"Интеллектуальная собственность" в России.

Отмечены первые случаи судебных разбирательств, связанных с охраной авторских прав на информацию, распространяемую через INTERNET.

Охрана конфиденциальной информации

Свободное предпринимательство предполагает разработку правил торговли, поддерживающих дух соревнования, но пресекающихся необузданную конкуренцию определенными рамками положений, которые должны стать частью законов области ИС.

К недобросовестной конкуренции, наряду с противоправным использованием товарных знаков, фирменных наименований и вводящей в заблуждение рекламы дискредитации предпринимателя или его товаров и цен, также относят раскрытие  коммерческой тайны посредством разглашения конфиденциальной информации, которая в последние годы стала также признаваться объектом ИС наравне с патентами, товарными знаками, промышленными образцами и авторскими правами.

Коммерческая тайна -- это преднамеренно скрываемые экономические сведения о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой научно-технической и финансовой деятельности фирмы. «Информация составляет служебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, отсутствия доступа к ней третьих лиц и принятия мер по охране конфиденциальности». Формы ее проявления -- документы, схемы, изделия, которые подлежат защите от похищения и раскрытия.

По своей природе коммерческие секреты подразделяются на технологические, производственные, организационные, интеллектуальные, маркетинговые, рекламные и т.п. Добиваться они могут как законным путем, так и посредством подкупа, шантажа, промышленного шпионажа. INTERNET открывает для это дополнительные возможности.

Конфиденциальную информацию подразделяют на деловую и техническую.

Информация перестает быть конфиденциальной, как только становится общеизвестной, т.е. сообщается публично и без ограничений. Однако не признается виновным лицо, получившее информацию на основе общедоступных данных, например путем анализа различных составляющих.

Для создания системы информационной безопасности принимаются меры, включающие кадровую программу, ограничение доступа к конфиденциальным данным; установление порядка работы с носителями информации (документами, дискетами), множительной техникой и правильное ведение переговоров.

Предотвращение утечки конфиденциальных сведений предполагает: определение перечня секретов фирмы и мест их накопления, потенциал уязвимых каналов, средств по их перекрытию, затрат на охранные системы, наиболее приемлемого варианта защиты, списка ответственных за каждый участок лиц, графика проверки состояния дел на участках.

Реализация системы информационной безопасности включает: беседы с персоналом при приеме на работу и увольнении; организационные работы с конфиденциальными документами (установление порядка делопроизводства, контроль над прохождением, рассекречивание и уничтожение, охрана секретов других фирм-партнеров); контроль над помещениями, вычислительной и копировальной техникой; защиту коммерческой тайны в процессе заключения контрактов путем выделения круга полномочных лиц и разработки типовых соглашений с заказчиками, поставщиками и другими .лицами.

Развитие INTERNET, расширяя коммуникационные возможности, порождает и новые проблемы защиты информации в частности.

Действующее законодательство Российской Федерации формально не распространяется на деятельность фирм, связанную с INTERNET. Поэтому прошедшие 17.12.96 слушания по проблемам развития INTERNET в России обнаружили значительный интерес к этой теме общественности, производителей информационной продукции и государственных органов.  Комитетом Государственной думы по информационной политике и связей предусмотрен на 1997-1999гг. ряд законодательных инициатив и действий в рассматриваемой сфере. Подготовлен проект закона «О коммерческой тайне»

Намечены изменения и дополнения в закон «Об участии в международном информационном обмене», внести в Государственную думу уже разработанный проект закона «О персональных данных».

 Вся эта деятельность направлена на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить свободный доступ граждан к информации, создаваемой на деньги налогоплательщиков, а с другой -- защиту информации в телекоммуникационных сетях, охрану бизнеса и прав на ИС, а также неприкосновенность частной жизни граждан.


ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ

ПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТОВ  ИС


Для России проблема борьбы с “интеллектуальной контрабандой” стала актуальной в последнее время. С переходом на рыночные отношения, либерализацией внешней торговли на российский рынок широким потоком хлынули пищевые продукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих мировых производителей, а также контрафактная аудио- и видео- продукция. Безусловно, основную роль в пресечении таких нарушений должны играть правоохранительные органы.

В последнее время активизировалась работа по совершенствованию российской нормативно-правовой базы по защите “ис”. В 1996 г. был принят УК РФ, устанавливающий серьёзные наказания за коммерческое пиратство, предусмотрены новые административные санкции. Кроме того, МВД России, ГТК России, ГАК России, Федеральная служба налоговой полиции РФ подписали межведомственный документ, направленный на обеспечение охраны  “ис”. Также существует значительный резерв совершенствования механизма обеспечения защиты исключительных прав владельцев  “ИС”. Один из важнейших эффективных способов такой защиты— осуществление таможенного контроля над перемещением объектов “ИС”.

Большой объём контрафактных  поддельных товаров на российском рынке составляют ввозимые из-за рубежа. Из Болгарии, Польши, Турции, Италии, Марокко доставляют пищевые продукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих производителей, контрафактная аудио и видеопродукция. Как правило, такая продукция произведена из некачественного сырья, а порой просто непригодна к употреблению, что подрывает здоровье населения, престиж известных товарных знаков.

Международная практика свидетельствует, что значительную роль в защите авторских прав, прав владельцев товарных знаков играют таможенные органы. Это подтверждает опыт большинства развитых стран (США, Франции, Германии и др.), где таможенные органы обеспечивают надежность барьера на пути ввоза-вывоза поддельных товаров.

Важность задачи по обеспечению защиты ИС при осуществлении полноценных международных экономических отношений послужила основанием для закрепления стандартов в области защиты и реализации прав на объекты ИС (в Соглашении о торговых аспектах прав на ИС ГАТТ/ВТО).

Один из ключевых моментов этого Соглашения -- обеспечение таможенными органами стран-участниц охраны исключительных прав на объекты ИС при перемещении товаров через таможенную границу. В целях реализации Соглашения Всемирная таможенная организация разработала проект типового национального законодательства, эффективно применяемого в настоящее время в ряде развитых стран. 


Схема модели типового национального законодательства по защите ОИС, с незначительными вариациями применяемая в различных странах, выглядит следующим образом:

1.    Владелец любого зарегистрированного товарного знака, обладатель авторского или смежного права обращается в центральный таможенный орган с заявлением о защите.

2.    Центральный таможенный орган рассматривает заявление и принимает решение об обеспечении защиты товарного знака, объекта авторского права. Информационный листок, содержащий необходимые данные для идентификации объекта интеллектуальной собственности, рассылается региональным таможенным органам и далее -- таможням.

3.    Таможни контролируют перемещение объектов ИС. При выявлении товаров, в отношении которых существуют подозрения, что перемещаются с нарушением законодательства по ИС, таможня принимает меры к их задержанию, извещает владельцев товарного знака, обладателя авторского права или соответствующих контактных лиц в стране (регионе).

При подтверждении владельцем товарного знака (обладателем авторского права) и/или наличии соответствующего судебного решения о факте подделки таможня принимает меры к приостановлению таможенного оформления, и портер привлекается компетентными органами к административной и/или уголовной ответственности. В случае если товары оказались подлинными, владелец товарного знака, обладатель авторского или смежных прав выплачивает соответствующую компенсацию импортеру.

Таможенная служба Российской Федерации не стоит в стороне от проблем защиты ОИС. Отдел нетарифного регулирования Управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК России в соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации в настоящее время уже рассматривает заявки владельцев исключительных прав на ОИС для принятия соответствующих мер, направленных на их защиту и пресечение нарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, объектов авторских прав при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации и доводит до региональных таможенных органов сведения о зарегистрированных товарных знаках, объектах авторского или смежного права, принятых таможенными органами под охрану. При выявлении поддельных, контрафактных товаров таможенные органы информируют об этом органы МВД и Прокуратуры России и в течение 10 дней -- максимального срока осуществления таможенного контроля, определенного Таможенным кодексом Российской Федерации, проводят проверку соблюдения действующего таможенного законодательства при их ввозе. 

