Основа антитеррористических действий с использованием сетевой среды - традиционная информационная безопасность, ее методология, модели, механизмы и инструментальные средства. Разработка, построение и сопровождение систем информационной безопасности для отдельных продуктов, изделий и комплексов на сетевой среде, особенно на сетях пакетной коммутации и Интернет, - сложная, многоплановая задача.
Антитеррористическая информационная безопасность является важным пунктом в информационной безопасности и ему уделяется особое значение.
Угроза безопасности информации - совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность, связанную с утечкой информации и/или несанкционированными и/или непреднамеренными воздействиями на нее.
По способам воздействия на объекты информационной безопасности угрозы подлежат следующей классификации: информационные, программные, физические, радиоэлектронные и организационно-правовые.
К информационным угрозам относятся:
· несанкционированный доступ к информационным ресурсам;
· незаконное копирование данных в информационных системах;
· хищение информации из библиотек, архивов, банков и баз данных;
· нарушение технологии обработки информации;
· противозаконный сбор и использование информации;
· использование информационного оружия.
К программным угрозам относятся:
· использование ошибок и "дыр" в ПО;
· компьютерные вирусы и вредоносные программы;
· установка "закладных" устройств;
К физическим угрозам относятся:
· уничтожение или разрушение средств обработки информации и связи;
· хищение носителей информации;
· хищение программных или аппаратных ключей и средств криптографической защиты данных;
· воздействие на персонал;
К радиоэлектронным угрозам относятся:
· внедрение электронных устройств перехвата информации в технические средства и помещения;
· перехват, расшифровка, подмена и уничтожение информации в каналах связи.
К организационно-правовым угрозам относятся:
· закупки несовершенных или устаревших информационных технологий и средств информатизации;
· нарушение требований законодательства и задержка в принятии необходимых нормативно-правовых решений в информационной сфере.
Словарь терминов Гостехкомиссии определяет понятие угроз национальной безопасности России в информационной сфере следующим образом:
Угрозами национальной безопасности России в информационной сфере являются:
· стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка;
· разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем; а также сохранности информационных ресурсов, получения несанкционированного доступа к ним.
К мерам противодействия указанным угрозам необходимо отнести:
· постановку и проведение научных исследований, направленных на получение методик исследования программного обеспечения и выявления закладных устройств;
· развитие отечественной индустрии в области создания и производства оборудования элементов телекоммуникационных систем;
· минимизацию числа иностранных фирм - поставщиков;
· координацию действий по проверке надежности указанных фирм;
· уменьшению номенклатуры поставляемого оборудования;
· переходу от поставок оборудования к поставкам комплектующих на элементарном уровне;
· установлению приоритета в использовании отечественных средств защиты этих систем.
Существует много видов угроз.
1.3. Методика реализации политики безопасности
Первоочередными мероприятиями по реализации государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
· разработка и внедрение механизмов реализации правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, а также подготовка концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· разработка и реализация механизмов повышения эффективности государственного руководства деятельностью государственных средств массовой информации, осуществления государственной информационной политики;
· принятие и реализация федеральных программ, предусматривающих формирование общедоступных архивов информационных ресурсов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение правовой культуры и компьютерной грамотности граждан, развитие инфраструктуры единого информационного пространства России, комплексное противодействие угрозам информационной войны, создание безопасных информационных технологий для систем, используемых в процессе реализации жизненно важных функций общества и государства, пресечение компьютерной преступности, создание информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечение технологической независимости страны в области создания и эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем оборонного назначения;
· развитие системы подготовки кадров, используемых в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· гармонизация отечественных стандартов в области информатизации и обеспечения информационной безопасности автоматизированных систем управления, информационных и телекоммуникационных систем общего и специального назначения.
Также существует система обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Она предназначена для реализации государственной политики в данной сфере.
Основными функциями системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации являются:
· разработка нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· создание условий для реализации прав граждан и общественных объединений на разрешенную законом деятельность в информационной сфере;
· определение и поддержание баланса между потребностью граждан, общества и государства в свободном обмене информацией и необходимыми ограничениями на распространение информации;
· оценка состояния информационной безопасности Российской Федерации, выявление источников внутренних и внешних угроз информационной безопасности, определение приоритетных направлений предотвращения, отражения и нейтрализации этих угроз;
· координация деятельности федеральных органов государственной власти и других государственных органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
· предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с посягательствами на законные интересы граждан, общества и государства в информационной сфере, на осуществление судопроизводства по делам о преступлениях в этой области;
· развитие отечественной информационной инфраструктуры, а также индустрии телекоммуникационных и информационных средств, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке;
· проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9