О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.
Какие-либо ограничения на включение граждан в списки присяжных заседателей в зависимости от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания не допускаются.
Закон предусматривает также возможность исключения из списков присяжных заседателей. Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:
1) выявления обстоятельств, не позволяющих лицу быть присяжным заседателем;
а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
в) лицом, достигшим возраста 65 лет;
На последующих этапах формирования состава суда присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела отбор присяжных осуществляется аппаратом суда и судьей с участием сторон. Здесь отбор также осуществляется методом выборки, и судье предоставляются дополнительные возможности по освобождению от исполнения различными лицами обязанностей присяжных заседателей.
В любом случае председательствующий по делу обязан исключить из числа кандидатов в присяжные заседатели всякого, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на это лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников и по другим причинам.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на 10 рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, то на все время рассмотрения дела в суде. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.
Формирование коллегии присяжных заседателей после назначения судебного заседания происходит в порядке, установленном ст. 326-332 УПК РФ.
2. Права присяжных заседателей
Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе:
Присяжные заседатели не вправе:
1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;
4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;
5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам.
3. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 УПК.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
Закон о судебной системе утверждает принцип возмездности участия представителей населения в отправлении правосудия, что не противоречит принципу выполнения ими общественного долга, так как недопустимо такое положение, когда судебные заседатели терпят материальный ущерб при выполнении ими своих обязанностей.
Оплата труда и возмещение расходов присяжного заседателя специально гарантируются государством. Присяжному заседателю выплачивается судом за счет республиканского бюджета Российской Федерации вознаграждение в размере половины должностного оклада члена соответствующего суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени присутствия в суде. Ему возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, установленных законодательством для судей, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно. За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы, предусмотренные для работников этих организаций и учреждений.
Увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе администрации или работодателя во время исполнения обязанностей в суде не допускается.
Деятельность присяжного заседателя всемерно защищается государством. Его личность и участие в отправлении правосудия ограждаются от преступных посягательств уголовным законом и иными нормами.
3. Полномочия и обязанности присяжных заседателей
От народных заседателей присяжные заседатели отличаются объемом и содержанием своих полномочий. Основное отличие состоит в том, что они принимают решение (вердикт) по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. При этом они должны ответить на вопросы: доказано ли, что соответствующее деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый, имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли он в совершении этого деяния (ст. 339 УПК РФ).
Присяжные заседатели не принимают участия в решении судьей вопроса о размере и виде уголовного наказания, назначаемого лицу, признанному виновным, а также иных сложных процессуальных вопросов, возникающих при постановлении приговора. Однако законодатель предоставил присяжным заседателям существенные полномочия при рассмотрении кардинальных вопросов назначения уголовного наказания по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. Так, при назначении наказания играет существенную роль мнение присяжных о том, заслуживает или не заслуживает подсудимый снисхождения.
Уголовный закон устанавливает особый режим назначения наказания при вердикте присяжных о снисхождении. Срок или размер наказания лицу, признанному присяжными виновным в совершении преступления, но заслуживающим снисхождения, не может превышать 2/3 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Если соответствующей статьей Особенной части УК РФ предусмотрена смертная казнь или пожизненное лишение свободы, то при вердикте о снисхождении эти виды наказания не применяются (ч. 1 ст. 65 УК).
Уголовный закон обязывает судью соблюдать и иные правила, призванные смягчить уголовное наказание при вердикте присяжных о снисхождении. Так, при назначении наказания лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, но заслуживающим снисхождения, должны учитываться смягчающие и отягчающие обстоятельства, предусмотренные УК РФ (ст. 61, 63). А при назначении наказания лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, но заслуживающим особого снисхождения, учитываются только смягчающие обстоятельства (ст. 61). В этом случае наказание лица, признанного виновным, но заслуживающим особого снисхождения, назначается по правилам об избрании более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершение данного преступления, в соответствии со ст. 64 УК РФ. Эти правила, в известной мере формализующие применение наказания при вердикте присяжных о снисхождении, обязательны для судьи.
Независимость присяжных заседателей при исполнении ими обязанностей в суде обеспечивается теми же гарантиями, что и судей: установленной законом процедурой осуществления правосудия, запретом вмешательства в деятельность по отправлению правосудия. На присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, распространяются и гарантии неприкосновенности, установленные законом для судьи.
Присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.
Заключение
Присяжными заседателями являются представители народа, наделенные в установленном федеральным конституционным законом, федеральным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия по уголовным делам в составе коллегии присяжных заседателей и исполняющие свои обязанности на непрофессиональной основе.
Согласно УПК РФ присяжный заседатель – лицо, привлеченное в установленном настоящим Кодексом порядке для участия в судебном разбирательстве и вынесения вердикта.
Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели. Участие присяжных заседателей осуществляется при отправлении правосудия в судах общей юрисдикции. Их деятельность по рассмотрению в судах первой инстанции уголовных и гражданских дел представляет собой выполнение гражданского долга и служит реализации начала коллегиальности правосудия.
Назначение суда с участием присяжных заседателей состоит в том, что вопросы факта решают присяжные заседатели самостоятельно, а вопросы юридической квалификации, на основании установленных присяжными заседателями фактов, решаются судьей-профессионалом, председательствующим по делу.
Присяжные заседатели разрешают только те вопросы, которые сформулированы председательствующим судьей в вопросном листе:
а) о доказанности деяния, в совершении которого обвиняется подсудимый;
б) доказанности совершения деяния подсудимым;
в) виновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания подсудимого виновным, заслуживает ли он снисхождения.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // СПС Гарант.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2, 28 декабря 2004 г., 1 июня 2005 г.) // СПС Гарант.
3. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изм. и доп. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г.) // СПС Гарант.
4. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (с изменениями от 31 марта 2005 г.) // СПС Гарант.
5. Комментарий к Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" / Под ред. В.И.Радченко - М.: Издательство Норма, 2003 г.
Страницы: 1, 2