Анализ работы таможенных органов показывает, что подобная схема обеспечивает достаточно высокую эффективность борьбы с ввозом товаров в нарушение законодательства по ИС, причем, как показывает практика, она, в первую очередь, зависит от активности и юридической грамотности правообладателя. Коллегия ГТК России, состоявшаяся 30 июля 1997г., положительно оценила предпринятые шаги по защите интересов правообладателей и приняла решение об активизации работы в этом направлении.

Тем не менее, с целью оперативного реагирования на выявленные случаи нарушений законодательства по ИС целесообразно расширить полномочия таможенных органов. Требуется, в первую очередь, внесение дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации и в соответствии с вносимыми изменениями разработка нормативно-правовой базы. Кроме того, по мнению ГТК России, целесообразно внесение изменений в УПК РФ с целью наделения таможенных органов функциями дознания по статьям УК РФ, связанным с нарушением прав на ИС.

Немаловажным условием для обеспечения успешной борьбы с перемещением контрафактной продукции является и наличие высококвалифицированных кадров, укрепление материально-технической базы. В тех странах, где четко и активно работают таможенные органы в области охраны ИС, созданы мощные информационные центры, базы данных, отлажена система передачи и обмена информацией.

Решение этих задач, безусловно, требует определенных материальных и временных затрат.




О ПРИМЕНЕНИИ В РОССИИ

НОРМ БЕРНСКОЙ КОНВЕНЦИИ


Российская Федерация присоединилась к Бернской  конвенции об охране литературных и художественных произведений (далее—«Конвенция») 13 марта 1995 года, т.е. от даты поступления официального уведомления из Всемирной организации интеллектуальной собственности. Следует сразу же отметить, что нормы международных конвенций об авторском праве применяются к правоотношениям использовании произведений иностранных авторов в России, а российских авторов — за рубежом (принцип признания прав авторов на территории других государств).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об ох литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производит фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм » Россия присоединилась к Конвенции с условием, что «действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу Российской Федерации уже являются на ее территории общественным Достоянием».

К каким же произведениям иностранных авторов применяется дан Конвенция, можно ли говорить об «обратной силе» ее действия на территорию России?

Анализ положений Конвенции, других международных соглашений национального законодательства России, позволяет сделать вывод о том, Конвенция распространяется как на «новые» произведения (созданные после присоединения Российской Федерации к Конвенции -- гражданами одной из стран Бернского Союза, либо на территории одной из стран Союза), так и на часть «старых» произведений (созданных до присоединения России к Конвенции).

Обратимся к тексту Конвенции.

Статья 18 Конвенции определяет принцип «охраняемости» произведений (принцип «обратной силы» — п.1), принцип «неохраняемости» произведений (п.2), условия их применения (п.3), а также специальные случаи (п.4):

“(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны.

(2)  Однако, если вследствие истечения ранее предоставленного произведения срока охраны оно стало уже общим достоянием в стране, в которой требуется охрана, это произведение не будет вновь поставлено под охрану в этой стране.

(3) Указанный принцип применяемости в соответствии с положениями специальных конвенций, которые заключены или будут заключены с этой целью между странами Союза. При отсутствии таких положений соответствующие страны определят каждая свое условия применения этого принципа.

(4)  Предшествующие положения применяются также в случае новь присоединений к Союзу и в случаях, когда охрана расширяется в порядке применения статьи 7 или вследствие отказа от оговорок». 

Охраняемыми произведениями в соответствии с пунктом 1 признается, которые к моменту вступления  конвенции в силу конкретного государства (для России -- с 13 марта 1995 года) не стали еще общим достоянием в стране происхождения (за пределами России) вследствие истечения срока охраны. То есть, в соответствии с данным принципом, если к указанной дате, например в Германии не истекали сроки охраны прав немецкого автора, то его права должны признаваться на территории Российской Федерации.

Однако указанный принцип, исходя из пункта 3, применяется либо в соответствии с положениями специальных конвенций, либо при отсутствии таких положений.-- в соответствии с условиями, установленными каждой страной самостоятельно («Соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения такого принципа»).

Поскольку Российская Федерация на момент присоединения к Конвенции не была связана никакими специальными конвенциями и не заключала их до последнего времени, при применении «обратной силы» (пункт 1 ст. 18 Конвенции) необходимо руководствоваться условиями, зафиксированными в постановлении Правительства РФ от 3 ноября 1994г. № 1224 -- положением о том, что действие Конвенции не распространяется на произведения, которые дату вступления Конвенции в силу для  Российской Федерации уже являлись на территории России общественным (общим) достоянием.

В соответствии со   ст. 3 Бернской конвенции, а также в связи с тем, что СССР присоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве с 27 мая 1973 года, на 13 марта 1995 гола в общественном достоянии на территории Российской Федерации находились произведения, граждан других государств (включая лиц домицилированных на территории таких государств внутренним законодательством):

1.    граждан государств-членов Всемирной конвенции об авторском праве в отношении произведений, как выпущенных в свет вне территории России, так и тех, что еще не выпу­щены, но находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до 27 мая 1973 года (при условии, что государство стало членом Всемирной конвенции до указанной даты и является членом Бернской конвенции);

2.    граждан государств-членов Всемирной конвенции в отношении произведений, как выпушенных в свет вне территорий России, так не выпущенных, но находящихся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до даты присоединения та­кого государства к Всемирной конвенции (имеется в виду, что такое государство стало чле­ном Всемирной Конвенции после СССР -- после 27 мая 1973 года – и являлась членом Бернской конвенции);

3.    граждан государств не членов Всемирной конвенции, но членов Бернской конвенции (вступивших в нее до 13 марта 1995 г.), в отношении произведений как выпущенных в свет вне тер­ритории России, так и тех, что находятся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Феде­рации, до 13 марта 1995 года (даты присоединения России к Конвенции);

4.    граждан государств не членов ни Всемирной, ни Бернской конвенции: в отношении произведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран Бернского Союза до 13 марта 1995 года.

Таким образом, принцип «обратной силы»» (пункт 1 ст.18 Конвенции) применяется к произведе­ниям иностранных авторов, созданным после вышеуказанных дат с учетом сроков охраны, предусмотренных в стране происхождения (соответствующем зарубежном государстве). Произведения, создан­ные же до указанных дат считаются перешедшими в общественное достояние, допускается их свободное использование без выплаты авторского вознаграждения.

Особое внимание надо обратить на то, что при решении вопроса об охраняемости произведений зарубежных авторов на территории России, необходимо учитывать, что Российская Федерация участвует в ряде дву­сторонних соглашений об авторском праве с Венгрией, Австрией, Польшей, Швецией, а также с Чехией и Словакией -- как правопреемниками Чехословакии.  Пункт 4 ст. 18 Конвенции («специальные случаи») подтверждает применение вышеприведенного принципа для Российской Федерации, как присоединив­шейся к Конвенции.

Принцип «неохраняемости» произведений на территории Российской Федерации применяться не может. На территории России произведения иностранных авторов (граждан государств-членов Всемирной конвенции) впервые получили охрану, начиная с 27 мам 1973г. На эту дату в Российской Федерации срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Указом Президиума ВС РСФСР от 1 марта 1974 гола был установлен 25-летний срок действия авторского права: были введены  соответствующие изменения в ст. 496 ГК РСФСР. С 3 августа 1992 г. (даты введения в действие на территории России Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик) был установлен срок действия авторского права -- 50 лет после смерти автора.

Поскольку 25-летний срок охраны авторского права на произведение не мог истечь в период, начиная с 1 марта 1974 года (от даты возможной смерти автора) до 3 августа 1992 года, то и говорить о применении и в России принципа «неохраняемости» произведений в соответствии с пунктом 2 ст. 18 Конвенции нет правовых оснований.

На основании вышеизложенного можно заключить, что принцип «обратной силы» Бернской конвенции действует на территории России в отношении только части «старых» произведений (т.е. как выпущенных, так и не выпущенных в свет, но находящихся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до 13 марта 1995 гола).






Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты