Институт семьи в античную эпоху

В доме афинянина (в V в до н.э.)


Если бы мы могли чудом перенестись в город древних греков, даже в такой большой, как Афины, многое бы нас и удивило и разочаровало. Мы увидели бы кривые, пыльные, замусоренные улицы, большей частью столь узкие, что по ним лишь с трудом могла проехать одна повозка; невзрачные с виду, сложённые из сырцового кирпича и булыжника дома. Вторые этажи и балконы в этих домах выступали над первыми. Деревянные лестницы со вторых этажей часто спускались прямо на улицу и мешали прохожим. Комнаты в домах были тесными, темными, с земляными полами. Окна прорубались далеко не во всех помещениях и напоминали узкие щели, стекол в них не было, и прикрывались они ставнями. Многие дома не имели дворов, и тогда двери из комнат открывались прямо на улицу. Печей не было, и зимою греки спасались от холода переносными жаровнями. В таких домах жило большинство городского населения. А в центре города красовались великолепные храмы, портики, гимнасии и другие здания общественного значения.

Но дома даже состоятельных и именитых афинских граждан отличались скромностью и простотой. На фасадной стороне дома, выходившей на улицу, не было никаких украшений. В стене с небольшими окошками открывался вход в дом. Направо и налево от входа шли нежилые помещения — конюшни, лавки, кладовые. Входящий должен был постучать висевшим у притолоки молотком в дверь или громко закричать "оге!". Тогда за дверями раздавался лай цепной собаки и на пороге появлялся раб-привратник.

Через небольшие сени входивший попадал во внутренний двор. Этот окруженный галереей с колоннами двор был центром дома. Сюда выходили двери из парадных и жилых комнат, комнат для гостей, кладовых и других помещений. Посередине двора, а часто и по его углам, возвышались жертвенники богам. В хорошую погоду хозяева дома обедали во дворе, здесь же в тени галереи отдыхали и принимали посетителей.

На противоположной от входа стороне двора широкая дверь вела в мужскую половину — главную комнату дома. Здесь находился домашний очаг и жертвенник богине домашнего очага Гестии. Оштукатуренные стены этого зала, как и других парадных комнат, были украшены стенной живописью, бронзовыми и даже золотыми пластинками художественной работы. В этом зале собиралась вся семья. Здесь обедали, праздновали семейные торжества, здесь хозяин дома принимал гостей и устраивал пиры.

Мужской зал соединялся дверью с женской половиной дома — гинекеем. На этой половине дома, состоящей из нескольких помещений, жила со своими детьми и взрослыми дочерьми хозяйка дома. Здесь она пряла вместе с рабынями, занималась другими хозяйственными делами, руководила хозяйством дома. Правом входа в гинекей пользовались только члены семьи и домашние рабы. Посторонние сюда не допускались.

За гинекеем находился небольшой садик. Приятно было посидеть в нем в жаркие дни в тени деревьев, когда в комнатах бывало душно.

Ряд других помещений в богатых домах отводился под пекарню, баню, кухню. Кухню обычно строили поближе к мужскому залу, чтобы удобнее было туда носить кушанья во время обеда. Для вывода дыма из печи в кухне устраивалась труба. Это была единственная в доме труба, потому что все остальные помещения в холодные месяцы, как и в домах бедняков, отапливались только переносными жаровнями. Вторые этажи, даже в домах богатых людей, часто отдавались внаймы жильцам. Под двором и примыкающими к нему помещениями находились погреба с вкопанными в землю бочками, в которых хранились всякого рода продовольственные запасы.

Для прислуживавших в доме рабов и рабынь отводились особые помещения, тесные и темные, здесь рабы спали вповалку на полу.






           II.      Семейное право в древнем Риме (на примере Институций Гая)


Гай – это римский юрист, живший во II веке  нашей эры, выходец одной из восточных провинций Римской Империи. Предполагают, что он был провинциалом из небогатой семьи. Произведения Гая не цитировались юристами его времени, а популярность к нему пришла только через 300 после смерти. Только после принятия уложения Феодосия в 426г.  положения Гая приобрели силу закона, и он  стал одним из самых популярных и почитаемых законоведов  и вошел в число пяти виднейших юристов, мнениями которых было предписано руководствоваться судьям в Римской Империи.

Институции представляют собой подготовленную в 50-60-е гг. 2 в. н. э. запись лекций Гая, которые, видимо, были изданы учеником или другом автора уже после его смерти, точной версии по этому вопросу нет. Состоят они из четырех книг, каждая из которых рассматривает определенный вопрос регулирования общественных отношений. Книги в свою очередь делятся на титулы, которые разделены на параграфы.  Первая книга посвящена общим сведениям о праве и правовому положению людей, вторая и третья вещному и обязательственному праву, а последняя искам и процессуальному праву.

Итак, какими хотел видеть Гай законы, регламентирующие семейные отношения?

 Ст. 55 объявляет детей, рожденных в законном браке, под властью родителей.

Это положение имело своим следствием то, что родители несли ответственность за своих детей: обучение, воспитание и т.д. Кроме того, родители должны были определить долю своих детей в наследовании имущества. Законность брака давала детям свой статус в обществе. В общем, установление законности брака, в котором были рождены дети, имело большие последствия для всей дальнейшей жизни детей. Поэтому следует рассмотреть подробнее статьи, касающиеся именно этого аспекта – законности рождения детей в законном браке.

