Иск в хозяйственном процессе

В исковом заявлении должны содержаться требования истца (предмет иска) в отношении каждого из привлекаемых в процесс ответчиков. Требования истца должны быть указаны четко и конкретно (какой именно договор расторгнуть, какой ненормативный акт признать недействительным, из какого помещения выселить ответчика и т. д.). При предъявлении иска к нескольким ответчикам истец обязан указать требования в отношении каждого из них либо указать на необходимость применения солидарной или субсидиарной ответственности. На более поздних стадиях процесса истец вправе изменить заявленный предмет иска (ст. 43 ХПК). Заявленный предмет иска определяет пределы судебного разбирательства, хозяйственный суд обязан рассмотреть и разрешить каждое из заявленных требований, дав им правовую оценку в судебном решении. Отсутствие в исковом заявлении указания на требования истца влечет возвращение искового заявления.

Исковые требования истца обусловливаются характером нарушения или оспаривания его субъективных прав или охраняемых законом интересов, вытекают из подлежащих применению при разрешении дела норм материального права. Поэтому ст. 123 требует, чтобы в исковом заявлении содержалась ссылка на подлежащие применению по делу, по мнению истца, акты законодательства Республики Беларусь. Даваемая истцом в исковом заявлении правовая квалификация спорных правоотношений носит предварительный характер, так как окончательную их квалификацию дает хозяйственный суд при вынесении решения по делу. Истец вправе сделать в исковом заявлении ссылки не только на нормы, подлежащие применению хозяйственным судом при разрешении дел в силу ст. 15 – 16 ХПК, постановления Пленума и (или) Президиума Высшего Хозяйственного Суда.

Если законодательными актами или договором обязательно предусмотрено соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, в исковом заявлении должны быть изложены сведения о дате предъявления ответчику претензии, содержании претензии и ответе на нее, если таковой был получен, иные доказательства соблюдения указанного порядка. Кроме того, в исковом заявлении должен быть приведен перечень документов, к нему прилагаемых. Наличие такого перечня позволяет с достоверностью установить факт передачи указанных документов вместе с исковым заявлением, проинформировать иных лиц, участвующих в деле, о составе приложенных к исковому заявлению документов, а кассационной, надзорной инстанциям – проверить обоснованность отказа в принятии заявления или его возвращения.

К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие:

1)     уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере;

2)     соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предусмотрено законодательными актами или договором;

3)     обстоятельства, на которых основываются исковые требования.

К исковому заявлению также должен быть приложен текст ненормативного акта, если он оспаривается. К заявлению о понуждении заключить, изменить договор прилагается проект договора. В заявлении прокурора, государственных или иных органов, обратившихся в хозяйственный суд в предусмотренных законодательными актами случаях в защиту государственных или общественных интересов, а также в защиту интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных лиц, должно содержаться обоснование того, в чем заключается государственный или общественный интерес, какое право было нарушено, а также ссылка на акты законодательства. В случае обращения в хозяйственный суд в интересах других лиц прилагается письменное заявление, подтверждающее их согласие на предъявление иска в их интересах.

Перечень сведений, подлежащих указанию в исковом заявлении, не является исчерпывающим, в нем могут содержаться и иные сведения, необходимые, по мнению истца, для правильного разрешения спора. Истец может изложить в исковом заявлении, в силу прямого указания комментирующей статьи, ходатайство о применении мер обеспечения иска, о совершении судом тех или иных действий при подготовке дела к судебному разбирательству (об истребовании доказательств, о назначении экспертизы, соединения исковых требований и т. д.). Однако отсутствие в исковом заявлении таких доказательных сведений не может повлечь его возвращение.

К исковому заявлению прилагаются его копии по числу ответчиков и, по смыслу закона, – иных лиц, привлекаемых к участию в деле по инициативе истца. Прилагаемая копия должна быть разборчивой и читаемой, в противном случае исковое заявление подлежит возвращению. В отличие от АПК Российской Федерации ХПК Республики Беларусь не требует от истца до предъявления искового заявления в хозяйственный суд направить его копии всем лицам, участвующим в деле, и приложить документ о таком направлении к исковым документам.

Исковое заявление должно быть подписано самим истцом или его представителем. В случае отсутствия подписи истца или его представителя хозяйственный суд не может установить действительное наличие воли истца на предъявление иска.

При предъявлении иска гражданином заявление подписывает сам гражданин. Дела юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, ведут в хозяйственных судах их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Республики Беларусь или учредительными документами. От имени ликвидируемого юридического лица дела в суде ведет председатель ликвидационной комиссии. Полномочия руководителей юридического лица и других организаций, председателей ликвидационных комиссий юридических лиц, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а при необходимости – учредительными документами.

В исковом заявлении необходимо указывать должностное положение лица, подписавшего исковое заявление, его фамилию, инициалы. Подписание искового заявления за руководителя каким-либо иным лицом без указания должности и фамилия лица, фактически его подписавшего, не допускается. Наличие печати юридического лица или иной организации истца на исковом заявлении не является обязательным.

Таким образом, руководители юридических лиц, председатели ликвидационных комиссий имеют право подписания исковых заявлений без дополнительных полномочий. Все иные лица являются представителями истцов и в случае подписания ими исковых заявлений обязаны предоставить хозяйственному суду документы, подтверждающие их полномочия на подписание исковых заявлений.

В силу ст. 58 ХПК представителем в хозяйственном суде может быть любой гражданин, имеющий оформленные надлежащим образом полномочия на ведение дела. Доверенность на представителя должна быть оформлена в соответствии с требованиями ст. 57, 58 ХПК, причем право представителя на подписание искового заявления должно быть прямо оговорено в доверенности (ст. 58 ХПК). Ордер адвоката, выданный на ведение дела, не может служить надлежащим доказательством полномочий на подписание искового заявления, так как не соответствует требованиям ст. 58 ХПК.

Руководители филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений юридического лица вправе при наличии указания об этом в доверенности подписывать исковые заявления от имени юридического лица. Если исковое заявление подписано представителем истца, прилагаются доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия на предъявление иска.


5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСКА


Обращаясь в хозяйственный суд с иском, истец должен иметь определенные гарантии его исполнения. Для этого законодательством предусмотрено такое понятие, как обеспечение иска.

Обеспечение иска – мера процессуального принуждения, целью которой является сохранение материального объекта спора, реальное и полное восстановление имущественных прав участников хозяйственного процесса, нарушенных в результате неправомерных действий других лиц. При возникновении опасения, что исполнение решения может стать затруднительным или невыполнимым, возникает необходимость в принятии мер для обеспечения реализации, вынесенного хозяйственным судом решения. Таким образом, основаниями к принятию мер по обеспечению иска являются такие основания, непринятие которых может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта.

К числу лиц, наделенных правом обращения в хозяйственный суд с заявлением о применении мер по обеспечению иска, законодатель относит лиц, участвующих в деле, перечисленных в ст. 38 ХПК.

Заявление об обеспечении иска рассматривается хозяйственным судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее трех дней после его поступления. Это способствует оперативному разрешению данного вопроса, а также предотвращает совершение со стороны ответчика действий, направленных на сокрытие принадлежащего ему имущества, уменьшение его стоимости и т. п.

Заявитель должен обосновать необходимость обеспечения иска. В определении по вопросу обеспечения иска судья должен указать, какие конкретно меры обеспечения иска подлежат применению, а также основания применения или отказа в применении мер по обеспечению иска. При этом мотивом отказа в применении мер по обеспечению иска помимо отсутствия оснований к этому могут послужить обстоятельства, исключающие возможность применения конкретной меры обеспечения иска, в отношении которой заявлено требование.

Согласно ст. 85 ХПК мерами по обеспечению иска могут быть:

1)     наложение ареста на имущество, в том числе на денежные средства, принадлежащие ответчику и находящиеся у него или у других лиц;

2)     запрещение ответчику совершать определенные действия;

3)     запрещение другим лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора;

4)     приостановление взыскания по оспариваемому истцом исполнительному или иному документу, по которому производится взыскание в бесспорном порядке;

5)     приостановление реализации имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста.

В необходимых случаях хозяйственным судом могут быть приняты иные меры по обеспечению иска, которые отвечают целям института обеспечения иска. Арест имущества состоит в производстве описи, объявлении запрета распоряжаться им и передаче на хранение (передача имущества на хранение предполагает также установление запрета на его использование).

Наложение ареста на денежные средства ответчика выражается в приостановлении банком операции по списанию средств со счета в пределах указанной в приказе хозяйственного суда суммы. Наложение ареста не препятствует проведению операций по зачислению денежных средств на расчетный счет ответчика, а также распоряжению денежными средствами, превышающими сумму, указанную в определении суда. Наложение ареста на имущество, в том числе и на денежные средства, возможно в пределах цены искового требования.

Запрещение ответчику или иным лицам совершать определенные действия, касающиеся предмета спора, направлено на предотвращение совершения таких действий, которые могут создать угрозу уничтожения предмета спора.

Приостановление бесспорного взыскания, обращенного на денежные средства субъекта хозяйствования, осуществляется посредством направления в банк или иное соответствующее кредитное учреждение приказа хозяйственного суда, в котором должны быть указаны: дата и номер документа, взыскание по которому должно быть приостановлено. Если взыскание по исполнительному документу обращается на имущество, то приказ о приостановлении взыскания должен приобщаться к исполнительному производству (направляется судебному исполнителю общего либо хозяйственного суда).

Хозяйственный суд по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле, применяет штрафные санкции, установленные ч. 4 ст. 85 ХПК к лицам, на которых возлагалась обязанность по исполнению мер по обеспечению иска (банковские учреждения, лица, которым передано имущество на ответственное хранение, и т. д.).

Требование о возмещении ущерба, причиненного истцу неисполнением определения хозяйственного суда об обеспечении иска, предъявляется в хозяйственный суд, который вынес данное определение. Исполнение определения об обеспечении иска производится немедленно по общим правилам исполнительного производства, регламентированным разделом IV ХПК.

По заявлению лица, участвующего в деле, допускается замена одной меры обеспечения иска другой. Это возможно в связи с внесением истцом изменений в содержание рассматриваемого хозяйственным судом искового требования (например, изменение предмета иска). Кроме того, при обеспечении иска о взыскании денежных средств ответчик вправе вместо принятия установленных мер по обеспечению иска внести на депозитный счет хозяйственного суда истребуемую истцом сумму. Внесение ответчиком на депозитный счет суда истребуемой суммы следует рассматривать не как особый случай изменения способа обеспечения иска, а как безусловное основание для отмены избранной судом меры обеспечения иска. Поскольку это право ответчика, суд не может обязать его к совершению данного действия.

Обеспечение иска может быть отменено тем же хозяйственным судом по заявлению ответчика или по своей инициативе. Причем вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании. При разрешении вопроса об отмене обеспечения иска хозяйственным судом могут быть приняты во внимание представленные ответчиком доказательства, свидетельствующие об отсутствии оснований применения мер обеспечения иска. В случае приостановления производства по делу хозяйственный суд также должен оценить целесообразность сохранения мер обеспечения иска исходя из конкретных обстоятельств дела.

Суд обязан отменить меру пресечения иска в случае внесения ответчиком на депозитный счет хозяйственного суда истребуемой истцом суммы. В случае отказа в иске, а также при окончании судебного разбирательства без вынесения решения (прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения) суд в решении (определении) должен разрешить вопрос об отмене избранных мер по обеспечению иска.

Применение мер по обеспечению иска может повлечь за собой причинение ответчику убытков. Но после вступления в законную силу решения, которым в иске отказано (т. е. суд признал необоснованность заявленных истцом требований), ответчик вправе требовать от истца возмещения убытков, причиненных ему обеспечением иска, путем предъявления иска в тот же хозяйственный суд.

Такое право у ответчика возникает при наличии следующих условий:

1)     наличие вступившего в законную силу решения хозяйственного суда, которым в иске отказано (полностью или частично);

2)     наличие причинной связи между применением мер по обеспечению иска и возникшими убытками.

Возникновение убытков должно являться прямым следствием применения мер обеспечения иска (например, убытки могут возникнуть в результате привлечения ответчика к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств перед третьими лицами, вызванные невозможностью распорядиться в течение определенного времени собственным имуществом, в том числе денежными средствами, на которые был наложен арест).

В случае окончания судебного разбирательства без вынесения решения (прекращение производства по делу, оставление иска без рассмотрения) права у ответчика на возмещение убытков не возникает. Убытки, причиненные обеспечением иска, возмещаются истцом вне зависимости от того, кем из уполномоченных на то лиц было заявлено требование о применении мер по обеспечению иска.


Литература

1. Гурвич М. А. Право на иск. М., 1978.

2. Добровольский А. А. Исковая форма защиты права. М., 1965.

3. Кожухарь А. Н. Право на судебную защиту в исковом производстве. Кишинев, 1989.

4. Осокина Г. Л. Проблемы иска и права на иск. Томск, 1989.

5. Осокина Г. Л. Право на защиту в исковом производстве. Томск, 1990.

6. Осокина Г. Л. Иск (теория и практика). М., 2000.

7. Ярков В. В. Обеспечение иска в арбитражном процессе // Законодательство. 1998. №10.


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

1. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 29 июня 2001 г. № 15 «О практике применения положений Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь по вопросам обеспечения иска, возврата искового заявления и извещения сторон в порядке подготовки дел к судебному разбирательству» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2001. №4; 2003. №11.

2. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 ноября 2000 г. №22 «О практике применения некоторых положений Гражданского кодекса Республики Беларусь и Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2001. №1; 2003 №3.


 


Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты