Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

Для достижения данной цели, то есть специального предупреждения преступлений, наказание должно действовать на осужденного наряду с иными правовыми и не правовыми средствами. Эффективность достижения данной цели выражается в соотношении общего и специального рецидива.

Кроме того, как указывал М.Д. Шаргородский на эффективность уголовного наказания влияют:

- соответствие уголовного запрета объективным закономерностям, существующим в обществе;

- соблюдение принципов уголовного права;

- неотвратимость наказания, что определяется степенью раскрываемости преступления, обеспечением кратчайшего срока от совершения преступления до наказания за него;

- стабильностью уголовной политики;

- законностью и обоснованностью судебных приговоров [21, С. 70].

Что же касается предупреждения совершения новых преступлений, то это относится к тем лицам, к которым наказание не применялось. То есть неотвратимость наказания должна удерживать социально-неустойчивых индивидов от попыток совершения преступлений.

Достижение целей лишения свободы, к сожалению, не всегда способствует достижению целей всей системы уголовного наказания.

Вообще, при характеристике служебной роли уголовно–правовой санкции как юридической гарантии достижения целей правового регулирования, предупреждения преступлений следует выделить, прежде всего, ее сдерживающую функцию. Угроза применения репрессивных мер удерживает потенциального правонарушителя от совершения преступления, порождает в его сознании борьбу мотивов. Естественно, чем более строгое наказание устанавливает уголовный закон за конкретное деяние, тем больший психологический барьер предстоит преодолеть лицу, вынашивающему замысел его совершить. Поэтому так важно при принятии соответствующей нормы тщательно сопоставить минимальный и максимальный пределы санкции с возможными уровнями опасности преступлений, ответственность за совершение которых устанавливается. Однако даже самая точная санкция может остаться декларацией при ее неправильном, не учитывающем сложившихся реалий применении.

Следует отметить, что лишение свободы является мерилом наказания. Согласно статье 12 УК РБ преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие, а критерием разграничения является срок лишения свободы.

Например, к преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание, а к тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет.

Такой вид наказания, как лишение свободы, является характерным, квалифицирующим признаком при определении рецидива. Так согласно частей 2 и 3 статьи 43 УК РБ лицо было осуждено и отбывало наказание в виде лишения свободы за умышленные преступления. Из вышесказанного следует, что опасным и особо опасным будет рецидив только тогда, когда лицо осуждалось только лишь лишением свободы, а не иным видом наказания.

Лишение свободы устанавливается на срок от шести месяцев до двенадцати лет, за особо тяжкие преступления - на срок более двенадцати лет, но не свыше пятнадцати лет, а за особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека, - на срок не свыше двадцати пяти лет (ч.1 ст. 57 УК РБ).

Срок лишения свободы исчисляется в месяцах и годах. В назначенный судом срок наказания засчитывается время предварительного содержания под стражей, а также время нахождения под стражей со дня оглашения приговора до вступления его в законную силу. Суд в приговоре должен четко указать, с какого момента начинается отсчет назначенного срока наказания.

Лишение свободы заключается в принудительной изоляции осужденного от общества путем содержания его на протяжении установленного судом срока в специальном исправительном учреждении определенного режима.

Следует обратить внимание на то, что Пленум Верховного суда Республики Беларусь постановляет [5], что судам надлежит неуклонно обеспечивать применение предусмотренных законом строгих мер наказания к лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, в особенности в составе организованных групп или преступных организаций.

Вместе с тем следует в полной мере использовать представленные законом возможности для назначения наказаний, не связанных с лишением свободы лицам, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, или менее тяжкие преступления.

Если наряду с лишением свободы санкция закона, по которому лицо признается виновным, предусматривает и другие, более мягкие виды наказания, при постановлении приговора необходимо обсуждать вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы (ч. 2 ст. 62 УК). Лишение свободы за такие преступления может быть назначено, если суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и личности виновного, придет к выводу, что достижение целей уголовной ответственности и, прежде всего, предупреждение новых преступлений со стороны виновного невозможно без изоляции его от общества.

Карательное содержание данного вида наказания состоит в лишении осужденного свободы с содержанием его в исправительном учреждении с соответствующим режимом. Лишение свободы является одним из самых строгих наказаний, включенных в систему наказаний в УК Республики Беларусь. Кроме того, что осужденный лишается свободы как одного из важнейших человеческих благ, он подвергается иным ограничениям, связанным с отбыванием этого наказания в условиях соответствующих режимов, установленных исправительных учреждениях. Чем строже режим, тем больше ограничений испытывает осужденный. Отбывание наказания в исправительном учреждении ставит осужденного в определенные рамки поведения, связанные с выполнением целого ряда обязанностей, как правило, нежелательных для этого лица. Осужденный должен соблюдать правила внутреннего распорядка, установленные в исправительном учреждении, выполнять по указанию его администрации ту или иную работу, участвовать в проводимых в этих учреждениях воспитательных мероприятиях [17, С. 393].

Хочется отметить негативную сторону лишения свободы в том плане, что осужденный к лишению свободы ограничивается в общении людьми, находящимися на свободе (семья, родственники, друзья, знакомые) и в то же время вынужден общаться с теми, кто находится в местах лишения свободы. Это — чаще всего другие осужденные, общение с которыми нередко может оказывать негативное влияние на перевоспитание осуждённого.

Для осужденных к лишению свободы характерно то, что они носят одежду установленного образца, они ограничены в использовании и хранении предметов и вещей. Их корреспонденция подлежит цензуре (за исключением предложений, заявлений и жалоб, адресованных в органы, осуществляющие государственный контроль и надзор за деятельностью исправительных учреждений), а посылки, передачи и бандероли — досмотру. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а их вещи — досмотру (ст. 73 УИК). Осужденные подвергаются и другим ограничениям, установленным в УИК.

Следует отметить такой важный факт как образование осужденных к лишению свободы. Так согласно ст. 109 УИК РБ, осужденные к лишению свободы, не достигшие тридцатилетнего возраста, могут получить в исправительных учреждениях общее базовое образование. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, получают общее базовое и (или) общее среднее образование по их желанию. Так же не маловажным фактором является то, что получение осужденными общего базового и (или) общего среднего образования, их отношение к обучению учитываются при определении степени их исправления.

Хочется отметить, что даже применение такого сурового наказания как лишение свободы не может сразу в полной мере воздействовать на сознание осуждённого для исправления, а некоторые даже после отбытия наказания не исправляются. Тем не менее для лучшего исправления и для поддержания порядка в местах лишения свободы к осужденным применяются как меры взыскания так и меры поощрения.

Например, согласно статье 112 УИК РБ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры взыскания:

1) выговор;

2) внеочередное дежурство по уборке помещений или территории исправительного учреждения;

3) лишение права на получение очередной посылки или передачи и запрещение на срок до одного месяца покупать продукты питания;

4) лишение очередного длительного или краткосрочного свидания;

5) отмена улучшенных условий содержания, предусмотренных статьями 118 - 121, 126 и 173 УИК РБ;

6) водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях и тюрьмах, в штрафной изолятор с выводом или без вывода на работу либо учебу на срок до пятнадцати суток;

7) перевод осужденных, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях для лиц, впервые отбывающих наказание в виде лишения свободы, исправительных колониях для лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, а также осужденных, содержащихся в обычных жилых помещениях исправительных колоний особого режима, в помещения камерного типа на срок до шести месяцев; перевод осужденных, содержащихся в исправительных колониях особого режима в помещениях камерного типа, в одиночные камеры на срок до одного года, а в тюрьмах - на строгий режим на срок от двух до шести месяцев; возврат осужденных, переведенных в обычные жилые помещения исправительных колоний особого режима в соответствии с пунктом 9 части первой статьи 110 УИК РБ, в помещения камерного типа.

Согласно статье 110 УИК РБ за надлежащее выполнение установленных законодательством обязанностей, добросовестное отношение к труду, обучению, участие в воспитательных мероприятиях, работе самодеятельных организаций осужденных и иную полезную деятельность к осужденным могут применяться следующие меры поощрения:

1) объявление благодарности;

2) награждение подарком;

3) денежная премия;

4) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;

5) разрешение на телефонный разговор продолжительностью до пятнадцати минут;

6) предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;

7) разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до трех базовых величин на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;

8) увеличение дополнительно времени прогулки содержащимся в тюрьме на один час в течение месяца;

9) перевод содержащихся в исправительной колонии особого режима после отбытия одной трети срока наказания из помещений камерного типа в обычные жилые помещения;

10) перевод на улучшенные условия содержания;

11) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Важно то, что только при умелом применении всей совокупности элементов наказания можно достичь исправления осуждённого и частной превенции после отбытия наказания.


3. Виды исправительных учреждений для отбывания наказаний, особенности назначения наказаний в виде лишения свободы несовершеннолетним


Что бы ответить на вопрос, какие виды исправительных учреждений имеются в Республике Беларусь, то для этого необходимо обратиться к статье 64 Уголовно-исполнительного кодекса. В данной статье указано, что Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных к лишению свободы, оставленных в следственных изоляторах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты