Исполнительная ветвь власти

1.3 Признаки органов исполнительной власти


Важным звеном механизма, через который государство реализует большинство своих функций, являются органы исполнительной власти. Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными признаками, позволяющие составить точное представление о них. К таковым признакам относятся:

Ø  1.Орган исполнительной власти является частью системы государственных органов;

Ø  2.Исполнительные органы обладают своим статусом, закреплённым в нормативном акте;

Ø  3.Органы исполнительной власти обладают определённой организационной структурой;

Ø  4.Органам исполнительной власти свойственна определённая самостоятельность;

Ø  5.Органы исполнительной власти действуют от имени государства;

Ø  6.Органы исполнительной власти наделены компетенцией и властными полномочиями, необходимыми для выполнения возложенных на него задач;

Ø  7.Органы исполнительной власти являются подзаконными органами, ориентированными не деятельность на основе и во исполнения закона;

Ø  8.В процессе исполнения законов органы исполнительной власти принимают свойственные только им правовые акты;

Ø  9.Органы исполнительной власти действуют на основе принципов государственной службы;

Ø  10.Органы исполнительной власти являются структурно-организованными;

Ø  11.Образование, реорганизация и ликвидация исполнительных органов осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.[3]

 

1.4 Классификация органов исполнительной власти


Вопрос о системе органов исполнительной власти, так же как и о критериях классификации данных органов, хорошо разработан в юридической литературе. В связи с этим классификация органов исполнительной власти проводится по 4 основным критериям:

I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ выделяются:

1. федеральные органы исполнительной власти;

2. органы исполнительной власти субъектов;

II. В зависимости от объёма и характера компетенции различаются:

1. органы общей компетенции;

2. органы специальной компетенции;

3. органы отраслевой компетенции;

4. органы внутриотраслевой компетенции;

5. органы межотраслевой компетенции;

6. органы смешанной компетенции;

III. По организационно-правовым формам органы исполнительной власти подразделяются на:

1. правительства;

2. советы министров, имеющие статус правительства;

3. министерства;

4. государственные комитеты;

5. комитеты;

6. службы;

7. главные управления;

8. управления;

9. инспекции;

10. агентства;

11. департаменты;

12. администрации;

13. мэрии;

14. отделы;

15. другие органы исполнительной власти;

IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

1. единоначальные;

2. коллегиальные.



Глава 2. Механизм осуществления исполнительной власти

 

2.1 Понятие и сущность механизма осуществляющего исполнительную власть


Исполнительная власть - относительно самостоятельная ветвь власти. Она выступает в качестве организующей целенаправленной деятельности системы исполнительно-распорядительных органов государственной власти.

Говоря о сущности исполнительной власти, кажется, что «водораздел» между законодательной и исполнительной властями проходит в области соотношения двух моментов: решения и исполнения. Деятельность органов исполнительной власти направлена на исполнение решений, принятых представительными и законодательными органами. При этом исполнительные органы принимают свои решения, направленные на организацию исполнения актов законодательной власти.

Анализируя механизм исполнительной власти, следует иметь в виду, что она осуществляется во взаимодействии с большим числом социальных систем и сама является таковой. Это предполагает учет человеческого фактора в процессе изучения исполнительной власти.

Любая организация, - это социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и формирование высоко-формализованных структур на основе специализации или разделения труда. Учитывая это обстоятельство, следует иметь в виду, что каждый орган исполнительной власти как социальная организация является элементом более крупной системы (более Крупной организации), системы органов исполнительной власти.

И в рамках вышеназванной системы между ее управляемым и управляющим элементами возникают разнообразные связи. Эти связи реализуются через потоки информации, в которых выражается процесс осуществления функций.

Функционирование органов исполнительной власти - но прежде всего их взаимодействие, воздействие друг на друга.

Особенности функционирования той или иной системы определяются содержанием ее деятельности. Находясь в системе, управляющие и управляемые органы воздействуют друг на друга, причем характер воздействия одних на другие не одинаков.

Один из элементов - управляющий - в результате целого ряда объективных условий его существования и местонахождения в иерархической системе органов управления имеет приоритет в воздействии на управляемый элемент, поскольку любые социальные системы могут существовать лишь при условии функционального неравенства их элементов.

Приоритет управляющего элемента общественной системы в воздействии на управляемый объект всегда согласуется с объективными факторами (социально-экономическими возможностями и интересами людей) и в известной мере определяется ими.

Функциональное неравенство органов исполнительной власти обеспечивает единство системы органов, которое организационно закрепляется структурой системы. Структура, как правильно, представляет собой количественный и качественный состав элементов системы, способ организации их связей, особенности их взаимодействия.

Каждый элемент системы обладает определенным функциональным свойством, то есть способен осуществлять только присущий ему комплекс функций.

Большинство ученых под функцией понимают целенаправленную деятельность органа (элемента системы) управления. Если согласиться с этой общепринятой в литературе гонкой зрения, то может возникнуть вопрос: обладает ли функциональными свойствами орган управления (элемент системы) в тот момент, когда он не осуществляет определенную целенаправленную деятельность? Конечно же, обладает, поскольку при необходимости в любой момент он может осуществить эту функцию. Таким образом, возникает необходимость различать два понятия: «функция управления» и «осуществление (реализация) функции управления».

Под функцией управления в общественных системах следует понимать потенциальную возможность, а в ряде случаев и обязанность действовать определенным образом в целях достижения каких-то заранее предусмотренных (запланированных) результатов.

Такая целенаправленная потенциальная возможность и обязанность органа управления действовать определенным образом не безгранична. Она определена объективными условиями развития общества (социально-экономическими факторами) и теми задачами, которые ставятся перед органами исполнительной власти. Функции, как правило, закрепляются в компетенции органа управления (совокупности его прав, обязанностей и предмета ведения).

Понятие же «осуществление (реализация) функции управления» обозначает целенаправленную деятельность органа управления, которая осуществляется в данный промежуток времени и направлена на определенный объект (управляемый элемент системы) или группу объектов. Исполнительная власть является одним из видов социального управления. Выяснением его сущности занимались многие ученые, преимущественно представители науки административного права. Ими сформулированы основные признаки этого вида социального управления, отражающие его сущность.

Одним из признаков исполнительной власти является то, что она осуществляется специальной системой органов.

Другим признаком исполнительной власти является то, что эта деятельность носит организующий, исполнительно-распорядительный характер. Исполнительно-распорядительная деятельность органов исполнительной власти представляет собой повседневную работу этих органов и связана с решением задач, стоящих перед системой органов исполнительной власти.

Для любого органа исполнительной власти исполнение предписаний органов законодательной власти и распорядительство в пределах своей компетенции являются непрерывным процессом. По своему содержанию этот процесс творческий, он выступает как организующая деятельность, направленная на практическое осуществление функций государства. Организующая деятельность имеет место и в работе других органов государства (органов законодательной власти, суда, прокуратуры).

Для органов исполнительной власти исполнительно-распорядительная деятельность является основной; они выступают как исполнительно-распорядительные органы государственной власти. Такая же организующая работа (планирование, подбор и расстановка кадров, учет, контроль и т.д.) других органов государства выступает для них в качестве вспомогательной, способствующей эффективному выполнению основных задач. Так, органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью. Это их основная задача, наряду с которой эти органы реализуют и функции внутреннего управления.

Третьим признаком исполнительной власти является то, что она представляет собой юридически властную деятельность. Органы, ее осуществляющие, образуются и действуют от имени государства, а нрава, которыми они наделяются, выступают как государственно-властные полномочия.

В общей форме содержание государственно-властных полномочий органов исполнительной власти складывается из четырех элементов:

а) права издавать от имени государства отдельные юридические акты;

б) права обеспечить реализацию юридических актов применением от имени государства мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения;

в) права осуществлять от имени государства надзор (наблюдение, контроль) за исполнением юридических актов;

г) права защищать юридические акты от нарушения путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.

Четвертым признаком исполнительной власти является наделение государством органов управления правом самостоятельно устанавливать правила поведения (нормы права), обязательные не только для нижестоящих органов системы исполнительной власти (нормативные акты внутреннего действия), но и для непосредственно неподчиненных (нормативные акты внешнего действия).

Следует отметить еще один, пятый, признак исполнительной власти - ее подзаконность. Органы исполнительной власти действуют строго на основе законов: они могут выполнять только такие задачи и осуществлять такие полномочия, которые отнесены к их компетенции.

Исполнительная власть носит государственно-управленческий характер. Неслучайно поэтому в советской литературе (прежде всего административно-правовой) она именовалась как государственное управление. С развитием демократических институтов государственно-управленческий характер исполнительной власти обретает свойство государственного регулирования, хотя в некоторых сферах (оборона, безопасность, охрана общественного порядка) она имеет ярко выраженный государственно-управленческий характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты