Источники права социального обеспечения

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно-взаимосвязанных правовых институтов и норм, имеющих определенную структуру в соответствии со спецификой регулируемых ими общественных отношений. Большинство норм права социального обеспечения имеют управомачивающий характер. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно необходимых потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и в других случаях. При этом используется разрешительное регулирование – субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.

Под принципами права социального обеспечения понимаются руководящие идеи, которыми следует руководствоваться при наличии пробелов в законодательстве для решения того или иного вопроса.

Наука права социального обеспечения выделяет внутриотраслевые и отраслевые принципы.

К внутриотраслевым относятся следующие принципы:

-              каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;

-              каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

-              каждый застрахованный по обязательному государственному пенсионному страхованию имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком, с которого уплачивались страховые взносы;

-              финансирование государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе солидарности, включая солидарность поколений и отраслей экономики;

-              средства обязательного государственного пенсионного страхования используется исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных по правилам и нормам, установленным законодательством.

В качестве основных отраслевых принципов можно выделить следующие:

-              всеобщность социального обеспечения;

-              финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета;

-              дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатические зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

-              универсальность и комплексность, то есть гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом.

Круг источников права социального обеспечения очень многообразен. Отражая развитие отрасли, он постоянно расширяется. В настоящее время в него входит не только собственно белорусское законодательство, но и ратифицированные Республики Беларусь международно-правовые акты по вопросам социального обеспечения.

Новыми источниками права социального обеспечения являются Соглашения Независимых Государств, устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. Подписав соглашение, государства договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении, закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели право на пенсию на территории бывших республик СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Законам принадлежит главная роль в регулировании отношений по социальному обеспечению. В настоящее время уже принято большое количество законов по различным институтам социального обеспечения, которые раньше находились вне пределов законодательного оформления.

Особое место в системе законодательных актов по социальному обеспечению занимают Указы Президента Республики Беларусь, имеющие нормативный характер и восполняющие пробелы в действующем законодательстве.

Постановления Правительства Республики Беларусь не только координируют деятельность органов государственной власти по реализации принятых законов и Указов Президента, но и определяют стратегию социальной защиты отдельных категорий граждан.

К числу специальных нормативных актов, регулирующих порядок обеспечения граждан пенсиями и пособиями, относится Закон Республики Беларусь:

«О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями. Данный закон в ст.1 закрепил право граждан Республики Беларусь на государственное пенсионное обеспечение. Право на пенсию наравне с гражданами республики, если иное не предусмотрено законодательством, получили также постоянно проживающие на ее территории граждане других государств и лица без гражданства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

Республикой Беларусь заключены следующие соглашения: Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников СНГ от 15 мая 1992 г., Двусторонние соглашения с Литовской Республикой от 14 апреля 1994 г., Молдовой от 12.09.1995 г., Украиной от 14.12.95 г. о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения; Всеобщая Декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах…

К другим нормативным актам относятся: Список № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 408 (с изменениями и дополнениями).

Пенсионное обеспечение некоторых граждан Республики Беларусь имеет определенные особенности, установленные отдельными законодательными актами. Так, условия нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей регулируется Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел» от 7 декабря 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Пенсионное обеспечение лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и членов их семей производится с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 22 февраля 1991 г. Пенсионное обеспечение служащих государственного аппарата осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом Республики Беларусь «Об основах службы в государственном аппарате» от 23 ноября 1993 г. Пенсионное обеспечение Президента, депутатов Парламента и других высших должностных лиц государства осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных специальными законодательными актами.

Нормативные акты о пенсиях за выслугу лет (работникам просвещения и здравоохранения, творческим работникам, работникам авиации и летно-испытательного состава и др.): Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 1992 г. № 758 «Об условиях назначения пенсий отдельным категориям работников авиации и летно-испытательного состава», с последующими изменениями и дополнениями. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям медицинских и педагогических работников, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1992 г. № 724 и др.

Нормативные акты о пенсиях научным работникам. Их пенсионное обеспечение регламентируется Положением о пенсионном обеспечении работников науки.

Право граждан на пособия и условия их предоставления, порядок выплат закреплены как в законах, так и подзаконных актах. Виды пособий отражены в Конституции Республики Беларусь, в Законе «Об основах государственного социального страхования», в Законе «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» от 30 октября 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями, в Положении о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 г. с изменениями и дополнениями, Трудовой кодекс Республики Беларусь и др.

Важными источниками права социального обеспечения в Беларуси являются также подзаконные акты и локальные нормы. Это нормативные акты по материально-бытовому и жилищно-коммунальному обслуживанию.

Нормативные акты по трудоустройству и профессиональному обучению инвалидов делятся на две основные группы:

-              по применению труда инвалидов и других категорий нетрудоспособных граждан;

-              по профессиональному обучению и переобучению этих лиц.

Нормативные акты по медицинскому обслуживанию инвалидов и о медико-реабилитационных экспертных комиссиях (МРЭК).

Нормативные акты по транспортному обеспечению инвалидов (спец.транспорт и пользование общественным транспортом).

Нормативные акты по оказанию протезно-ортопедической помощи (Инструкция о порядке снабжения населения протезно-ортопедическими изделиями).

Нормативные акты о порядке содержания и обслуживания престарелых и инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты (Типовое Положение о доме престарелых-инвалидов).

Нормативные акты по налогам и сборам (Закон о подоходном налоге с граждан…)

Локальные нормативные акты по вопросам социального обеспечения, издаваемые предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и колхозами, регулируют отношения по социальному обеспечению рабочих, служащих и колхозников за счет средств предприятий и колхозов на основе действующего законодательства о социальном обеспечении. Так, при заключении коллективного договора администрация предприятия, учреждения или организации и профсоюзный комитет предусматривают пункты по вопросам социального страхования рабочих и служащих, оказания помощи за счет средств фонда социально-культурных мероприятий.

Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 2 февраля 2001 года № 49 предусмотрено членам колхоза, за счет собственных средств можно производить доплаты по всем видам пенсии и пособий, а также устанавливать персональные пенсии ветеранам колхозного производства, оказывать материальную помощь членам колхоза.


Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты