаются в виде постановлений судебных пленумов. Последние являются обязательными для судебных органов. Однако высшие судебные органы не могут устанавливать новые нормы, а правомочны лишь разъяснять, толковать действующие нормативные установления. Поэтому постановления судебных пленумов, при всей их важности для правоприменительной практики, нельзя относить к источникам гражданского права.
Не является источником гражданского права и судебная практика, под которой понимается сложившееся единообразное решение судами той или иной категории дел. Вместе с тем судебная практика обеспечивает единообразное понимание и применение гражданского законодательства судебными органами, законность и правопорядок в обществе.
. Действие гражданского законодательства. Применение гражданского законодательства по аналогии
Под действием гражданского законодательства во времени понимается специфическая форма его юридического бытия, охватывающая собой начальный момент, с которого закон вступает в силу, отношения, на которые он распространяется, момент окончания его действия. Порядок введения в действие гражданских законов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат федерального Собрания".
На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные, федеральные законы, которые официально опубликованы. Согласно ст. 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок.
Как правило, все нормы закона вступают в силу одновременно. Однако применительно к большим по объему и значению гражданским законам может быть сделано отступление от указанного правила. Так, гл. 17 ГК вступает в силу с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Однако из общего правила: "закон обратной силы не имеет" есть исключения. Во-первых, в самом законе может быть предусмотрено, что его действие распространяется и на отношения, возникшие до введения его в действие. Например, согласно ст. II Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действие ст. 234 (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса. Во-вторых, по так называемым длящимся правоотношениям (жилищное обязательство; авторское правоотношение; обязательство по возмещению работодателем вреда, причиненного здоровью работника и т. п.), сложившимся до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после его введения в действие. В-третьих, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон иные правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия
договора утрачивают силу лишь в том случае, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК).
Также, как и законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации подлежат обязательному опубликованию, за исключением отдельных актов, содержащих сведения, относящиеся к государственной тайне. Официальным опубликованием указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации считается их опубликование в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Российских вестях". Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации могут быть переданы в установленном порядке Администрацией Президента Российской Федерации для опубликования в иных органах печати, обнародования по телевидению, радио, передачи по каналам связи, а также разосланы соответствующим государственным органам. Однако это не является их официальным опубликованием и осуществляется с целью оперативного доведения правовых актов до сведения лиц.
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" или "Российских вестях". Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания. Однако указанные сроки не применяются в тех случаях, когда при принятии акта соответственно Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации установлен другой срок введения его в действие.
Если в законе установлен срок его действия, то такой правовой акт утрачивает юридическую силу с момента наступления указанного в нем срока. Чаще всего этот срок заранее не определен, и в таком случае закон утрачивает силу либо в результате его прямой отмены, либо в связи с принятием нового закона, отменяющего или изменяющего содержание ранее действовавшего.
Действие гражданского законодательства в пространстве и по кругу лиц. Как было отмечено выше, гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Это принципиально важное положение обусловливает то, что действие его распространяется на всю территорию Российской Федерации. Однако из этого правила имеется исключение: в самом законе может быть ограничена территория, на которую распространяет свое действие данный закон (например, только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
По общему правилу, гражданское законодательство распространяется на всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. К ним относятся граждане, юридические лица, сама Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Указанное правило применяется также и к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Из этого общего правила действия закона по кругу лиц имеется два исключения.
Первое состоит в том, что в самом законе прямо может быть указан круг лиц, на которых распространяются содержащиеся в нем нормы права. Например, в законе сказано, что он распространяется только на граждан или только на юридические лица либо на какую-то определенную категорию граждан или юридических лиц. Круг лиц может быть определен с использованием негативных приемов, когда в законе сказано, на кого он не распространяется.
Второе исключение может вытекать из смысла закона. Так, из смысла Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд'" следует, что он применятся только к отношениям, участниками которых являются юридические лица.
Применение гражданского законодательства по аналогии. Согласно п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса в случаях, когда общественные отношения, входящие в предмет гражданского права, прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. Применение гражданского законодательства по аналогии возможно, таким образом, при соблюдении следующих условий:
1. Имеется имущественное либо личное неимущественное отношение, которое относится к предмету гражданского права.
2. Данное отношение прямо не урегулировано законодательством или соглашением сторон и отсутствует применяемый обычай делового оборота.
3. Имеется норма гражданского права, которая регулирует сходное общественное отношение.
4. Применение такой нормы права не должно противоречить существу указанного общественного отношения.
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК). Для применения аналогии права, кроме первого и второго условия, о которых говорилось выше, необходимо третье: отсутствие нормы права, регулирующей сходное общественное отношение.
Потребность в применении аналогии закона возникает на практике редко. В еще большей мере это относится к аналогии права.
Страницы: 1, 2