Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в части первой ГК РФ[3] законодатель неслучайно в ст. 128 при перечислении объектов гражданских прав расположил "информацию" между "работами и услугами" и "результатами интеллектуальной деятельности". По нашему мнению, законодатель считал, что информация - это не результат интеллектуальной деятельности, и не вещь, и не имущество, и на нее должен распространяться особый правовой режим в зависимости от формы и способа предоставления информации. По мнению В.А. Лапача, такое расположение информации имеет глубокий смысл, поскольку "распоряжение информацией, предоставление информации есть фактическая действительность (услуга), но не акт распоряжения субъективным правом, ибо последнего просто не существует"[4]. Отсюда очевидна необходимость закрепления понятия информации как гражданско-правовой категории, исходя из свойств, которые должны отражать содержательную сторону информации и определяемых характером общественных отношений, а также методами их регулирования.
Ряд исследователей[5] для целей правового опосредования отношений по поводу информации приходят к выводу о существовании пяти ее составляющих свойств:
1) физическая неотчуждаемость,
2) обособляемость,
3) информационная вещь (продукт),
4) тиражируемость,
5) организационная форма.
Близкой к изложенной является позиция В.А. Копылова, который дополнительно выделяет еще одно свойство - экземплярность информации[6].
Физическая неотчуждаемость - одно из свойств, которое следует из легального определения информации и заключается в том, что ее особенностью является физическая неотчуждаемость от носителя информации, т.е. информация не может существовать сама по себе, при этом обязательным атрибутом существования является ее материальный носитель. Уничтожение носителя может привести в конечном итоге к исчезновению информации.
Обособляемость как свойство связана с тем условием, что для включения информации в гражданский оборот необходимо ее овеществление в виде символов, знаков, волн. Только материализованная информация (на материальном носителе) обособляется от обладателя информации и может существовать самостоятельно, т.е. становится оборотоспособной.
Тиражируемость информации характеризуется возможностью в неограниченном количестве тиражироваться (распространяться) без изменения содержания самой информации, при этом информация не исчезает при потреблении и может быть использована многократно. Данное свойство характеризует информацию при юридическом закреплении объема прав по ее использованию лицами, обладающими такой информацией.
Экземплярность как свойство информации отражает возможность введения понятия учета копий документа, а отсюда и механизма регистрации и учета оригинала документа, что широко используется при обращении информации ограниченного доступа. Однако данное свойство является спорным в связи с выделением такого свойства информации, как тиражируемость, которая также предусматривает при закреплении объема прав по использованию информации учет его экземпляров.
Организационная форма выделена для характеристики информации, находящейся в обороте. Как правило, это документ, который может выступать в различных организационных формах сочетания частных и публичных интересов, как-то: оригинал документа, копии, банк данных, база данных, библиотека, фонд, архив и т.д. Следует отметить, что документированность не является необходимым свойством информации: огромное количество сведений, принадлежащих субъектам гражданского права и предоставляемых в гражданском обороте, существуют в недокументированной форме. Информация все же должна обладать свойством автономности и организационно-структурной обособленности, то есть присутствовать не как информация вообще и ни о чем, а как какой-либо конкретный системный набор знаков. В этой связи информация может объективироваться в самостоятельные документы, электронные документы и т.д.
Релевантность (от англ. relevant) означает "относящийся к делу". То есть не всякая информация может выступать как объект гражданских прав, а только та, которая относится к делу, нужна, полезна и способна удовлетворять различные потребности субъектов, служить средством реализации их экономических и духовных интересов. Потребительская ценность информации как объекта оборота обусловливает, в свою очередь, и его экономическую ценность, заключающуюся в наличии у него определенной стоимости и способности к эквивалентному обмену. Ненужная информация не имеет никакой ценности и относится "к разряду информационного шума", то есть не задействованной, по существу, в отношениях информационного обмена в обществе. Данное свойство отражает качественный и ценностный характер информации как гражданско-правовой категории.
С учетом вышеизложенного, обобщая результаты научных исследований, представляется необходимым выделить юридически значимые характеристики информации, обусловливающие ее как правовую категорию (общие свойства): физическая неотчуждаемость информации от их обладателя; содержательность и независимость форм предоставления сведений, а также свойства гражданско-правового характера (особые свойства) информации: обособляемость; тиражируемость; организационная форма; релевантность, что, по нашему мнению, довольно полно отражает ее характеристики с точки зрения гражданско-правовой категории.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, приведенных выше высказываний, а также учитывая не только теоретическое, но и практическое значение информации, с учетом выделенных как общих, так и особых свойств информации, для введения ее в контекст гражданско-правовой категории необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа регулирования информационных правоотношений (ст. 3 Закона об информации) - конституционный принцип свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- допустимость ограничения доступа к информации только федеральными законами (ст. 3 Закона об информации). Несмотря на различие требований по допуску субъектов в оборот, их положение в процессе его осуществления характеризуется равенством, предопределяемым особенностями имущественного статуса, т.е. информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения;
- сделки, предметом которых является информация, не должны противоречить действующему законодательству (ст. 5, 6 Закона об информации). Информация довольно часто выступает как компонент правовых отношений, и в частности договор, рассматриваемый в качестве "идеальной формы активности участников гражданского оборота", возникающих, например, при купле-продаже товаров, их рекламирования, защите прав потребителей и т.д.;
- информация должна быть полезна для субъекта. Любые сведения должны быть каким-то образом зафиксированы в их совокупности, одним из проявлений которых (основным) является документ (ст. 11 Закона об информации), и определяются они как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носителем при этом может выступать любой материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде;
- документированная информация, будучи классифицирована по какому-либо критерию, образуют информационную систему (ст. 2 Закона об информации), из которой, в свою очередь, может быть выделен информационный продукт или услуга. Это полностью согласуется с мнением о том, что информация является объективным свойством материального мира и существует независимо от сознания и воли людей, а социальный характер приобретает в процессе реализации тех или иных отношений, с той лишь оговоркой, что информация в этом случае должна пониматься как данные.
Таким образом, самостоятельная имущественная ценность и оборотоспособность информации как гражданско-правовой категории позволяет сохранить (включить вновь) ее в составе перечня объектов гражданских прав.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Информация как объект гражданского права характеризуется сложностью. Многочисленность объектов, ее составляющих, и различия в их правовом режиме представляют значительные трудности при выработке общего подхода к установлению и регулированию единого правового режима информации. Но некоторые общие принципы, характерные только для информации, существуют. Их полное выявление и всестороннее исследование еще предстоит науке. Однако уже сегодня существует большое количество проблем, как законодательных, так и правоприменительных.
Необходимо принятие ряда новых законов и внесение изменений в уже действующие. Только тогда можно будет говорить о соответствии правовой системы быстро меняющимся условиям жизни, ибо право - один из главных регуляторов общественного развития.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть первая) в ред. от 14.07.2008, с изм. от 24.07.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (часть вторая) в ред. от 17.07.2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 3. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (часть четвертая) в ред. от 08.11.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс. 4. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
5. Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. N 12.
6. Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. N 6. С. 34.
7. Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
8. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. М., 2005.
9. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. М., 2002.
10. Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
11. Ситдикова Л.Б. Информация как правовая и как гражданско-правовая категория: статус информации в гражданском праве. // Гражданское право, 2007, N 2.
[1] Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 18.
[2] Карташян А.Г. Гражданско-правовой режим коммерческой информации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 14.
[3] По состоянию на 1 марта 2007 г., в ред. Федерального закона N 13-ФЗ от 5 февраля 2007 г.
[4] Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. М., 2002. С. 235.
[5] Белевская Ю.А. Информация как объект правового регулирования конституционных прав человека и гражданина // Юрист. 2006. N 6. С. 34.
[6] Копылов В.А. Информационное право: Учебник. М., 2005. С. 49 - 50.
Страницы: 1, 2