О законности брака


Ст. 56 провозглашала брак законным и действительным лишь тогда, когда римские граждане женаты на римских гражданках, или даже латинках и иностранках, с которыми существовало jus connubii (т.е. признанная за лицом способность к вступлению в римское супружество со всеми юридическими последствиями); а так как connubium дает право детям наследовать состояние своего отца, то они не только делались римскими гражданами, но также подпадали под власть отца.

Ст. 58 гласила: "Что касается лиц рабского состояния, то с ними нельзя заключать настоящего брака".

Ст. 59 запрещала заключать брак между близкими родственниками, "…как, например, между отцом и дочерью, между сыном и матерью, или дедом и внучкою; и если такие лица соединятся, то брак, ими заключенный, считается преступным и кровосмесительным". Этот же запрет распространялся и на брак с усыновленными или удочеренными родственниками и даже по прекращении усыновления. "Таким образом мы не можем жениться на той, которая в силу усыновления стала нашей дочерью или внучкою, хотя бы мы освободили ее из-под отеческой власти".

Ст. 61 рассматривала частный случай женитьбы сводных родственников (братьев и сестер): брак разрешался лишь тогда, когда оба вступающих в брак освобождались от отеческой власти: "В самом деле, брак между братом и сестрою, безусловно, запрещен, рождены ли они от одного и того же отца и одной и той же матери, или от одного из них. Но, если какая-либо женщина чрез усыновление сделается моею сестрою, то, пока усыновление существует, конечно, не может быть брака между мною и ею; когда же чрез освобождение из-под отеческой власти усыновление прекратится, то я могу на ней жениться; но и в том случае, когда и я буду освобожден из-под отеческой власти, нет препятствия к браку".

Ст. 62 позволяла жениться на дочери брата, но не на дочери сестры: "Брат может жениться на дочери брата; это вошло в обычай с тех пор, как блаженной памяти Клавдий женился на Агриппине, дочери своего брата. Не позволяется, однако жениться на дочери сестры: так постановляют указы императоров".

Ст. 63 запрещала также жениться на теще, невестке, падчерице, мачехе: "…брак не возможен уже по той причине, что одна и та же женщина не может быть замужем за двоими, и мужчина не может иметь разом двух жен". Т.е. эта статья запрещала и многоженство.

Браки с иностранцами


Ст. 67: "…если римский гражданин по неведению вступил в супружество с латинской гражданкой или с иностранкой, считая ее римскою гражданкою, то он не имеет над родившимся от этого брака сыном прав отеческой власти, так как сын этот не считается даже римским гражданином, только латинянином или иностранцем, т.е. причисляется к состоянию матери: сын ведь лишь в том случае наследует состояние отца, когда между отцом и его матерью состояло connubium".

Но следует заметить, что эта же статья разрешала установить власть отца через суд.

Ст. 68 трактовала подобный случай замужества римской гражданки с иностранцем: "Равным образом, если римская гражданка по ошибке выйдет замуж за иностранца, считая его римлянином, то ей разрешается судебным порядком доказать и поправить ошибку: тогда сын и супруг приобретают римское гражданство, и, конечно, сын вместе с тем переходит под власть отца".

Ст. 72:  "Все сказанное о сыне имеет силу и по отношению к дочери".

Ст. 75 подводила итог сказанному: "Из сказанного видно, что женится ли римлянин на иностранке или иностранец на римской гражданке, сын их родится иностранцем; но если такой брак совершен по ошибке, то, на основании сенатского постановления, можно ошибку эту исправить согласно тому, что мы прежде сказали". Если же вступившие в брак хорошо знали свое положение и никакой ошибки не было, то недостаток этого брачного союза не мог быть исправлен.

Ст. 76 подтверждает сказанное в статье 56: "Не подлежит сомнению, что брак, заключенный между римским гражданином и такою иностранкой, с которою существовало jus connubii, как мы это и прежде сказали, считался законным, и тогда дитя от этого брака было римским гражданином и находилось во власти отца".

Дети, рожденные в смешанных браках


Ст. 82 гласила, "…что от рабыни и свободного по общенародному праву происходит раб и, наоборот, от свободной и раба рождается свободное дитя". Т.е. положение матери определяло положение ребенка от такого неравного брака (будет ли он свободным или рабом).

Ст. 87 разъясняла, что в таких случаях, в которых дитя наследует состояние матери, а не отца, оно не подчиняется власти отца, хотя бы последний и был римским гражданином…" Но если брак был заключен по ошибке, сенат приходил на помощь и исправлял порок брачного союза, и таким образом в большинстве случаев "…происходит то, что сын переходит под власть отца".

По ст. 88, если рабыня становилась беременной от римского гражданина, а затем ее отпускали на волю и она становилась римскою гражданкой и рожала зачатого ребенка уже как свободная женщина, то "…родившийся, хотя он римский гражданин, как его отец, все-таки не переходит под власть своего отца, так как он незаконно зачатый, и нет сенатского постановления, которое бы считало такую связь законною".

А ст. 89 отменяла положения ст.88: "Но естественным требованиям и соображениям решено, что, если рабыня зачнет от римского гражданина, а затем, отпущенная на волю, родит, то дитя рождается свободным, так как зачатые незаконно приобретают состояние с того времени, когда рождаются. Поэтому они считаются свободными, если рождаются от свободной, и безразлично, от кого мать зачала их, когда еще была рабыней".

По ст. 90, если какая-нибудь беременная римская гражданка изгонялась из пределов отечества, и, таким образом становилась иностранкою, то рожденное "… дитя признавалось римским гражданином, если она зачала в законном браке; если же она зачала к незаконной связи, то от нее рождается иностранец".

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты