Исполнение наказания в виде обязательных работ

Частью 1 ст. 25 УИК РФ предусмотрено, что осужденные могут работать только на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления. Таким образом, в иных субъектах хозяйственной деятельности (учреждениях, организациях и др.) данная категория осужденных отбывать наказание не может. Не может отбываться данное наказание и в хозяйствующем субъекте, не подведомственном органу местного самоуправления. Данное обстоятельство существенно ограничивает возможности трудоиспользования осужденных.

Перечень объектов (предприятий), где непосредственно должны трудиться осужденные, подлежит согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Такое требование закона обусловлено тем, что на последнюю возложена обязанность исполнения наказания.

Целесообразность использования осужденных на определенных объектах определяется с учетом характера совершенных преступлений, личности осужденных и других обстоятельств.[6]

Основанием для исполнения обязательных работ является приговор суда либо изменяющее его определение или постановление, вступившее в законную силу. Таким основанием может быть также акт помилования или акт об амнистии.

Не позднее 15 дней после поступления соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) осужденные к обязательным работам ставятся на учет УИИ по месту жительства, которые разъясняют им порядок и условия отбывания наказания, направляют их на объекты отбывания наказания.

Обязательные работы назначаются судами не слишком интенсивно: в 2005 г. к данному виду наказания было осуждено 17382 человека (1,5% общего числа осужденных), а за первое полугодие 2006 г. - 21416 человек (2,6%); в 2007 г. динамика интенсивности применения обязательных работ осталась прежней.[7]

Необходимо отметить некоторые проблемы и недоработки исполнения данного вида наказаний в отношении несовершеннолетних - недостаточно продуманный механизм приведения в исполнение этого наказания. Так, например, свободное от основной работы или учебы время законодателем точно не определяется (вечер, выходные или праздничные дни, каникулы и т.д.). Представляется, что перенесение исполнения обязательных работ для учащихся осужденных на летние месяцы повлияло бы на них только положительным образом.

Во-первых, исполнение наказания не повлияет на учебу осужденного, и у него не будет ссылок на различные мероприятия в школе.

Во-вторых, в летнее время он будет занят и не сможет "слоняться без дела"

В-третьих, проблематичной станет его поездка с родителями в отпуск, в деревню к бабушке, другие виды отдыха, что явится для него своеобразным "дополнительным наказанием".

Но нужно отметить также положительные качества этого вида наказания является то, что при его применении решаются многие проблемы нравственно-психологического и социального характера. Во-первых, не приобщаясь к "тюремным традициям", осужденный не успевает отвыкнуть от привычной микросреды, не теряет родственных и социальных связей. Во-вторых, отдельные осужденные сумеют научиться основным правилам письма, чтения, счета, что может послужить основой для их дальнейшего перевоспитания. В-третьих, возмещение своими заработанными средствами, хотя бы частично, нанесенного преступлением вреда поможет несовершеннолетнему более четко уяснить и осознать справедливость уголовно-правового воздействия. Как следствие - отбытое наказание в таком учреждении окажет более эффективное превентивное влияние, чем условное осуждение, так как "не является фантомом, только пугающим того, кто посягает на нормы права, а будет реально ощущаемым последствием такого посягательства". Все это в полной мере относится и к совершеннолетним гражданам.[8]

Итак, обязательные работы – это выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Данный вид наказания актуален в настоящее время в связи с тем, что многие ученые говорят о его эффективном исправительном воздействии на человека. Но есть также и недоработки в российском законодательстве при исполнении данного вида наказания, указанные нами выше, и их необходимо устранять.

2. Условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ


Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ регламентируются в соответствии с общими положениями и принципами исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, закрепленных в нормах Общей части УИК. При этом установленный порядок исполнения и отбывания наказания, общественно полезный труд и общественное воздействие также являются основными средствами исправления осужденных к обязательным работам.

Вопрос о целесообразности отбывания наказания осужденным к обязательным работам на том или ином объекте, определяемом органом местного самоуправления, решается УИИ. Осужденный не может самостоятельно сменить объект обязательных работ либо прекратить их.

При исполнении и отбывании наказания, соответственно субъекты исполнения и отбывания наказания имеют определённые обязанности.

Осужденные к обязательным работам обязаны соблюдать установленные для них ограничения, правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают наказание. Они должны добросовестно относиться к труду, работать на определенных для них объектах в течение установленного судом срока обязательных работ.

В случае изменения места жительства осужденные обязаны ставить в известность об этом УИИ, а также являться по ее вызову. При невозможности отбывания осужденным обязательных работ в ранее определенном для него месте он направляется УИИ в другую организацию. Если осужденный переезжает в другой район, он снимается с учета в УИИ по прежнему месту жительства и ставится на учет в УИИ по новому месту жительства.[9]

Закон не предусматривает нормирования труда осужденных к обязательным работам. Он определяет лишь количество часов, подлежащих обязательной отработке. Поэтому выполнение осужденным определенного объема работ при меньшей затрате времени не означает соответствующего сокращения оставшейся к отбыванию части срока наказания.

С другой стороны, само по себе нахождение осужденного на определенном для него объекте не засчитывается в срок наказания, если он при этом не выполнял порученную ему работу. Более того, это может рассматриваться как нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания. [10]

Осужденные к обязательным работам не могут привлекаться к их отбыванию в течение полного рабочего дня, если даже они не работают. В рабочие дни обязательные работы осужденного не могут превышать более двух часов после окончания основной работы или учебы. В выходные дни и дни, когда осужденный не занят на основной работе или учебе, обязательные работы не могут превышать четырех часов.[11]

Исполнение наказания в виде обязательных работ осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. В свою очередь, на администрацию предприятий и организаций, где работают осужденные, также возложен ряд обязанностей, основная из которых - контроль за выполнением осужденными определенных для них работ.

Администрация должна проследить, чтобы осужденный прибыл в установленное время на работу, выполнил порученное задание и покинул место работы не ранее положенного срока.

О количестве проработанных часов, а также об уклонении осужденного от отбывания наказания администрация организации сообщает уголовно-исполнительной инспекции.

Между администрацией предприятия и осужденным трудовой договор о выполнении обязательных работ не заключается, однако правоотношения, возникающие между ними, частично регламентируются законодательством о труде. Вред, причиненный осужденному в связи с выполнением им обязательных работ, возмещается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.[12]

Нужно сказать, что обязательные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами I группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Все это является следствием трудоспособности человека.

В случаях тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом I группы осужденный вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. В случае наступления беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам. Инспекция разъясняет осужденному его право на обращение в суд с ходатайством, при необходимости оказывает ему помощь в его подготовке.

Законодатель достаточно четко регламентирует время обязательных работ, которое не может превышать четырех часов в выходные и дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе, в рабочие - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

При наличии уважительных причин (например, болезнь осужденного, его близких родственников и др.) инспекция по письменному заявлению осужденного может разрешить ему проработать в течение недели меньшее количество часов. В этом случае инспекция выдает на руки осужденному сообщение для предъявления по месту отбывания обязательных работ.

В соответствии с ч. 3 ст. 88 УК РФ продолжительность исполнения обязательных работ осужденным в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день. [13]

Итак, исполнение и отбывание наказания, включает в себя две основные составляющие: права и обязанности, соответственно осужденных и администрации предприятия или организация, где работают первые. Необходимо отметить, что законодатель походит: - к назначению данного наказания дифференцировано, то есть отдельным категориям граждан оно не применяется; к исполнению данного вида наказания тоже дифференцированно, так при определении вида обязательных работ и объекта, на котором они отбываются, учитываются место жительства, график основной работы и (или) учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки осужденного.

Заключение


Таким образом, положения действующего законодательства РФ о наказании в виде обязательных работ (УК РФ и УИК РФ) не противоречат общепризнанным международным правовым актам в сфере охраны труда как по вопросу запрета на использование принудительного труда, так и по вопросу ограничения осужденных в праве на вознаграждение за труд. Отсутствие в действующем законодательстве согласия осужденного как обязательного условия назначения ему наказания в виде обязательных работ не противоречит нормам международного права и вносит соответствующие изменения в российское законодательство, являясь нецелесообразным. Обязательные работы – это выполнение осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественных работ. Данный вид наказания актуален в настоящее время в связи с тем, что многие ученые говорят о его эффективном исправительном воздействии на человека. Но есть также и недоработки в российском законодательстве при исполнении данного вида наказания, которые необходимо устранять. Исполнение и отбывание наказания, включает в себя две основные составляющие: права и обязанности, соответственно осужденных и администрации предприятия или организация, где работают первые. Необходимо отметить, что законодатель походит: - к назначению данного наказания дифференцировано, то есть отдельным категориям граждан оно не применяется; к исполнению данного вида наказания тоже дифференцированно, так при определении вида обязательных работ и объекта, на котором они отбываются, учитываются место жительства, график основной работы и (или) учебы, состояние здоровья, возрастные особенности и профессиональные навыки осужденного.

Список использованной литературы


1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // под ред. Радченко В.И., М.: «Проспект», 2008.

3. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Трунова И.Л., М.: «ЭКСМО», 2006.

4. Новый подход законодателя к концепции назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и несвязанного с лишением свободы // Завидов Б.Д. , Подготовлен для системы Консультант Плюс.

5. Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России // «Вопросы ювенальной юстиции», 2008, №1.

6. Лядов Э.В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2007, №3.

7. Сергеева В.В. Международно-правовая основа наказаний в виде обязательных работ // «Российский следователь», 2007, №1.


[1] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008.

[2] Сергеева В.В. Международно-правовая основа наказаний в виде обязательных работ // «Российский следователь», 2007, №1.

[3] Новый подход законодателя к концепции назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и несвязанного с лишением свободы // Завидов Б.Д. , Подготовлен для системы Консультант Плюс.

[4] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008.

[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации // под ред. Радченко В.И., М.: «Проспект», 2008.

[6] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Трунова И.Л., М.: «ЭКСМО», 2006.

[7] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008..

[8] Кольцов М.И. К вопросу о необходимости введения ювенальной юстиции в России // «Вопросы ювенальной юстиции», 2008, №1.

[9] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Зубкова А.И., М.: «НОРМА», 2008.

[10] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Трунова И.Л., М.: «ЭКСМО», 2006.

[11] Новый подход законодателя к концепции назначения и исполнения уголовного наказания, как связанного, так и несвязанного с лишением свободы // Завидов Б.Д. , Подготовлен для системы Консультант Плюс.

[12] Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации // под ред. Трунова И.Л., М.: «ЭКСМО», 2006.

[13] Лядов Э.В. К вопросу об исполнении наказания в виде обязательных работ // «Законы России: опыт, анализ, практика», 2007, №3.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты