Институт наследования по завещанию: история и современное правовое регулирование

         Важное место в регулировании отношений по наследованию отводится законодательству о нотариате. Это Основы законодательства РФ о нотариате, инструкции о порядке совершения нотариальных действий, о порядке удостоверения завещаний. К этому же блоку нормативных актов могут быть отнесены Закон РФ "О государственной пошлине" от 9 декабря 1991 года (с последующими изменениями) и инструкция Госналогслужбы по его применению. Наконец, в числе актов, имеющих прямое отношение к наследованию, следует назвать Закон РФ "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" от 12 декабря 1991 года (с последующими изменениями) и инструкцию Госналогслужбы по его применению.

         Перечень перечисленных нормативно – правовых актов, в которых на уровне закона или подзаконных актов закреплены положения, относящиеся к наследованию, не является исчерпывающим. Сюда можно отнести законодательство о страховании, транспортное, земельное и целый ряд других отраслей законодательства. Нормы о наследовании в указанных отраслях законодательства либо носят отсылочный по отношению к гражданскому законодательству характер и, по существу, поглощаются им, либо в настоящее время перерабатываются (как, например, нормы земельного законодательства), либо, наконец, хотя и говорят о наследниках и наследовании, но, по существу, предусматривают переход имущества в случае смерти одного лица к другим лицам не в порядке наследования, а по иным основаниям.

         Важное значение для применения норм законодательства о наследовании в соответствии с их подлинным смыслом, а иногда и для решения вопроса, действуют ли указанные нормы или нет. И если действуют, то в каких пределах, имеют постановления Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, а иногда и совместные постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ.[7]

Из числа постановлении Пленума Верховного Суда РФ следует в первую очередь назвать Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23 апреля 1991г. №2 в редакции постановления Пленума от 25 октября 1996 г.  № 10 «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании». О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" от 24 августа 1993г. и многие другие. Рекомендации и разъяснения руководящих судебных органов по делам о наследовании, нельзя недооценивать, независимо от того, признают ли их источниками права в формальном смысле слова или нет.

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

§3. Международные правовые нормы наследственного права.


         В середине 20 века количество международно-правовых норм увеличилось. Это в основном связано с значительной миграцией населения в конце 19 начале 20 века. Большинство этих людей были связаны родственными отношениями с гражданами тех стран которые они покинули.        Разнообразие практики в этой области и сложности, возникающие при разрешении конкретных наследственных дел, объясняются значительными различиями, которые есть во внутреннем законодательстве в области наследственного права. Это проявляется в том, что в разных странах неодинаково определяется круг наследников по закону и по завещанию; устанавливаются различные требования, предъявляемые к форме завещания; существуют различные системы распределения наследственного имущества и т.д.

         Коллизионные вопросы наследования регулируются обычно внутренним законодательством государств. Многосторонние соглашения в этой области есть лишь по отдельным вопросам. Таким соглашением является Конвенция о коллизии законов в отношении форм завещания от 5 октября 1961 года. На дипломатической конвенции в Вашингтоне 26 октября 1973 года была принята многосторонняя Конвенция о форме международного завещания. Вопросы наследования  регулируются также в двухсторонних договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам и в многосторонней Конвенции стран СНГ о правовой помощи от 22 января 1993 года.

Перечень стран, с которыми Российская  Федерация  имеет  двусторонние  договоры  о взаимной правовой помощи.

1.  Азербайджан  2.  Алжир, 3.  Болгария  4.  Венгрия, 5.  Вьетнам,  6.  Греция,  7.  Ирак, 8.  Италия,  9.  Кипр, 10. Китай, 11. КНДР,  12. Куба,  13. Кыргызстан, 14. Латвия, 15. Литва, 16. Молдова, 17. Монголия, 18. Йемен, 19. Польша, 20. Румыния,   21. Тунис, 22. Финляндия, 23. Чехословакия, 24. Эстония, 25. Союзная  Республика  Югославия

Кроме того, 22 января 1993 года  Арменией,  Беларусью,  Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Россией,  Таджикистаном,  Узбекистаном,  Украиной была подписана Конвенция о  правовой  помощи  и  правовых  отношениях  по гражданским, семейным и уголовным делам. К настоящему  времени  указанную Конвенцию  ратифицировали  Беларусь,  Казахстан,  Россия,   Туркменистан, Узбекистан. Данная Конвенция вступила в силу 24 марта 1994 года.

 Двусторонними договорами о правовой помощи и Конвенцией от 22 января 1993 года предусмотрено, что документы, которые на  территории  одной  из Договаривающихся Сторон изготовлены или  засвидетельствованы  учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и  по установленной форме  и  скреплены  официальной  печатью,  не  требуют  на территории другой  Договаривающейся  Стороны  какого-либо  удостоверения. Однако положениями двусторонних договоров с рядом стран (Греция,  Италия, Финляндия) предусматривается, что без легализации принимаются  документы, передаваемые Договаривающимися Сторонами исключительно в рамках  правовой помощи.

