Юридические нормы могут возникать, особенно если отсутствуют по данному конкретному вопросу обычай и закон в результате судебного решения. Когда судья делает вывод, скажем, о том, обязано ли данное лицо вернуть вещь другому лицу, кто из этих лиц является должником или наследником, какое наказание наложить на виновного, он при отсутствии обычая или закона исходит из критерия разумности, мысленно формирует некоторое- общее положение. И поэтому судебное решение, посвященное конкретному делу, может стать образцом, примером (прецедентом) для подобных же жизненных случаев. Таким путем формируется право судей, т. е. прецедентное право.
Право законодателя («право закона»). Со временем в большинстве государств основным путем формирования позитивного права становится прямая деятельность государственных органов, как правило, высших, по мере развития демократии — представительных. Здесь можно говорить о правотворчестве в строгом смысле, т. е. о «творчестве права», о его создании в результате сознательной, целенаправленной деятельности людей.
Результатом правотворческой деятельности является нормативный юридический акт — нормативный документ, через который в позитивное право вводятся новые нормы, изменяются или отменяются старые и в котором юридические нормы «живут», пребывают. Главным нормативным юридическим актом является закон.
Древнейшие юридические памятники, такие, как индийские законы Ману, Кодекс законов царя Хаммурай, древнеримские законы XII таблиц, Русская Правда, и другие, представляют собой компиляции, объединяющие и прямые законодательные положения, и обобщенное изложение судебных прецедентов, и воспроизведение норм обычного права.
В ходе правового развития происходит дифференциация форм позитивного права. Если обычное право осталось преобладающим для неразвитых государств, то в странах, продвинувшихся по пути прогресса, оказалось преобладающим то «право судей», то «право законодателя», и сложились две соответствующие им типичные системы права: прецедентная, или нормативно-судебная, система (в виде так называемого «общего права» Великобритании, права США) и нормативно-законодательная система (в виде романо-германского права — права Франции, Германии и др.).
Позитивное право неотделимо от правосудия. Правосудие — особая государственная деятельность, призванная решать жизненные вопросы с позиций права. Правосудие потому и выделилось в ходе исторического развития из других видов государственной деятельности, что оно (по своему строению, составу, организации, процессу и т. д.) специально «приспособлено» для того, чтобы во всех случаях торжествовало право, его ценность, чтобы достигались справедливость и истина, обеспечивались гарантии всех лиц, участвующих в юридических делах, — обвиняемых, потерпевших, защитников, заинтересованных («третьих») лиц и др.
Правосудие есть как бы само право в действии, в процессе реализации (известно такое юридическое изречение: «суд — это говорящий закон, а закон - это немой судья»).
Суд, благодаря своим особенностям, и стал существенным фактором в формировании, развитии, совершенствовании права. Суд, как мы видели, является главной силой (если отсутствуют законы и правовые обычаи) в формировании особой формы позитивного права, источником судебных прецедентов, того, что ранее названо «правом судей».
Но и при наличии законов и правовых обычаев в процессе и в результате судебной деятельности обогащается действующее право, вырабатываются конкретизирующие закон правоположения, т. е. образцы применения юридических норм к тем или иным своеобразным случаям жизни, ситуациям (например, такое, как постановление Верховного Суда о применении жилищных законов).
Все эти особенности правосудия в его взаимосвязи с правом в полной мере как раз раскрываются в демократическом государстве, они позволяют «связать» государственную власть, играют существенную роль в формировании и функционировании правового государства.
3. Публичное и частное право
Со времени возникновения права и в ходе его развития выявились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны.
Первая сторона — публично-правовая. Право в той мере, в—как оно является орудием государственной власти, преимущественно выступает как публичное право. С этой стороны право, как и государство, представляет собой правовое образование, сводимое в основном к законам государственной власти, оно легализует государственный произвол, делает акцент на запретах, повинностях, обязанностях людей (подданных) перед государственной властью, правителями, чиновниками.
Вторая сторона — частно-правовая. Требования рынка, частной собственности, обеспечения статуса автономной личности обусловливают необходимость развития (сначала через обычаи, судебные решения, потом через законы) особой правовой сферы, в которой могут реализоваться экономическая свобода, самостоятельность и равенство товаропроизводителей и которая может защитить неприкосновенность собственников, участников оборота от вмешательства государства, от его произвола.
Вот почему с первых же стадий цивилизации складывается и получает высокий статус частное (гражданское) право. Римское же частное право, особо интенсивно; развившееся в последние века до н. э. и вплоть до II— III вв. н. э. — подлинно правовое чудо, непревзойденный шедевр юридического искусства и культуры, во многом определивший правовой прогресс человечества.
