· информационно-поисковая система «Ярославия», выполненная в технологии гипертекста с элементами мультимедиа;
· система социологического мониторинга в регионе.
По заказам администраций в Туле, Калуге и Серпухове созданы электронные экологические базы данных, которые используются административно-управленческими структурами городов, госархитектурой, санитарно-эпидемиологическими службами, налоговыми инспекциями, службами охраны окружающей среды, проектами и научно-исследовательскими институтами региона.
В Краснодаре совершенствование информационного обеспечения связано с начавшейся земельной реформой и приватизацией объектов недвижимости, их систематизацией, анализом и регистрацией. Руководство города поставило задачу объединения информационных ресурсов территории в единый блок по недвижимости. В стадии формирования и оптимизации находятся ресурсы:
· департамента информационных ресурсов мэрии, который становится организационно-аналитическим центром по информации мэрии;
· департамента по муниципальным ресурсам, который ведет реестр муниципальных объектов недвижимости (зданий, сооружений);
· земельного кадастра Городского комитета по земельным ресурсам и землеустройству, который работает в тесном сотрудничестве с органами архитектуры и градостроительства и федеральным земельным органом;
· бюро технической информатизации города, которое имеет огромные объемы информации по объектам недвижимости, в основном индивидуальной застройки.
В Воронежской области под руководством Комитета по информационным ресурсам и коммуникациям при администрации региона начал выпускаться сборник «Информационные ресурсы Воронежской области», в котором собраны ресурсы, продукты, услуги, технологии и органов власти, организаций, предприятий и фирм, расположенных на ее территории.
В регионах России создаются кадастры и базы данных о природных ресурсах и экологии. В части использования региональными органами власти и управления внешней (нерегиональной) информации большую роль играют различные информационные службы, как государственные, так и коммерческие, а также ИР межрегиональных телекоммуникационных сетей, предлагающих на территории региона комплексы своих услуг и продукции.
Важным направлением для совершенствования информационного обеспечения территориальных органов власти и управления является внутритерриториальная интеграция и оптимизация ИР региона независимо от формы собственности этих ресурсов и статуса владельцев, так как только в этом случае обеспечиваются комплексность, оперативность, полнота и актуальность информации, необходимой для жизнедеятельности региона и его органов власти и управления в первую очередь.
2.2 Основные направления работ по формированию региональных и муниципальных систем обеспечения информационной безопасности
Эффективность функционирования региональных социально-экономических комплексов и систем управления напрямую зависит от состояния информационной безопасности региона, под которой обычно понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства. Обеспечение информационной безопасности связано с защитой прав личности, общества, государства на поиск, получение и распространение достоверной информации любым законным способом, на неприкосновенность частной жизни, личную, семейную и государственную тайну, на сохранение и приумножение культурных и духовно-нравственных ценностей, исторических традиций и норм общественной жизни[15].
Решение столь сложных задач немыслимо без участия в системе обеспечения информационной безопасности России ее региональных и муниципальных образований.
К основным направлениям деятельности по обеспечению информационной безопасности региона, сформулированным на основе анализа содержания Концепции информационной безопасности Российской Федерации, а также Концепции обеспечения безопасности и устойчивого развития Воронежской области, на наш взгляд, относятся:
· формирование, наращивание и рациональное управление государственными и муниципальными информационными ресурсами;
· выявление угроз информационной безопасности и их источников;
· обеспечение информационных прав личности, общества, органов государственной власти и местного самоуправления, их защита от негативных информационных воздействий, т. е. организация информационного обмена с внешней средой, не наносящего ущерб безопасности субъектам региона и субъектам внешней (по отношению к региону) среды;
· защита информации, отнесенной в законном порядке к категории ограниченного доступа (составляющей тайну), от угроз ее утечки к недружественным субъектам, в том числе в результате незаконного ведения технической разведки и несанкционированного доступа к информации;
· защита информации (независимо от категории доступа к ней и формы представления) от угроз нежелательных, несанкционированных и непреднамеренных воздействий.
Указанные направления должны реализоваться конкретными видами деятельности, выполняемыми различными органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии с их компетенцией.
Взаимосвязь направлений деятельности по обеспечению информационной безопасности и сложности возникающих проблем, требует скоординированных действий в этой сфере. Такая координация не может быть выполнена только органами федеральной исполнительной власти. Более целесообразно иметь систему координации деятельности в области обеспечения информационной безопасности, распределенную по уровням федерального, регионального и местного управления, отражающую структуру научно-технических и социально-экономических проблем в области информационной безопасности[16]. К основным координируемым проблемам на региональном и муниципальном уровне предлагается отнести:
1. Прогнозирование угроз информационной безопасности и последствий их реализации в регионе. Разработку моделей таких угроз применительно к различным направлениям обеспечения информационной безопасности для использования потребителями независимо от их ведомственной принадлежности.
2. Разработку законодательно-правового обеспечения защиты информационных ресурсов Субъекта Российской Федерации, а также муниципальных информационных ресурсов, в том числе - различных видов конфиденциальной информации.
3. Разработку и реализацию единой политики в области систематизации, учета и обеспечения доступа к государственным и негосударственным информационным ресурсам региона.
4. Создание и совершенствование общедоступных информационно-телекоммуникационных средств и систем в регионе.
5. Выявление и пресечение (локализация) распространения ложной и недостоверной информации, специальных информационно-психологичес-ких воздействий на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления по различным каналам.
6. Развитие региональных и муниципальных систем защиты информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам.
7. Проведение согласованных мероприятий по охране и обеспечению живучести важнейших объектов информационной инфраструктуры региона в условиях угрозы терроризма.
8. Подготовку и повышение квалификации специалистов в области информационной безопасности.
Каждая из перечисленных проблем требует специфических подходов и методов решения. Общая координация решения перечисленных проблем может осуществляться Научно-техническим советом по проблемам информационной безопасности администрации Субъекта Российской Федерации, а решение конкретных организационных и технических вопросов координации целесообразно возложить на наиболее компетентные предприятия, учреждения и организации региона по каждой из проблем. Для этого при них могут быть созданы соответствующие координационные советы.
В настоящее время работы по формированию региональных систем обеспечения информационной безопасности начаты в ряде регионов России. Их основу могут составлять региональные системы защиты информации, созданные и функционирующие в Воронежской, Ростовской, Волгоградской областях, в Санкт-Петербурге, в Краснодарском и Ставропольском краях, в других субъектах Федерации.
Заключение
Государственные информационные ресурсы – это ресурсы, которые как элемент имущества находятся в собственности государства.
Государственные ресурсы делятся на следующие группы:
· федеральные ресурсы;
· информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;
· информационные ресурсы субъектов РФ.
Государственные информационные ресурсы, являясь важнейшим фактором, влияющим на выполнение всех функций государства, обеспечивают выполнение следующих основных задач:
· государственного управления;
· обеспечение прав и безопасности граждан;
· поддержки социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования и т.д.
Ряд федеральных органов управления можно назвать чисто «информационными», поскольку их главной задачей или, по крайней мере, одной из главных задач является формирование государственных информационных ресурсов. В число этих органов входят: Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат), Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) и др.
Особое место среди универсальных «информационных» ведомств занимает Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ), формирующее информационные ресурсы для высших органов власти. ФАПСИ генерирует более 40 баз данных по очень широкому тематическому спектру и на основе самых разнообразных источников, включая данные Госкомстата, СМИ, ведомственных и региональных источников, а также на основе деятельности собственных информационных служб.
Государственные информационные ресурсы могут быть разделены на две группы:
1. информационные ресурсы, предназначенные для решения задач конкретного органа управления определенного звена;
2. информационные ресурсы, ориентированные на внешнего использователя.
Ресурсы второй группы формируются, как правило, информационными или информационно-аналитическими структурами. Если они имеют общее методическое руководство, схожие задачи, решаемые на основе единых нормативных документов, то они могут быть названы государственными информационными системами.
Список использованной литературы
1. Абрамович Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007.
2. Благовещенская М.М., Злобин Л.А. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. – М.: Высшая школа, 2005.
3. Васильев А.А. Система муниципального управления. – М.: КноРус, 2010.
4. Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
5. Киселев Г.М., Бочкова Р.В., Сафонов В.И. Информационные технологии в экономике и управлении. – М.: Дашков и Ко, 2009.
6. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008.
7. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2010.
8. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы. – М.: Форум, Инфра-М, 2009.
9. Филимонова Е.В, Информационные технологии в профессиональной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
10. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009.
[1] Абрамович Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. – с. 86.
[2] Благовещенская М.М., Злобин Л.А. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. – М.: Высшая школа, 2005. – с. 128.
[3] Абрамович Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. – с. 108.
[4] Благовещенская М.М., Злобин Л.А. Информационные технологии систем управления технологическими процессами. – М.: Высшая школа, 2005. – с. 135.
[5] Киселев Г.М., Бочкова Р.В., Сафонов В.И. Информационные технологии в экономике и управлении. – М.: Дашков и Ко, 2009. – с. 107.
[6] Абрамович Д.Л. Информационное обеспечение муниципального управления. – Сыктывкар: КРАГСиУ, 2007. – с. 134.
[7] Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2010. – с. 74.
[8] Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2008. – с. 119.
[9] Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – с. 90.
[10] Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. – с. 43.
[11] Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Норма, 2009. – с. 98.
[12] Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы. – М.: Форум, Инфра-М, 2009. – с. 49.
[13] Филимонова Е.В, Информационные технологии в профессиональной деятельности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – с. 128.
[14] Васильев А.А. Система муниципального управления. – М.: КноРус, 2010. – с. 96.
[15] Васильев А.А. Система муниципального управления. – М.: КноРус, 2010. – с. 114.
[16] Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – с. 16.