Российская Федерация также является  участницей  Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов,  от 5 октября 1961 года. Помимо России странами-участницами данной  Конвенции являются по состоянию на 01 ноября 1994 года:

Австрия, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Армения,  Багамские  острова, Беларусь,  Белиз,   Бельгия,   Босния   Герцеговина,   Ботсвана,   Бруней Даруссалам, Великобритания, Венгрия, Греция,  Израиль,  Испания,  Италия, Кипр,  Лесото,  Лихтенштейн,  Люксембург,  Маврикий,  Македония,  Малави, Мальта, Маршалловы острова,  Нидерланды,  Норвегия,  Панама,  Португалия, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент-Кристофер и  Невис,  Словения,  США, Суринам,  Тонга,  Турция,  Фиджи,  Финляндия,  Франция,  ФРГ,   Хорватия, Швейцария, Япония.

Гаагская конвенция,  отменяющая  для  стран  -  участниц  требование дипломатической  или  консульской  легализации  официальных   документов, вступила в силу для Российской Федерации 31 мая 1992 года.

 В соответствии с Гаагской конвенцией на ряде официальных документов, исходящих  от  учреждений  и  организаций  стран   -   участниц,   должен проставляться специальный штамп, так называемый апостиль,  удостоверяющий "подлинность подписи, качество, в  котором  выступало  лицо,  подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен  этот  документ"   (Статья 5   Гаагской   конвенции). Апостиль проставляется учреждением иностранного государства.

По   смыслу   Гаагской конвенции   под   официальными    документами понимаются,   в   частности,   документы,   исходящие    от    нотариуса, административных и судебных органов, свидетельства  о  регистрации  актов гражданского  состояния,  иные  документы,  исходящие   от   органа   или должностного  лица,  подчиняющихся  юрисдикции  государства  -  участника Конвенции.

Гаагская конвенция не распространяется на документы  дипломатических или консульских учреждений, на документы, прямо относящиеся к  таможенным и коммерческим операциям.

 Российская Федерация не является стороной ни  в  одном  двустороннем или многостороннем  соглашении  о  принудительном  исполнении  решений  в области административного права.

         В отношении наследования иностранцами в РФ никаких ограничений не установлено; им предоставляется в области наследования национальный режим независимо от того, проживает они в РФ или нет. Предоставляя иностранцам национальный режим в области наследования, наше право не ставит условия о взаимности.

         Из этого принципа исходят и договоры о правовой помощи, предусматривающие, что граждане одной страны в отношении наследования полностью приравниваются к гражданам другой страны. В этих договорах идет речь о признании за иностранцами способности наследовать по закону и по завещанию наравне с собственными гражданами, переходе наследственного имущества к наследникам – иностранцам на таких же условиях, что и к собственным гражданам в отношении способности к составлению и отмене завещания на имущество, находящееся на территории соответствующей страны.

         Наследственные суммы, причитающиеся иностранцам, переводятся из РФ за границу беспрепятственно, но при наличии взаимности в отношении переводов со стороны соответствующего иностранного государства.

         В соответствии со ст. 1224 ГК РФ отношения по наследованию определяются по закону той страны, где наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Таким образом, в области наследования как коллизионный принцип применяется закон страны места жительства наследодателя. Этим законодательством будут определяться круг наследников, порядок, в котором они призываются к наследованию, доли их в наследственном имуществе и целый ряд других вопросов наследования. В отечественной литературе отмечалось, что для определения домицилия наследодателя в той или иной из зарубежных стран придется положить в основу более или менее общепринятую в международном обороте концепцию домицилия.

         Право на наследование недвижимого имущества, определяется местом нахождения этого имущества, за исключением недвижимого имущества находящегося в государственном реестре РФ, в отношение него действует право наследования РФ. (ст.1224 ГК РФ)  

В отношении наследования по завещанию эта статья предусматривает, что “  Способность лица к составлению и отмене завещания, в том числе в отношении недвижимого имущества, а также форма такого завещания или акта его отмены определяются по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта. Однако завещание или его отмена не могут быть признаны недействительными вследствие несоблюдения формы, если она удовлетворяет требованиям права места составления завещания или акта его отмены либо требованиям российского права." Таким образом, при определении формы завещания принцип места жительства является основным, остальные принципы – дополнительными, а в отношении способности составления завещания за основу принят только один принцип – принцип места жительства.

         Большое практическое значение имеет определение того, в компетенцию органов какой страны входит производство по делам о наследовании. Обычно в договорах о правовой помощи предусматривается, что производство дел о наследовании движимого имущества ведут учреждения юстиции страны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства, а производство дел о наследовании недвижимого имущества – учреждения юстиции страны, на территории которой оно находится.       В отдельных договорах содержатся  некоторые особые правила о распределении указанной компетенции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты