Гражданство в Республике Беларусь

2) имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

3) не имеет другого гражданства или гарантий его приобретения.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, в полицию, органы безопасности, юстиции и иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь.

Если гражданство Республики Беларусь приобретено либо прекращено в результате представления заведомо ложных сведений или подложных документов, ранее принятое решение отменяется.

Установлены особые случаи изменения, сохранения или утраты гражданства. В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно меняется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

По желанию родителей, в случае изменения ими гражданства Республики Беларусь, за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь.

Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается гражданином другого государства или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному ходатайству родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.

Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если один из родителей выходит из гражданства или его утрачивает, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.

Законом также решены вопросы гражданства ребенка при его усыновлении.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.

За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении: супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином; супругами, являющимися лицами без гражданства, или лицом без гражданства; супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином или лицом без гражданства.

У ребенка, усыновленного супругами, являющимися иностранными гражданами, или иностранным гражданином, гражданство Республики Беларусь может быть прекращено после достижения им 16-летнего возраста в порядке выхода из гражданства на основании заявления усыновителей (усыновителя).

Утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь, и при Президенте Республики Беларусь создана Комиссия по вопросам гражданства. Согласно Положению Президент принимает решения о приеме в гражданство, выходе из гражданства, утрате гражданства Республики Беларусь.

Заявления по вопросам, связанным с гражданством, подаются на имя Президента с указанием даты его составления. Заявители прилагают заявление-анкету в двух экземплярах; пять фотографий; автобиографию в двух экземплярах; копию свидетельства о рождении заявителя, а при необходимости и других лиц; документы об уплате государственной пошлины или освобождении от ее оплаты; документ о выходе с иностранного гражданства или о непринадлежности к гражданству другой страны; справку с места жительства с указанием состава семьи. К заявлению могут быть приложены иные документы, имеющие отношение к делу.

Появления по вопросам, связанным с гражданством, подаются в органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, которые постоянно проживают за границей, - в дипломатические представительства или консульские учреждения.

Срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел, МВД, дипломатических или консульских учреждениях, МИДе, КГБ и Совете Министров Республики Беларусь не должен быть более чем один месяц.

Срок рассмотрения заявлений о приеме в гражданство Республики Беларусь не должен превышать одного года, о выходе из гражданства Республики Беларусь - шести месяцев, о приобретении гражданства в порядке регистрации - двух месяцев).

При отсутствии предусмотренных законом оснований для оформления материалов по вопросам гражданства, а также при наличии препятствий (непредоставление документа о выходе из иностранного гражданства; отбывание заявителем наказания в виде лишения свободы и др.) орган внутренних дел, дипломатическое представительство, консульское учреждение Республики Беларусь отказывают заявителю в приеме заявления по вопросам гражданства и сообщают об этом в письменной форме. Этот отказ может быть обжалован заявителем в вышестоящий в порядке подчиненности орган, который обязан в месячный срок рассмотреть ее и дать заявителю мотивированный ответ в письменной форме. В случае несогласия с решением вышестоящего органа либо неполучения от этого органа в течение месяца мотивированного ответа заявитель имеет право обратиться с жалобой в суд.

Прекращение гражданства может иметь место вследствие выхода из гражданства Республики Беларусь либо его утраты, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

Положением предусмотрено, что к ходатайству о выходе из гражданства Республики Беларусь прилагаются заявление-анкета в двух экземплярах; четыре фотографии, автобиография в двух экземплярах; справка с места жительства о составе семьи; справка с места работы или учебы, а неработающим - с места жительства, нынешнего или предшествующего (для лиц, которые постоянно живут за границей), с указанием, имеет ли лицо обязательства, не выполненные перед государством, или имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных организаций, кооперативных и общественных объединений; справку из военного комиссариата об освобождении лица призывного возраста от прохождения обязательной военной службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь; документ об уплате государственной пошлины или освобождении от ее уплаты. Если у заявителя есть жена (муж), а также лица, которые находятся на его содержании, он должен представить нотариально удостоверенные письменные заявления этих лиц об отсутствии у них материальных или иных претензий к нему.

При возникновении сомнений относительно принадлежности лица к гражданству Республики Беларусь в соответствующие органы представляются заявление, две фотографии, документы, подтверждающие обстоятельства, с которыми законодательство связывает принадлежность к гражданству Республики Беларусь. Следует иметь в виду, что в необходимых случаях определение принадлежности к гражданству Республики Беларусь может проводиться по решению суда, который устанавливает факт постоянного проживания заявителя в Республике Беларусь на день вступления в силу Закона "О гражданстве Республики Беларусь".


2. Классификация государственных органов Республики Беларусь


Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенные государственно-властными полномочиями и уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке.

Государство осуществляет свои функции через органы государственной власти. Кроме непосредственной демократии через органы государственной власти - представительные и иные органы - народ в формах и пределах, определенных Конституцией, осуществляет свою власть (ст.3 Основного Закона).

Органам государственной власти присущи соответствующие признаки.

1. Все органы государственной власти создаются на основе Конституции и принятых в соответствии с ней подконституционными актами. Так, в Конституции предусмотрено создание Конституционного Суда: путем назначения шести судей Президентом Республики Беларусь и избрания шести судей Советом Республики Национального собрания. Законом определяется, например, судоустройство в Республике Беларусь.

Органы государственной власти могут быть созданы указами Президента, решениями Правительства и др.

2. Орган государственной власти обладает определенным объемом полномочий.

Создание государственного органа и определение его властных полномочий представляют собой два взаимосвязанных процесса. Однако и после создания органа государственной власти его полномочия могут изменяться: он может быть наделен дополнительными полномочиями, некоторые полномочия могут быть переданы другому субъекту власти и т.п.

У каждого органа государственной власти свой предмет ведения и свой объем полномочий, своя структура.

Реализуют свои полномочия органы государственной власти путем издания (принятия) правовых (нормативных) актов. Очень важным является четкое определение компетенции (совокупности полномочий) каждого органа государственной власти. Полномочия таких органов государства, как Президент, Парламент, Правительство, Конституционный Суд, Комитет государственного контроля, Прокуратура и некоторых других, указаны в Конституции и законах. Полномочия могут быть установлены в законах, указах, актах Правительства и других нормативных правовых актах. Решение данного вопроса в свою очередь зависит от компетенции органа государственной власти на создание иных государственных органов и определение их полномочий.

Учитывая многообразие органов государственной власти, необходимо обеспечить четкое разграничение между ними прав и обязанностей для исключения дублирования, подмены ими друг друга. Вторжение в чужую сферу полномочий может породить конфликт между властями. Опыт показывает, что нередко такого рода споры возникают между Парламентом и исполнительной властью. Как свидетельствует зарубежная практика, споры о компетенции, т.е. о разграничении полномочий, рассматриваются в конституционном суде страны.

3. Каждый орган государственной власти реализует свои полномочия в присущих ему формах с использованием тех методов, которые определены нормативными актами. Например, основная форма работы палат Парламента является сессия. Палаты реализуют свои полномочия на совместных заседаниях депутатов (членов) палат. Порядок осуществления полномочий Конституционным Судом определяется законом. Этот орган государственной власти также осуществляет свои полномочия на заседании всех судей. Орган государственной власти может быть и единоначальным, т.е. представленным в одном лице (например, Президент, Генеральный прокурор и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты