Процесс унификации законодательства начался в Ш. по существу лишь с принятием в 1874 г. Конституции, и в особенности с внесением в нее в 1898 г. поправок, предусматривающих расширение полномочий федерации и передачу в ее ведение основных вопросов гражданского и практически всех вопросов уголовного права. В том же 1874 г. был издан Закон о гражданском состоянии и браке, а в 1881 г. - федеральный Обязательственный кодекс, которым регулировался широкий круг правовых вопросов, прежде всего относящихся к торговле. Обязательственный кодекс, составленный с участием видного швейцарского юриста И. Блюнчли, преследовал цель облегчить гражданский оборот между разноязычными кантонами, ориентирующимися либо на французское, либо на германское, либо на австрийское право. Тенденции к унификации законодательства в масштабе всей страны выявились и в проекте обще швейцарского ГК, принятого в 1907 г. Он был подготовлен известным швейцарским цивилистом Е. Губером на базе тщательного изучения системы и истории гражданского права кантонов с учетом опыта законодательства в области гражданского права других европейских государств. Швейцарский ГК стал заметной вехой в истории буржуазного гражданского права. В некоторых странах, например в Турции, он служил образцом при подготовке реформы национального законодательства. Этому в немалой степени способствовали простота и четкость формулировок кодекса, поскольку он был составлен в расчете на понимание не только юристами, но и обычными гражданами (а также непрофессиональными судьями). К тому же кодекс подлежал переводу и изданию на всех трех "официальных" языках - немецком, французском и итальянском. ГК вступил в силу лишь с 1912г., поскольку с его принятием потребовалось внести немало изменений в законодательство как федерации,так и кантонов, в каждом из которых были изданы довольно пространные законы о введении кодекса в действие.В результате в компетенции кантонов остались лишь отдельные, не столь существенные вопросы (например, регулирование имущественных отношений между соседями, между братьями и сестрами и др.). К настоящему времени принято несколько десятков поправок к Конституции 1874 г., с помощью которых компетенция федерации все более и более расширялась. К полномочиям органов федерации отнесено решение важнейших вопросов государственной жизни, законодательство по вопросам финансов, промышленности, транспорта, связи, труда, социального страхования, гражданского и уголовного права. Компетенция кантонов, хотя и имеющих свои конституции, ограничивается по некоторым из названных вопросов лишь возможностями издавать нормативные акты, детализирующие либо дополняющие федеральное законодательство. Наиболее важный предмет, сохраняющийся в ведении кантонов, - регулирование вопросов судоустройства, судебной процедуры по гражданским и уголовным делам и деятельности полиции. Среди источников швейцарского права основная роль принадлежит законодательству, и в первую очередь - Конституции. Предложения об изменении конституции, так же как об издании иных союзных законов общегосударственного значения, должны ставиться на всенародное голосование, если этого потребуют путем сбора подписей 30 тыс. граждан либо власти 8 кантонов и полукантонов (факультативный референдум). Однако правительство может объявить внесенный им законопроект "срочным" и тем самым избежать референдума. В последние десятилетия все больше распространяется издание подзаконных актов (ордонансов) правительством либо, по его поручению, департаментами федерации. После второй мировой войны была проведена большая работа по кодификации действующего федерального законодательства, закончившаяся изданием тщательно подготовленного Систематического собрания законов федерации, принятых за период с 1848 по 1947г. Те законодательные акты, которые не вошли в 14 томов Систематического собрания, с 1 января 1953 г. (дата вступления Собрания в силу) считались утратившими силу. Законодательные акты, принятые после 1947 г., публикуются в хронологических собраниях и в дополнениях к томам Систематического собрания. С 1986 г. федеральное законодательство публикуется не только на французском, немецком и итальянском языках, как это было установлено ранее, но и на ретороманском языке. Свои собрания законов имеют и кантоны: во многих из них существует весьма давняя традиция издания хорошо подготовленных сборников такого рода. Публикуются они, как правило, на языке большинства населения соответствующего кантона. Наряду с законодательством источником права в Ш. могут служить местные и торговые обычаи, когда это непосредственно предписывается ГК либо если обнаруживаются пробелы в законе. При определенных условиях в качестве источника права могут выступать и судебные решения, прежде всего вынесенные Федеральным судом. ГК допускает, что при наличии пробелов в законе судьи вправе "замещать" законодателя. Гражданское право и смежные с ним отрасли права. В регулировании отношений в сфере гражданского и торгового права решающая роль и в настоящее время принадлежит Гражданский Кодекс 1907 г. с дополняющими его законами и подзаконными актами.
Гражданский кодекс состоит из небольшой вводной главы (10 статей) и 4 частей, в которых регулируются следующие вопросы: физические и юридические лица (часть I), семейное право (часть II), наследственное право (часть III), вещное право, включая вопросы собственности, ограничения имущественных прав и владения (часть IV). В качестве раздела (или части V) в ГК нередко включается самостоятельный Обязательственный кодекс 1881 г.. подвергшийся существенной переработке в 1911 и 1936 гг. Он в свою очередь состоит из разделов, содержащих общие положения, нормы, регулирующие отдельные виды договоров, обязательства из правонарушений, право торговых обществ, в том числе ТОО, правовой режим ценных бумаг и др. Для швейцарского ГК характерно предоставление участникам правоотношений, и прежде всего частным собственникам и их объединениям, весьма широких возможностей при заключении договоров, создании юридических лиц и т.д. Ограничения диктуются лишь необходимостью соблюдать наиболее важные интересы государства и общества. Кодекс предусматривает достаточно широкие пределы судейского усмотрения. Существенная особенность швейцарского законодательства последних десятилетий - нередко одновременное регулирование материального и процессуального права(например, в 1985 г. вступили в силу такого рода дополнения к ст. 28 ГК относительно защиты личных прав граждан). В последние годы начался процесс пересмотра норм ГК, регулирующих вопросы семейного права и наследования. Расширены права замужних женщин, в том числе при наследовании (законы 1984 и 1987 гг.), готовится реформа в области процедуры развода и его правовых последствий.
4. Торговое право
Торговое право и деятельность компаний регулируются нормами ГК и в особенности Обязательственного кодекса, а также рядом иных ФЗ: о банках 1934 г. (содержит нормы об охране "банковской тайны", разглашение которой объявлено преступлением), о картелях 1985 г., о недобросовестной конкуренции 1986 г. (имеет целью создание условий для справедливой конкуренции "в интересах всех участников торгового оборота"). В федеральной компетенции находится регулирование основных вопросов трудового права. С 1911 г. в Обязательственном кодексе содержатся нормы о коллективном трудовом договоре. Эти нормы неоднократно подвергались изменениям (в частности, в результате реформы 1956 г.), и ныне в основном именно коллективным договором определяются заработная плата и условия труда рабочих (некоторые положения об охране труда сформулированы в кантональном законодательстве). Распространена практика, по которой в коллективных договорах предприниматели берут на себя обязательство не прибегать к локаутам, а работники вынуждены в ответ отказываться от своего права на проведение забастовок.. Вопросы социального страхования регулируются большей частью на уровне законодательства федерации, однако относительно некоторых видов страхования кантоны вправе самостоятельно определять, насколько оно обязательно. Системы социального страхования, финансируемые совместно 4)едеральными и кантональными властями, частными учреждениями и общественными организациями, а также самими застрахованными, получили развитие лишь после второй мировой войны. Выплачиваются пенсии и пособия по старости, по случаю потери кормильца, по инвалидности, болезни и др. С 1951 г. введены страхование от несчастных случаев на производстве и выплата пособий по безработице. Вопросы охраны окружающей среды регулируются в III как законодательством федерации, так и нормативными актами кантонов. В 1971 г. создано Федеральное управление охраны окружающей среды, соответствующие органы учреждены и в каждом кантоне. На уровне законодательства федерации наибольшее значение в этой области имеют следующие акты: об охране вод - 1955 и 1972 гг., об охране природы и ландшафта - 1966 г., о национальных парках - 1980 г., об охоте и охране птиц и млекопитающих - 1986 г. и, наконец, принятое в 1988 г. постановление о чрезвычайных мерах по сохранению лесов. Поскольку Конституция Ш. оставила в ведении кантонов вопросы правосудия, в стране действуют 26 кантональных гражданских процессуальных кодексов и соответствующий федеральный законодательный акт, регулирующий процедуру разбирательства дел в Федеральном суде. Кодексы эти принимались в разное время и отражают местные особенности, но имеют и немало общего: во всех признается возможность свободного формулирования сторонами своих исковых требований и допускается достаточно активная роль судьи, в частности при разбирательстве исков по семейным делам и мелких имущественных споров, если стороны не представлены адвокатами. Процедура арбитража, к которой нередко прибегают участники торговых сделок, ныне регулируется межкантинальной арбитражной конвенцией 1969 г. (к ней присоединились почти все кантоны). Уголовное право. Развитие уголовного права в Ш. после упразднения в 1803 г. Гельветической республики и ее законодательства определялось противоречивыми тенденциями - партикуляризмом (первоначально более сильная) и унификацией законодательства кантонов, которая диктовалась потребностями более эффективной борьбы с преступностью (в конечном счете она и возобладала). Некоторые кантоны после 1803 г. сохранили у себя УК Гельветической республики, другие объявили своим действующим уголовным и процессуальным законом средневековую "Каролину", в ряде кантонов были изданы в 1803- 1848 гг. собственные УК, составленные под сильным влиянием законодательства соседних государств, прежде всего французского УК 1810 г., австрийского УК 1803 г., баварского УК 1813 г.