Основные положения римского частного права суммированы в VI веке в Своде законов византийского императора Юстиниана. Этот Свод был подготовлен (529—534 гг. н. э.) юристом Трибонианом с 15 сотрудниками. Свод лишь в одной своей части включал постановления римских византийских императоров, в том числе самого Юстиниана. Главные же его части — Дигесты (50 книг) и Институции (древнеримский учебник по праву, II в. н. э.)— представляли собой собранные воедино положения, выработанные в древнеримском праве в пору его расцвета. Дигесты, или Пандекты, содержат извлечения из сочинений древнеримских юристов (таких виднейших, как Ульпиан, Павл, и др.).
Конечно, по меркам современной юридической науки принципы и нормы римского права ограниченны, вовсе не представляют, как думали раньше, самую вершину «писаного разума». Но и сейчас можно восхищаться четкостью, безупречной логичностью, ясностью и простотой формул и положений римского права.
Вот несколько изречений, высказанных древнеримскими юристами, которые иллюстрируют четкость и логичность содержащейся в них мысли.
Ad ea debeat adaptari jus, quae frequenter eveniunt — право должно быть приспособлено к тем случаям, которые происходят часто.
Do ut des; do ut facias; facio ut des; facio ut facias — даю, чтобы ты дал; даю, чтобы ты сделал; делаю, чтобы ты дал; делаю, чтобы ты сделал.
Legis virtus haec est: imperare, vetare, permittere, punire — сила закона состоит в том, чтобы приказывать, запрещать, разрешать, наказывать.
Nemo judex in causa sua — никто не судья в своем собственном деле.
Nemo plus juris ad alium transferre potest quam ipse
haberet— никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам.
Правопослушное поведение
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Психология правопослушного поведения исследует внутреннюю структуру и отдельные компоненты личности и группы, которые в сочетании с факторами внешней среды обеспечивают различные варианты реагирования, не выходящие за рамки действующего законодательства.
Процесс социализации личности включает воспитание активной социальной ответственности, осознание личностью своего долга перед обществом, понимание необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение антисоциальных проявлений с его стороны.
Социальные нормы выступают основными проводниками влияния общественных отношений на индивидов. Включение человека в систему общественных отношений обеспечивается как за счет усвоения и реализации в его поведении социальных норм, предписываемых ему как представителю той или иной группы в структуре общества, так и за счет формирования самим индивидом, усваивающим социально-нормативный способ организации деятельности, собственно «личностных» норм, с помощью которых человек предписывает себе определенную позицию, формы поведения и отношений. В процессах деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система — особое психологическое образование — важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы — основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.
Уважение к праву лежит в самой сути гражданского воспитания. Но уважение к закону — это такое отношение к правовым предписаниям, когда человек практически в своей деятельности и мотивации признает личностную ценность закона.
Нормативное поведение личности характеризуется рядом психологических особенностей и закономерностей. Оно развертывается в социальной проблемной ситуации, включает в себя процессы выработки и принятия нормативных решений, сложные психические операции и действия с нормами как условиями нормативной задачи и поведения, ему присущи сложные сочетания сознательных и несознательных компонентов и уровней психической деятельности. Особое влияние на нормативное поведение и на процесс выработки нормативного решения оказывает фактор общения и взаимодействия при совместной групповой деятельности. Личность характеризуется устойчивым типом нормативного поведения и нормативно-ценностной системы. Люди со сходными нормативными системами, демонстрирующие похожие типы нормативного поведения и приемы психической деятельности, могут быть отнесены к номинальным нормативно-ценностным группам. Выявление этих типов и групп позволяет более эффективно прогнозировать поведение их представителей в той или иной проблемной нормативной ситуации.
При формировании личности в нормальных условиях социализации правовые запреты принимаются к сведению и становятся привычными рамками поведения; постепенно складывается социальный стереотип поведения личности. В основе этого стереотипа лежит индивидуальное правосознание, базирующееся на общественном. У человека формируется механизм социального саморегулирования, т. е. привычная готовность действовать в данной обстановке определенным образом.
Сознание, в свою очередь, улучшает приспособленность человека к внешнему миру. Сознание формирует внутренний план деятельности человека, его программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической и социальной среде.
Сознание определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия, обладает способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире, осуществляет управление поведением человека.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира.
В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — прогнозирование последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.