Идеологическое многообразие Российской Федерации
Московский гуманитарно-экономический институт
Северо-Западный филиал г. Мурманск
Курсовая работа
Учебная дисциплина: «Конституционное право России»
ТЕМА:
«Идеологическое многообразие Российской Федерации»
2006 год
Оглавление
Введение
Глава I. Сущность идеологического многообразия
1.1 Функции и уровни идеологии
1.2 Сущность идеологического многообразия
Глава II. Политические идеологии и организационно-правовые формы общественных объединений
2.1 Понятие общественных объединений
2.2 Виды общественных объединений
2.3 Политические общественные объединения
2.4 Современные политические идеологии
Заключение
Список литературы
Введение
Тема курсовой работы звучит следующим образом: «Идеологическое многообразие РФ». Следует определить ряд мотивов, которые закреплены именно в таком названии, оговорить актуальность, новизну, основную идею работы.
Актуальность темы исследования: Примечательно, что за последний год идеологическая проблематика уходит на «второй план» в области официальных социально-философских дискуссий в нашей стране.
1. Связано ли это со смутным ощущением нарождающейся национальной идеи (которую пока еще не ясно, как нужно формулировать в условиях становящейся «вертикали» власти), или же явная популярность вопроса «какой должна быть идеология в современной России».
2. Привела к исчерпанности поверхностных решений этой проблемы, и сейчас последуют серьезные теоретические разработки - судить пока рано.
Однако актуальность любых работ по идеологии очевидна и связана; с двумя моментами:
во-первых, существует определенный вакуум теоретических исследований феномена идеологии как проблемы. И дело, не только и не столько в том, что совсем недавно мы получили возможность открыто обсуждать этот вопрос или просто не успеваем включать в свой арсенал работы западных теоретиков. Проблема гораздо глубже: существенные сдвиги в самоопределении философии, онтологический поворот, произошедший в двадцатом веке, проблематизирует целую традицию рассмотрения ряда ключевых понятий.
Во-вторых, именно наше общество за последние полтора десятилетия претерпевает значительные изменения. Произошедший сдвиг во всех сферах жизни порождает ряд внутренних проблем, характерной особенностью которых оказывается несоответствие между новыми условиями жизни, старыми схемами деятельности и несформированность общих ориентиров и критериев для выработки новых схем. Динамика общественной жизни «разрывает» ранее привычные и взаимоопределяемые понятия места и функции, самореализации и социальной роли. Это приводит к дезориентированности, «бессмысленности», некачественности общественной деятельности, к сбоям, поломкам, «непростроенности» форм ее протекания: Именно на этом? фоне актуализируется проблема формирования идеологии как некой общественной стратегии, задающей цели, смыслы, горизонты для жизни конкретного человека и общественного «организма» в целом. Ситуация осложняется тем, что мы сталкиваемся с непривычным фоном идеологического плюрализма, пришедшего на смену моноидеологии СССР (статья 13 Конституции РФ гласит: «В России признается идеологическое многообразие»). Наконец, изменения, происходящие в современном мире и связанные с формированием общего социального - пространства, «становлением мировой цивилизации», делают чрезвычайно актуальным вопрос о способах и механизмах взаимодействия различных культур, различных обществ, вопрос об основаниях и средствах интеграции различных ценностей и идеологий. Таким образом, идеология; фактически перестает быть периферийной темой, научных рассуждений — она, предстает в качестве конкретного предмета социально - исследования.
Степень научной разработанности темы: Идеологическая проблематика стала предметом исследования получившая свое освещение в трудах: А.С. Ахиезера, К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, В.К. Кантора; А.А. Кара-Мурзы, В. А. Козлова, И.А. Косолапова, М.А. Краскова, Д.С. Львова, Э.М. Мирского, Ж.Т. Тощенко, Г.В. Осипова, В.Б. Пастухова, Н.С. Розова, И.Г. Яковенко, Ю.Г. Волкова, В.С. Малицкого, В.В. Панину, В.И. Сороковикову, О.Д. Волкогонову, И.М. Попову.
В ходе написания курсовой работы были использованы такие методы как: анализ, синтез, сравнение, а так же изучение литературы и нормативно-правовых актов.
Объект исследования: ряд концепций и теорий, проблематизирующих и описывающих, идеологию с точки зрения ее происхождения, сущности, функций, ее отношения к другим идеологиям, науке, религии, выявляющих ее, связь с типами общества, сознанием, познанием.
Предмет исследования: сущностные характеристики, тенденции и перспективы развития идеологии.
Цель исследования: Раскрыть сущность идеологического многообразия, функции и уровни идеологии. Рассмотреть понятие и виды общественных объединений, дать характеристику политической идеологии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
· на основании анализа развития понятия «идеология» дать определение вышеназванного понятия, используемое в курсовом исследовании;
· исследовать идеологическую ситуацию в современном мире посредством теоретического анализа наиболее распространенных идеологических концепций;
· проанализировать идеологическую ситуацию в современной России;
· провести историко-теоретический анализ предпосылок возникновения и развития идеологии;
· провести анализ основного содержания идеологии, истории и перспектив ее развития.
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Сущность идеологического многообразия
Статья 13 Конституции РФ 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Согласно приведенной статьи устанавливается мера и принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для деятельности личности, партий и общественных объединений.
Идеология — это система политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.
Идеологическое многообразие понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений.
1) беспрепятственно разрабатывать теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой цивилизации в целом.
2) пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, трудов, статей и т.п.
3) вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы партий, готовить законопроекты, другие документы, предусматривающие меры по совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации.
4) публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями.
5) требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое Многообразие.
Конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания разделять, изучать и пропагандировать.
Отсутствие государственной или обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов, идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.
Зависимость государственной власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы государственной власти или лица придерживаются различных идеологических воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993г.
Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.
Действенной гарантией принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч.3 данной статьи Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.
Партии, выражая политическую волю своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.
Партии имеют право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в представительных органах.