5. Принятие нового Уголовного кодекса Швейцарии
За принятием Конституции 1848 г., передавшей в ведение Союза некоторые вопросы уголовного законодательства, последовало издание в 1853 г. Закона об уголовном праве Швейцарского Союза. Этот закон состоял из Общей и небольшого числа норм Особенной части об ответственности за общегосударственные преступления. Его принятие стимулировало обновление УК многих кантонов (некоторые из них следовали образцу германского УК 1871 г.). Однако в двух кантонах даже в XX в. продолжало действовать обычное уголовное право. В конце XIX в. в Ш. начались работы по подготовке проекта общего УК, который должен был полностью заменить собой кантональные УК. Эти работы возглавил бернский профессор Карл Штосе. Его проект в 1896 г. был одобрен экспертной комиссией. В результате после всенародного референдума в Конституцию Ш. в 18§8 г. была включена ст. 64-бис, провозгласившая, что "Союз имеет право законодательства по вопросам уголовного права". Однако издание общешвейцарского УК, несмотря на наличие проекта К. Штосса, задержалось на несколько десятилетий, в течение которых был составлен еще не один предварительный проект. После обсуждения, начавшегося в 1928 г. и закончившегося в 1937 г.. Федеральное собрание одобрило текст "гражданского уголовного" (как его называют в отличие от военно-уголовного) кодекса. В противоположность ГК 1907 г. его пришлось поставить на всенародный референдум, поскольку этого потребовали около 70 тыс. избирателей. В ходе референдума "за" высказалось 53% участников голосования. Кодекс вступил в силу с 1 января 1942 г., после того как власти каждого кантона издали законы о введении его в действие и применении в соответствующем кантоне. В ведении кантонов (согласно ст. 335 УК) осталось только установление наказаний за некоторые малозначительные уголовные деяния, не предусмотренные федеральным УК, за нарушение кантональных административных и процессуальных предписаний, а также местного налогового законодательства. В швейцарском УК нашли отражение противоречивые тенденции в развитии буржуазного уголовного законодательства, связанные прежде всего с идеями социологической школы уголовного права, одним из видных представителей которой был К. Штосе.
6. Судебная практика Швейцарии
При отсутствии в законе соответствующего положения судья должен решить дело согласно обычному праву, а при отсутствии обычая – согласно правилам, которые он установил бы, будучи законодателем» (ст.1.ШГК)[4].
Кодекс установил широкие пределы судейского усмотрения при выборе наказания или названных мер. Вместе с тем введение его в действие было связано с осуществлением ряда либеральных реформ: отменялась смертная казнь (до этого она сохранялась в некоторых кантонах), расширялось применение условного осуждения и условного досрочного освобождения и др. Противоречивость тенденций развития швейцарского уголовного законодательства проявляется и в реформах, которым подвергся кодекс после его вступления в силу. Так, в 1950 г. усилены наказания за преступления "политического характера" и одновременно расширены возможности вынесения условных приговоров. В 1966г. в текст УК внесены нормы, направленные на усиление воспитательного воздействия лишения свободы, назначаемого несовершеннолетним и молодым людям в возрасте до 25 лет. В 1971 г. проведена большая реформа системы наказаний: по существу, отменены различия в условиях содержания в каторжной тюрьме и при "обычном" тюремном заключении, предусмотрено широкое применение режима "полусвободы" для заключенных, отдельное содержание лиц, впервые приговоренных к лишению свободы, и т.п. Последующие реформы уголовного законодательства касаются главным образом изменений в Особенной части УК (усилены наказания для участников вооруженных ограблений и других насильственных акций). В кантонах действуют свои законы о судоустройстве и уголовно-процессуальные кодексы, большинство из которых были существенно обновлены после второй мировой войны. В ходе этих реформ расширены некоторые права обвиняемого, но одновременно существенно упрощена процедура разбирательства дел о малозначительных преступлениях, в частности установлена возможность применения штрафных санкций органами полиции без передачи дела в суд. В сфере регулирования кантональных властей находятся также вопросы исполнения наказаний, в том числе связанных с лишением свободы, хотя ряд весьма важных норм в этой области был включен за последние десятилетия в обще швейцарский УК. Исследования по вопросам права проводятся в основном под эгидой юридических факультетов университетов в Базеле (основан в 1460 г.), Берне, Женеве, Лозанне, Невшателе, Фрибуре и Цюрихе. Преподавание в них ведется на немецком либо французском языке (во Фрибуре - на обоих).
