Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение также в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Под общей структурой инвестиций на предприятии понимается соотношение между реальными и портфельными инвестициями в их общей сумме. Ее совершенствование заключается в том, чтобы получить максимум отдачи как от портфельных, так и реальных инвестиций. Это означает, что доля инвестиций в наиболее эффективные проекты должна стремиться к максимуму. В современных условиях важное значение для предприятий имеет как структура реальных, так и структура портфельных инвестиций. Под структурой портфельных инвестиций понимаются их распределение и соотношение по видам ценных бумаг, приобретаемых предприятием, а также по вложениям в активы других предприятий.
В данный момент, когда доля государственных инвестиций резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит от эффективности их использования непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод – анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики.
Глава II Инвестиционная политика РК
2. 1. Инвестиционная деятельность в РК.
На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики. Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций в экономику республики является основой, одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Казахстана с зарубежными странами.
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.
Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:
1. Производственная инфраструктура.
2. Обрабатывающая промышленность.
3. Объекты г. Акмолы.
4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма.
5. Сельское хозяйство.
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения (несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.
Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента, имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того, Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.
Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.
В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов, как для резидентов, так и для нерезидентов и других инвесторов.
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике, так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса (на поддержку малого предпринимательства).
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане, по сути, отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и социальными вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение об ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
2.2. Иностранные инвестиции в РК.
Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.
Привлечение иностранных инвестиций создает условия для реального улучшения производственной структуры экономики Казахстана, создания нового высокотехнологичного производства, модернизации основных фондов и технического перевооружения многих предприятий, эффективного использования имеющегося потенциала квалифицированных специалистов и рабочих республики, внедрения передовых достижений в области менеджмента, маркетинга и ноу-хау, наполнения внутреннего рынка качественными товарами отечественного производства с одновременным увеличением объемов экспорта в зарубежные страны.
С точки зрения политиков и экономистов республики, с участием иностранного капитала можно решать следующие задачи:
- повысить эффективность экспортного потенциала, преодолеть его сырьевую направленность;
- усилить экспортную экспансию страны и упрочить ее позиции на внешних рынках;
- развить импортозамещающие производства;
- повысить научно-технический уровень производства с помощью новой техники и технологий, методов управления и сбыта продукции;
- увеличить налоговые поступления в государственный бюджет;
- содействовать развитию отсталых и депрессивных районов;
- создать новые рабочие места в национальной экономике;
- использовать современный производственный и управленческий опыт через обучение и переподготовку кадров;
- достигнуть экономической самостоятельности Казахстана.
Казахстан стремится создать благоприятный социальный, финансово-экономический, правовой режим для деятельности иностранных инвесторов и соответствующий их интересам инвестиционный климат, решать одновременно свои проблемы и достигать поставленных целей. В связи с этим был разработан и введен в действие 27 декабря 1994 г. Закон Республики Казахстан "Об иностранных инвестициях", который определил правовой режим, формы осуществления и объекты вложений иностранных инвестиций в Республике Казахстан.
В феврале 1997 г. был принят Закон Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций", который четко определил положение инвесторов, делающих вливания в приоритетные сектора экономики Казахстана, а также перечень льгот и преференций, предоставляемых иностранным инвесторам.
Кроме того, были разработаны и введены в действие другие нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность в Казахстане с целью привлечения иностранных инвестиций.
Необходимость привлечения в экономику страны крупномасштабных инвестиционных ресурсов, рационального и эффективного использования иностранных и отечественных инвестиций потребовала создания единого государственного органа. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых иностранных инвестиций" был создан Государственный комитет Республики Казахстан по инвестициям, ныне Комитет по инвестициям Министерства иностранных дел Республики Казахстан, основным предназначением которого является содействие инвестиционной активности в целях динамичного развития экономики и общества.
Принятые законодательные акты и организационные меры способствовали созданию благоприятного инвестиционного климата и притоку иностранных инвестиций в экономику Казахстана.
Инвестиционный климат - критерий зрелости рыночных реформ, доверия мирового сообщества к устойчивости прав собственности, к обстановке в данной стране в целом. В 1996 году ведущие рейтинговые агентства объявили о присвоении Казахстану кредитных рейтингов. Осенью 1996 года для выхода на международный финансовый рынок в результате проведенных кредитно-рейтинговых презентаций тремя ведущими международными агентствами Казахстану впервые присвоены рейтинговые оценки на уровне ВВ. Среди стран СНГ и Балтики Казахстан является вторым государством после России, получившим международный кредитный рейтинг. Насколько казахстанская политика устраивает зарубежных инвесторов, можно судить по итогам состоявшегося в начале декабря 1998 г. в Лондоне инвестиционного саммита, в ходе которого Казахстан был назван одной из самых привлекательных для вложения инвестиций стран СНГ.