Говоря о мерах международно-правового принуждения, необходимо отметить, что это могут быть только допустимые с точки зрения международного права меры, которые могут предпринять государства в отношении нарушителя международного права. Иначе говоря, это могут быть только законные меры, отвечающие следующим требованиям:
- должны быть направлены против государства, которое само несет ответственность за совершение незаконного действия;
- должны предваряться предупреждением, направляемым этому государству с требованием прекратить указанное действие или действия;
- должны быть соразмерными. Любые меры, несоразмерные с вызвавшим их действием, являются чрезмерными и, следовательно, незаконными;
- должны согласовываться с основными гуманитарными принципами;
- быть временными и прекращаться, как только соответствующее государство прекратит нарушать международное право.
К мерам международно-правового принуждения можно отнести отвечающие требованиям правомерности реторсии и не связанные с использованием вооруженных сил репрессалии.
Одним из важнейших инструментов, имеющихся у государств для обеспечения имплементации положений международного права, являются международные межправительственные организации и прежде всего ООН.
Они создаются для координации сотрудничества государств в определенной или различных сферах и по возможности оказывают необходимую помощь государствам. Более того, любые попытки какого-либо государства обеспечить соблюдение международного права, особенно в случае серьезных нарушений, были бы затруднены, если вообще возможны, без политической поддержки сообщества государств, объединенных прежде всего в ООН, которая является одним из наиболее широко используемых средств такой поддержки в современном мире.
Например, начиная с 1968 г., после принятия на Международной конференции по правам человека в Тегеране резолюции «Уважение прав в период вооруженного конфликта», ООН включилась в деятельность по оказанию содействия выполнению положений международного гуманитарного права. ООН может выступать в защиту уважения международного гуманитарного права только в том случае, когда значительное число ее членов согласны поддержать эту инициативу. Именно данное обстоятельство дало возможность СБ ООН осудить нарушения норм международного гуманитарного права, совершенные в ходе ирано-иракского конфликта.
На практике меры по обеспечению реализации международного права санкционируются органами ООН в различных формах: принятие специальных резолюций ГА ООН, назначение специальных докладчиков, обращение к Международному Суду с просьбой дать консультативное заключение о том, действительно ли установленный факт нарушения международного права государством, находящимся в конфликте, является нарушением его международного обязательства и т.п.
Деятельность международных организаций по оказанию помощи государствам в развитии образования, культуры, средств информации (ЮНЕСКО), в предоставлении оборудования, ядерной технологии и материалов для использования в мирных целях (МАГАТЭ), в содействии развитию сельского хозяйства, промышленности, транспорта, здравоохранения и других сферах (ПРООН) и т.д. является по существу созданием материальной основы имплементации норм международного права государствами.
В области правового обеспечения, с учетом полномочий международных организаций, ими могут приниматься детализирующие и конкретизирующие правовые акты (например, Декларация о принципах международного права 1970 г., принятая ГА ООН), акты толкования (резолюция ГА ООН «Определение агрессии» 1974 г. (A/RES/3314(XXIX)), осуществляться контроль за исполнением международных обязательств (рассмотрение докладов о мерах по исполнению обязательств, обсуждение эффективности имплементации международного договора, проведение инспекций и т.п.). Существенна роль международных организаций в разрешении споров, в осуществлении функций правоприменительных органов, включая принятие решений о применении санкций и т.д.
1.3 Внутригосударственный механизм имплементации международного права
Главная ответственность за обеспечение эффективной имплементации международного права ложится на государства. Однако сам факт участия того или иного государства в международных соглашениях вовсе не означает, что все их положения будут автоматически применяться и эффективно действовать. Необходимо приведение в действие системы правовых и иных мер в национальных правопорядках, позволяющих обеспечить реализацию предписаний международных договоров.
Воздействие международного права на содержание отношений по реализации принятых международных обязательств в пределах внутригосударственной юрисдикции имеет опосредованный характер. С одной стороны, это отношения между субъектами международного договора по поводу оговоренных в нем прав и обязанностей, а с другой - отношения между соответствующими органами государства - участника этого договора по поводу выполнения вытекающих из договоров международных обязательств.
Возникающие в связи с заключением международного договора международные правоотношения регулируются непосредственно нормами, зафиксированными в данном договоре. Внутригосударственные правоотношения, возникающие вследствие принятия государством международных обязательств, регулируются не договорными, а национальными нормами права. Международный договор выступает лишь в качестве юридического факта, вызывающего необходимость внутригосударственного правотворчества и установления соответственно внутригосударственных правоотношений. Даже когда речь идет о внутригосударственных правоотношениях, возникающих при наступлении предусмотренных самоисполнимыми международно-правовыми нормами юридических фактов, они опосредуются национальными нормативными правовыми актами о выражении согласия государства на обязательность для него международного договора.
Таким образом, выполнение международных обязательств зависит от согласованности международной и национальной правовых систем. Достижение подобной согласованности международной и национальной правовых систем возможно при наличии в правовой системе государства правового механизма, с помощью которого обеспечивается на внутригосударственном уровне реализация принятых международных обязательств.
Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права - это совокупность национальных правовых средств, используемых для имплементации норм международного права и государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств государства, и осуществляющих правообеспечительную деятельность, разработку законодательства соответствующего международным обязательствам.
Механизм имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне существует в каждом государстве. Однако этому механизму присуще наличие как общих, характерных для всех государств, признаков, так и специфических признаков. Эти признаки прежде всего зависят от особенностей правовой системы конкретного государства.
Основными элементами внутригосударственного механизма имплементации норм международного права, присущими любому государству, являются:
- национальные правовые средства, используемые для реализации международного права;
- система государственных органов, уполномоченных на реализацию обязательств, вытекающих из международного права.
К национальным правовым средствам, используемым для реализации международного права, относятся:
- нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы соотношения международного и внутригосударственного права, заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров, нормотворческой деятельности, а также определяющие компетенцию государственных органов в области имплементации международного права;
- национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств, вытекающих из конкретных международных договоров (имплементационные правовые акты);
- правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплементацией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международного права;
- национальная правоприменительная практика.
Правовое содержание этих средств зависит от решения в национальном законодательстве вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права прежде всего в части характера влияния международного права на функционирование национальной правовой системы в процессе реализации международно-правовых норм. Это влияние международного права на национальную правовую систему весьма многопланово, и оно распространяется на все элементы системы - от правосознания до правоприменения.
Как указывалось выше, воздействие международного права на национальное право имеет преимущественно опосредованный характер и выражается в помощи национального права при реализации норм международного права.
Без помощи внутригосударственного права решение вопроса о недопущении возникновения коллизий между нормами международного и национального права или обеспечение их преодоления также невозможно. В основе решения этой задачи лежит принцип pacta sunt servanda. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение международного договора всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями. Для этого государству необходимо иметь такое национальное законодательство, которое не противоречило бы установлениям международного права либо позволяло разрешать правовые коллизии в пользу последнего. Это также становится возможным при наличии во внутреннем законодательстве общей нормы о порядке разрешения коллизий с международным правом и принятии национальных правовых актов, обеспечивающих соответствие нормам международных договоров.
В этих целях государства в своих конституциях или иных нормативных правовых актах закрепляют положения, которые определяют юридическую силу международных договоров и их внутригосударственную применимость, регулируют порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров.
Однако имплементационный механизм, закрепленный в конституционном законодательстве государств, также отличается большим разнообразием.
Если попытаться классифицировать имплементационные механизмы различных государств, то в зависимости от используемых критериев можно выделить следующие способы реализации норм международного права, базируясь на положениях конституций:
а) критерий признания монистической или дуалистической теории соотношения международного права и национального права. Абсолютное большинство государств является монистически ориентированными и признают за международной нормой либо статус, равный норме национального права, либо верховенство нормы международного права перед законом. Дуалистически ориентированные государства (Англия, Канада, Швеция, Израиль, Финляндия) признают возможность действия договора или обычая на территории соответствующих государств только после введения их в правовую систему соответствующим законом;
б) критерий применения норм международного права в зависимости от их вида: договорные нормы и обычные нормы. Исходя из указанного критерия можно выделить 3 категории имплементационных механизмов.
Во-первых, это конституционные имплементационные механизмы, которые рассматривают только международный договор как часть национального права или национальной правовой системы. Так, в Конституции США предусматривается, что Конституция и законы США, изданные в ее исполнение, равно, как и все договоры, которые заключены или будут заключены, являются высшими законами страны, и суды каждого штата обязываются к исполнению, хотя бы в конституциях и законах любого штата содержались противоречивые положения (ст. 6). Аналогичные положения имеются в конституциях Аргентины (ст. 31), Болгарии (ст. 5), Египта (ст. 151), Японии (ст. 98), Кыргызстана (ст. 12), Литвы (ст. 138), Нидерландов (ст. 91), Румынии (ст. 10), Швейцарии (ст. 113), Венесуэлы (ст. 128).