Ко времени появления швейцарских кодификаций уже налицо были все факторы, приведшие к изменению роли судебной практики, к пониманию того, что реализация идеи верховенства закона, ограничение функций суда лишь вынесением решении по конкретному делу на основе толкования и применения норм закона уже невозможны. Заведомо признается наличие пробелов в законе. Предписания закона должны быть такими, чтобы их можно было легко приспособить к новым, изменяющимся условиям, а это — дело суда. Предписания не должны сдерживать инициативу суда, который в случае необходимости может и дополнить, и даже изменить закон. Данная концепция правотворческой роли суда нашла свое закрепление в ст. 1 Швейцарского гражданского кодекса: «Закон имеет применение ко всем правовым вопросам, к которым он относится по букве или по смыслу какого-либо своего предписания. При отсутствии в законе соответствующего предписания судья должен вынести решение согласно обычному праву, а при отсутствии обычая — согласно правилам, которые он установил бы, будучи законодателем. Он следует при этом взглядам, принятым в доктрине и судебной практике».
Таким образом, судья при вынесении решения не только обязан руководствоваться судебной практикой, но при наличии пробела в законе должен создать предписание, идентичное правовой норме, такое, которое в будущем может быть применено как любая другая правовая норма.
Весьма существенным для характеристики швейцарских кодификаций является и тот факт, что в Швейцарии (в противоположность Германии) не было дворянства, заинтересованного в сохранении феодальных норм. В то же время необходимо было учесть требования фермеров, ремесленников, которые вели патриархальное хозяйство, но были вовлечены в капиталистический оборот, что вызывало необходимость создания новых правовых норм, соответствующих таким требованиям. Законодатель не пошел по пути издания двух отдельных кодексов, исходя прежде всего из того, что принципы, которые в прошлом были специфическими для торгового права, к началу века приобрели более общий характер и должны были лежать в основе общих норм гражданского права, что и было сделано применительно к обязательственному праву. И лишь предписания о торговой регистрации, счетоводстве и некоторые другие, хотя и были помещены в тот же законодательный акт, сохранили характер специальных норм, применяющихся в связи с торговой деятельностью.
Законодатель учел и другое требование, связанное со специфическими условиями Швейцарии, а именно патриархальный характер внутрисемейных отношений, тесно связанный с отношениями собственности. Соответствующие отношения нашли отражение в кодексе как в нормах, посвященных праву собственности (различные формы собственности совместной, производственной и семейной), так и в нормах семейного права (особое положение главы семьи, неравноправное положение замужней женщины). Система швейцарских кодификаций, а также их язык очень просты и доступны пониманию. Как гражданский кодекс, так и обязательственный закон не раз подвергались изменениям. Наиболее существенные изменения были произведены в 1936—1937 годах и касались главным образом специфических норм торгового права. Впоследствии были внесены изменения в регулирование отдельных договоров. R "0-е годы были изменены многие предписания ШГК о физических лицах и семейном праве.
Швейцарский гражданский кодекс и Швейцарский обязательственный закон (в редакции 1911 г.) были восприняты Турцией в 1962 году[5].
Заключение
В своей курсовой работе я попыталась дать точное определение гражданскому и торговому праву Швейцарии, и описала их источники насколько мне позволили источники. К сожалению, каких-либо более точных источников мне не удалось отыскать, т. к . при написании курсовой я пользовалась, в основном литературой с библиотеки Академии, а там есть не все, что хотелось бы. Еще, при написании данной курсовой работы мне очень помогли источники, которые дал нам на лекциях преподаватель, который начитывал лекции – А. А. Кабанов.
Также, в своей работе, я дала определение и источники уголовному праву и судебной практики Швейцарии, потому, что, указать источник просто гражданского и торгового права было бы не совсем точным без упоминания об остальных кодексах– все они взаимосвязаны и происходят один от другого.
Список используемой литературы и источников
1. Швейцарский Гражданский Кодекс
2. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Под. общ. ред. В.В. Безбаха и проф. В.К. Пучинского. Учебник для вузов. М., МЦФЭР. 2004г.
3. Богатых Е. Гражданское и Торговое право. Учебное пособие. М., Контракт. 2000г.С.25
4. А.А. Кабанов Гражданское и торговое право зарубежных стран Вопросы и ответы. С-Пб., 2006г.
5. Лекции на электронном носителе А.А. Кабанова.
6. polkaknig@narod.ru ICQ 47-48-49-132 © 2005-2009
[1] Гражданское и торговое право зарубежных стран. Под общ. Ред. Проф. В. В. Безбаха и проф. В. К. Пучинского . Учебник для вузов. М., МЦФЭР 2004г. С. 178
[2] Лекции на электронном носителе А. А. Кабанова.
[3] А. А. Кабанов Гражданское и торговое право зарубежных стран. Вопросы и ответы. С-Пб;2006
[4] Е. Богатых Граждансок и Торговое право. Учебное пособие. М., Контракт. 2000г.С.25
[5] polkaknig@narod.ru ICQ 47-48-49-132 © 2005-2009
Страницы: 1, 2