Интеллектуальная собственность

Наибольший интерес представляет решение коллизионных вопро­сов в Законе о международном частном праве Швейцарии 1987 г. Этот закон предусматривает следующие положения:[2]

- к правам интеллектуальной собственности применяется право государства, на территории которого испрашивается охрана;

- к договорам в этой сфере применяются положения о примене­нии права к договорным обязательствам;

- в случае предъявления требования о причинении вреда стороны могут договориться о применении права страны суда;

- признаются иностранные решения но делам о нарушении прав в этой области, вынесенные в государстве места жительства ответчика или в государстве, на территории которого испрашивается охрана, если ответчик не имел места жительства в Швейцарии;

- иностранные решения по поводу наличия, действительности и регистрации прав в этой области признаются только в том случае, если они вынесены или признаются в государстве, на территории ко­торого испрашивается охрана.

В основном по тому же пути решения вопроса пошел и Модель­ный гражданский кодекс государств – участников СНГ. Согласно ст. 1232 этого Кодекса, к правам на интеллектуальную собственность применяется право страны, где испрашивается защита этих прав, а договоры, имеющие своим предметом права на интеллектуальную собственность, регулируются правом, определяемым положениями о применении права к договорным обязательствам.

В разд. VI «Международное частное право» ГК РФ не содержатся коллизионные нормы по вопросам интеллектуальной собственности. Соответствующие положения, сформулированные в соответствии с Модельным кодексом, включены в гражданские кодексы Армении (ст. 1291), Белоруссии (ст. 1132), Казахстана (ст. 1120), Узбекистана (ст. 1180) и ряда других стран СНГ. В Законе о международном част­ном праве Грузии 1998 г. имеются отдельные положения о компетен­ции грузинских судов по искам, кассациям, регистрации патентов, то­варных знаков, а также о применении права в отношении неимущест­венных прав и в отношении фирменных наименований юридических лиц, недобросовестной конкуренции.

Можно сформулировать два положения общего характера:

- общая особенность прав на произведения литературы, науки и искусства, как и прав на технические достижения, заключает­ся в том, что они, в отличие от других прав, носят строго территори­альный характер. Если, например, российская организация вывозит какое-либо имущество за границу, и право на это имущество возникло у данной организации по нашим законам, то пересечение товаром гра­ницы не лишает ее права собственности на имущество. Точно так же имущественные и иные права, возникшие в иностранном государстве на основании законов этого государства, признаются на территории нашего государства.

Прямо противоположное явление наблюдается в области автор­ского и патентного права, что объясняется причинами исторического порядка. Еще в период феодализма право автора признавалось актом власти суверена. Действие этого акта ограничивалось территорией княжества или государства;

- регулирование в области интеллектуальной собствен­ности в международных отношениях осуществляется не Конвенцией об учреждении ВОИС 1967 г., а соответствующими многочисленными международными соглашениями в области авторского и патентного права, регулирующими охрану конкретных объектов.

1.2. Авторское право в международном частном праве

Авторское право можно определить как совокупность международных и внутригосударственных правовых норм, которые регулируют отношения по использованию про­изведений науки, литературы и искусства. В свою оче­редь основное предназначение норм патентного права зак­лючается в регламентации процесса претворения в жизнь технических открытий, изобретений и иных достиже­ний промышленного характера. Авторское и патентное право в субъективном смысле можно также рассматри­вать в качестве совокупности отдельных правомочий, при­надлежащих автору конкретного литературного произве­дения или технического достижения.[3]

Статья I Всемирной конвенции указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующих основ­ных формах: письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной (произведения живописи, графики, скульптуры) и др. Бернская конвенция раскрывает термин «литературные и художественные произведения» как «все произведения в облас­ти литературы, науки и искусства, каким бы способом и в какой бы форме они ни были выражены», и дает весьма широкий от­крытый перечень таких основных форм (п. 1 ст. 2). При этом отмечается, что произведения, не закрепленные в той или иной материальной форме, могут быть национальным законодательст­вом стран Союза изъяты из охраны (п. 2 ст. 2). Российский за­кон например, требует, чтобы произведение существовало в объ­ективной (т.е. воспринимаемой иными, кроме автора, лицами) форме  (п. 2 ст. 6  Закона об авторском праве).

Охраняются как опубликованные произведения, так и неопуб­ликованные (ст. 3 Бернской конвенции), по терминологии Все­мирной конвенции, «выпущенные в свет» и «не выпущенные в свет» произведения (ст. II Всемирной конвенции). В связи с этим необходимо раскрыть содержание терминов (в российском законодательстве синонимы – «обнародованные» или «опублико­ванные»). Бернская конвенция наиболее полно раскрывает поня­тие «опубликованное произведение» (п. 3 ст. 3), под которым сле­дует понимать «произведения, выпущенные с согласия их авторов, каков бы ни был способ изготовления экземпляров, при условии, что эти экземпляры выпущены в количестве, способном удовле­творить разумные потребности публики...». Подчеркивается, что не является опубликованием представление драматического, музы­кально-драматического или кинематографического произведения, исполнение музыкального произведения, публичное чтение литера­турного произведения, сообщение по проводам или передача в эфир литературных или художественных произведений, показ произведения искусства и сооружение произведения архитектуры.

Ключевым в данном определении является упоминание об эк­земплярах произведения. То есть само по себе публичное сообще­ние произведения, если не были изготовлены в сравнительно большом количестве и не распространялись его копии, не являет­ся «опубликованием». Важно также подчеркнуть, что произведе­ние, дабы считаться «опубликованным», должно быть опублико­вано с согласия автора.

Определение понятия «выпуск в свет», которое дано в ст. VI Всемирной конвенции, похоже на рассмотренное определение «опубликование произведения», но с одним существенным отличи­ем: под ним понимается «воспроизведение в какой-либо матери­альной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экзем­пляров произведения для чтения или ознакомления путем зритель­ного восприятия». Таким образом, из объема данного понятия выпадают любые звукозаписи. Как следствие, в соответствии с Всемирной конвенцией не подлежат охране зву­козаписи и иные произведения, не воспринимаемые зрительно.

В отношении отдельных видов произведений установлен ряд дополнительных правил. Во-первых, переводы, адаптации, музы­кальные аранжировки и другие переделки литературных и худо­жественных произведений охраняются как оригинальные произве­дения, но только при условии соблюдения прав автора первона­чального произведения (п. 3 ст. 2 Бернской конвенции). Иными словами, пользуются охраной только те переводы и переделки, которые осуществлены с разрешения обладателей прав на ориги­нальное произведение. Вместе с тем охрана переводов имеет су­щественные особенности, выражающиеся в возможных ограниче­ниях исключительного права автора переводить или разрешать перевод своих произведений, о чем будет подробнее изложено да­лее. Аналогичное правило существует и в отношении кинемато­графических произведений (п. I ст. 14 bis Бернской конвенции).

Во-вторых, сборники произведений пользуются охраной при условии, что по подбору и расположению материалов они пред­ставляют собой результат интеллектуального творчества и при их создании соблюдены права авторов составляющих их произве­дений (п. 5 ст. 2 Бернской конвенции). Аналогичные правила ус­тановлены Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351 г. «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 7), который, кроме того, подчеркивает, что сборники охраняются вне зависимости от того, охраняются ли входящие в них произведения.

Ни в Бернской, ни во Всемирной конвенциях не упоминают­ся такие объекты авторского права, как компьютерные программы и базы данных, хотя в настоящее время их экономическое значение огромно. Впрочем, отсутствие прямого упоминания о них не означает, что они не пользуются охраной на основании указанных конвенций. Как уже указывалось выше, перечень объ­ектов авторского права в обеих конвенциях не исчерпывающий. Сложившаяся практика заключается в том, что компьютерные программы охраняются как литературные произведения, а базы данных – как сборники. В 90-е годы в международных договорах появились специальные положения об их охране. В ст. 10 Согла­шения ТРИПС и ст. 5 и 6 Договора ВОИС по авторскому праву закреплен подобный подход, правда, упоминается, что базы дан­ных охраняются «как таковые». Впрочем, их правовой режим ни­чем не отличается от правового режима иных составных произве­дений. Соглашение ТРИПС специально упоминает то, что базы данных могут существовать в «машиночитаемой» форме.

В Бернской конвенции также указан ряд видов произведений, которые не пользуются охраной, либо таких, которые могут быть изъяты из охраны национальным за­конодательством государств-участников. Полностью исключается авторская охрана только одной категории произведений (очевид­но потому, что труд по их созданию не носит творческого харак­тера). Это сообщения о новостях дня или иные сообщения чисто информационного характера (п. 8 ст. 2). Подобное положение со­держится и в российском законодательстве. Впрочем, если сооб­щение содержит анализ, комментарий текущих событий, пред­ставляет собой иной результат творческой деятельности, то оно должно пользоваться охраной. Договор ВОИС по авторскому пра­ву в ст.2 дополнительно устанавливает, что исключаются из охра­ны идеи, процессы, методы или математические концепции как таковые. Аналогичное положение содержит и российское законо­дательство.

В отличие от отечественного законодательства Бернская кон­венция не исключает возможности предоставления авторской охра­ны официальным документам и их официальным переводам, оста­вив этот вопрос на усмотрение национального законодателя (п. 4 ст. 2 Бернской конференции). Правда, в мире подобная охрана практически не применяется, что вызвано принципиально иной целью создания указанных «произведений» – они по своей природе предназначены для неограниченного публичного использования. Аналогичным является правовой режим политических речей и ре­чей, произнесенных в ходе судебных процессов. Страны Союза также могут изъять их из охраны полностью или частично, что, однако, не лишает автора исключительного права на издание таких речей в сборниках (п. 1 и 3 ст. 2 bis Бернской конвенции).

Страны Союза в своем национальном законодательстве могут предусмотреть условия, на которых лекции, обращения и аналогичные публично произнесенные произведения могут воспроизво­диться в прессе, передаваться в эфир и сообщаться для всеобще го сведения по проводам, если это использование оправдывается информационной целью (п. 2 ст. 2 bis Бернской конвенции).

Наконец, ст. 6 Бернской конвенции допускает ограничение охраны произведений, авторами которых являются граждане государств, не участвующих в Бернской конвенции, если эта последняя страна не обеспечивает достаточной охраны произведением авторов – граждан стран Союза.

Международные договоры в сфере охраны авторских прав определяют круг произведений, пользующихся конвенционной охраной, на основании двух критериев: гражданства автора и территориального критерия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты