Идеологическая политика в социальной сфере

Для бывших узников фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, помимо указанных льгот, остаются: повышение размеров пенсий и льготное налогообложение; получение льготных кредитов, субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; безвозмездная передача в собственность занимаемых ими жилых помещений; первоочередное обслуживание в учреждениях здравоохранения; льготы в сфере трудовых отношений; первоочередное выделение кормов для скота.

Практически в полном объеме сохранены льготы для Героев Советского Союза, Беларуси, Социалистического Труда, кавалеров орденов; участников и инвалидов Великой Отечественной войны; инвалидов I и II групп.

Аналогичные подходы заложены и в Комплексной программе по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста до 2010 года (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июля 2004 г. № 855). В соответствии с индивидуальными потребностями одиноких пожилых граждан на уровне сельских Советов, районов разрабатываются планы мероприятий по оказанию конкретной помощи таким гражданам. Проблемы, не требующие привлечения дополнительных финансовых средств, решаются в оперативном порядке.

Оказание социальной помощи ветеранам войны, труда, одиноким гражданам пожилого возраста основано на тесном взаимодействии органов социальной защиты, здравоохранения, бытового обслуживания, культуры, образования, предприятий торговли, узлов почтовой связи, организаций, где ранее работали пожилые люди. Это позволяет сделать помощь более многосторонней и оперативной.

Государство принимает активное участие в решении проблем инвалидов и инвалидности. Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на осуществление мер по предупреждению инвалидности, реабилитации инвалидов, обеспечению равенства и полноправного участия их в жизни общества.

В республике реализуется Государственная программа по предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов на 2006-2010 гг. (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1269). Создана сеть реабилитационных учреждений, осуществляющих мероприятия по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Ключевая задача: интегрировать инвалидов в общество как полноправных членов, создать основополагающие условия для этого, уйдя от сторонней мелочной их опеки, чтобы инвалиды по максимуму самостоятельно могли справляться со своими каждодневными проблемами.

Одной из ключевых задач социального развития является предотвращение малообеспеченности (бедности). Государством осуществляется целенаправленная поддержка тех слоев населения, которые в силу объективных обстоятельств находятся в бедственном положении, не имея достаточных средств для удовлетворения своих основных жизненных потребностей и потребностей своей семьи.

В Республике Беларусь сформирована разветвленная система государственной социальной поддержки нуждающихся и социально уязвимых категорий граждан. В отличие от большинства бывших советских республик, которые по финансово-экономическим причинам переходного периода свернули преобладающую часть программ социальной поддержки населения, в Республике Беларусь не только сохранены ранее действовавшие программы, но и введен ряд новых: безналичные жилищные субсидии, адресная социальная помощь, система социальных стандартов. Получила развитие система социального обслуживания малообеспеченных граждан.

Важную роль в сокращении малообеспеченности играет поступательное повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, прежде всего - минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по возрасту.

Во всем цивилизованном мире признан путь к здоровью через физическую культуру и массовый спорт. Это целесообразно и с экономической точки зрения. По данным ЮНЕСКО, 1 евро, вложенный в развитие массового спорта, позволяет сэкономить на медицинских расходах 12 евро. Жители западных стран активные занимаются спортом, и государство поддерживает их в этом.

Физическая культура - часть общей культуры человека. В нашей стране формирование здорового образа жизни через развитие массового спорта является частью государственной идеологии. Как неоднократно подчеркивал Президент страны А.Г. Лукашенко, развитие спорта в Беларуси - не благотворительность, не бездумная трата бюджетных средств, а реальная возможность оздоровления нации, прежде всего - через приобщение к нему подрастающего поколения.

Путь к здоровой нации лежит только через культ здорового образа жизни. Именно здоровье выступает сегодня главным человеческим и социальным капиталом.

Основополагающими принципами организации здравоохранения в Республике Беларусь выступают государственность, доступность и бесплатность медицинской помощи.

В настоящее время проводится работа по реформированию системы здравоохранения. При этом основное внимание уделяется профилактике заболеваний, развитию первичной медико-санитарной помощи, особенно на селе, совершенствованию специализированной медицинской помощи, лекарственному обеспечению, оснащению больниц и поликлиник современным оборудованием.

Введение основного социального стандарта в области медицины - финансирования здравоохранения в расчете на одного жителя - позволило оптимизировать распределение бюджетных средств и повысить эффективность их использования. По сравнению с предшествующим годом расходы на здравоохранение в целом увеличились на 19%.

В результате реализации мероприятий государственных и отраслевых программ в области охраны здоровья населения повысилась рождаемость и сократилась смертность.

Во всем мире состояние социального благополучия государства характеризуется показателями младенческой, детской и материнской смертности. Республика Беларусь выполнила задачу, поставленную Всемирной организацией здравоохранения для стран Европейского региона: снизить младенческую смертность до уровня, не превышающего 10 случаев на 1 тыс. детей, родившихся живыми.

Положительной тенденцией в области охраны материнства и детства становится то, что медицинской помощью мирового уровня могут воспользоваться не только жители столицы, но и регионов.

Новым этапом улучшения качества медицинской помощи для граждан республики станет реализация мероприятий Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 гг.

Система образования Беларуси динамично развивается. Сегодня она сопоставима с образовательными системами наиболее развитых государств мира и по эффективности, и по результатам обучения и воспитания. Это подтверждается, к примеру, победами белорусских студентов и школьников на международных предметных олимпиадах, ростом популярности высшего образования в нашей стране.

Совершенствуется законодательная база. В 2006 году принят Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании», в июле 2007-го - «О высшем образовании».

Грамотное и всеобъемлющее правовое обеспечение - необходимое условие инновационного развития системы образования. Его цель шире, чем простая передача знаний новым поколениям. Это подготовка кадров для отраслей экономики и социальной сферы, участие в воспитании подрастающих поколений, формирование общественного сознания и культуры граждан. Реализация данных задач требует кардинальных изменений в образовательной сфере.

В системе дошкольного образования продолжает совершенствоваться многофункциональная сеть дошкольных учреждений, открываются новые специальные, санаторные и интегрированные группы.

Растет образовательный уровень педагогов, работающих в детских садах: 45% из них имеют высшее образование. Все больше родителей доверяют воспитание своих детей профессионалам. Если в 2001 году дошкольные учреждения посещали 69,3% детей, то в 2007-м этот показатель вырос до 82,3%.

Отечественными учеными и педагогами разработаны новые учебники и учебно-методические комплексы. К началу 2007/2008 учебного года подготовлено 126 наименований учебной литературы, из них только 24 переиздания, а 102 учебника - новые. Дальнейшее развитие получило использование учителями компьютерных, интерактивных и других современных технологий, расширяющих возможности обучения и воспитания детей.

Дальнейшее развитие школьного образования в Беларуси ставит новые актуальные проблемы. Например, как оптимизировать учебную нагрузку, чтобы и необходимые знания дать, и здоровье школьников сберечь. Предстоит также выяснить, какова отдача для реальной экономики от разделения на средние школы, гимназии, лицеи и колледжи. Ведь по закону в любом из таких учреждений возможно изучение предметов на углубленном уровне. Из года в год совершенствуется система централизованного тестирования. Тем не менее все вопросы школьной реформы решаются в соответствии с одним требованием: не нарушить базовые принципы отечественного образования - доступность, бесплатность и высокое качество.

Развитие профессионально-технического образования направлено на формирование открытой и доступной системы обучения, позволяющей максимально удовлетворить потребность экономики в квалифицированных рабочих (служащих). Профессионально-техническое образование в республике нацеливает на непрерывное совершенствование профессионального мастерства, продолжение обучения в системе среднего специального или высшего образования.

Ситуация на рынке труда сегодня складывается таким образом, что наиболее востребованы именно рабочие специальности.

В системе среднего специального образования Республики Беларусь работают 123 государственных и 10 частных ссузов (техникумы, училища, колледжи), а также 53 профессионально-технических колледжа, 3 высших колледжа, где интегрируется подготовка специалистов на уровнях среднего специального и высшего образования, 6 учебных комплексов, созданных на базе общеобразовательных школ.

Идея непрерывного профессионального образования реализуется путем интеграции подготовки специалистов в учреждениях, относящихся к различным уровням образования (среднему специальному, высшему, профессионально-техническому). В республике появились новые типы учреждений образования - учебно-педагогические комплексы «гимназия-колледж», профессионально-технические колледжи, университетские комплексы.

Произошло изменение объемов и структуры подготовки специалистов. Теперь вузы будут выпускать больше работников для отраслей машиностроения, лесного хозяйства, транспорта, теплоэнергетики. Получение высшего образования в Республике Беларусь предоставляют 53 учреждения (из них государственных - 43, частных - 10). Ежегодно вузы республики выпускают более 50 тыс. специалистов с высшим образованием, полностью обеспечивая подготовку кадров по всем отраслям экономики и социальной сферы страны.

Развитие высшей школы в Беларуси идет в ногу со временем. За последние 10 лет перечень специальностей высшего образования обновлен более чем на 40%.

Престиж высшего образования постоянно растет. Прием на бюджетные места не снижается. В то же время общее количество студентов из года в год увеличивается, прежде всего, за счет «платников». Это говорит о том, что уровень благосостояния растет, и все больше людей имеют возможность учить своих детей за деньги, если те не прошли по конкурсу в высшее учебное заведение.

Сформирована двухступенчатая система высшего образования. Первая ступень направлена на подготовку квалифицированных специалистов для реального сектора экономики и социальной сферы. Вторая ступень высшего образования (магистратура) обеспечивает подготовку специалистов для научно-исследовательской, инновационной деятельности. Срок обучения - от 1 до 2 лет. Диплом магистра дает право на поступление в аспирантуру.

В республике создана система распределения и закрепления на местах молодых специалистов. Получив высшее образование за счет бюджетных средств, они распределяются на свое первое рабочее место. Закон Республики Беларусь «О высшем образовании» обязывает либо приступить к работе, либо вернуть государству затраченные средства. В 2008 году 98% выпускников прибыли на работу по распределению. К тем, кто не выполняет требований закона, применяют судебные санкции. Одно из приоритетных направлений государственной политики, обеспечивающей эффективное социальное развитие, - поддержка талантливой молодежи. За год, прошедший после утверждения Указом Президента Республики Беларусь Государственной программы «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 гг., расширена сеть учреждений образования, работающих с талантливой молодежью. Значительно пополнился банк данных одаренной молодежи, созданный в специальном фонде Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. В настоящее время он содержит информацию о более чем 6 тыс. выпускников и их карьерном росте.

Система образования города имеет разветвленную сеть учреждений: дошкольное, общее среднее и профессионально-техническое образование, высшее. Функционируют 59 дошкольных; 34 общеобразовательных учреждений, в том числе 3 гимназии, учебный комплекс школа-колледж искусств, 2 вечерние общеобразовательные школы; 7 учреждений профессионально-технического образования, 5 средних специальных, 2 высших учебных заведения.

Особая роль при этом отводится дошкольному образованию. На данном этапе формируются не только первые жизненные навыки, но и самосознание ребенка.

Повышению качества дошкольного образования способствует развитие сети учреждений нового типа. В городе открыто 6 дошкольных учреждений с углубленным направлением в работе.

Образ жизни ребенка дошкольного возраста, напрямую зависит от условий пребывания, от организации образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Анализ здоровья дошкольников показал стабилизацию состояния здоровья детей в целом по городу. Этому способствовала работа 33 санаторных групп на базе дошкольных учреждений.

Очевидно, что позитивные преобразования происходят и в системе общего среднего образования, которое является очередным этапом становления личности.

Государством обеспечиваются возможности для всестороннего развития человека. Как отметил Президент Республики Беларусь на третьем Всебелорусском собрании, повышение качества среднего образования, в том числе на селе, является одним из приоритетов образования на предстоящую пятилетку.

Всемерная поддержка одаренных и талантливых учащихся - неизменный приоритет государственной политики. Совершенствуется механизм адресной поддержки одаренных учащихся. В текущем году 70 учащихся общеобразовательных учреждений Могилевской области награждены специальным фондом Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Совершенствуется воспитательная и идеологическая работа, нацеленная на создание целостной среды воспитывающей среды. Приоритетным становится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способной противостоять негативным тенденциям и проявлениям.


Заключение

Таким образом, в РБ разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране.

На современном этапе основной целью государственного регулирования отраслей социальной сферы является сохранение существующих социальных гарантий и стандартов в здравоохранении, образовании, культуре, в обеспечении жильем и коммунальными услугами и недопущение их снижения; сокращение масштабов социального расслоения общества в потреблении социальных услуг на основе стабилизации уровня жизни населения, роста его доходов. Именно эти направления социальной политики в РБ представляются наиболее важными.



Литература

1.   Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь.-2004.- 690с.

2.   Материалы с сайта http://www.president.gov.by/

3.   Материалы с сайта http://mintrud.gov.by/

4.   Материалы с сайта http://www.centraldepo.by/

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты