88. Роль государства в обеспечении законности и правопорядка
Законность— это общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. Подлинная, реальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определённом этапе развития общества. Особенности правопорядка: 1 Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. 2 Это порядок, предусмотренный нормами права. 3 Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, претворения их в жизнь, является итогом правового регулирования. 4 Он обеспечивается государством. Принципы: 1. Определенность правопорядка – это не расплывчатый, а определенный порядок. 2. Системность – это определенная система общ-ых отношений. 3. Организованность – создается в результате организующей деятельности гос-ва. 4. Гос-ая гарантированность – обеспечивается гос-ом. 5. Устойчивость правопорядка – правопорядок единый на всей территории страны.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества. Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
89. Проблемы классификации правовых систем современности
Правовые семьи – определенные совокупности правовых систем, выделяемые на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В основу классификации правовых семей положены различные факторы (исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, культурно-правовые, религиозно-этические и комплексные), в связи с чем существует многообразие позиций, точек зрения и классификаций правовых семей (систем). Одна из самых распространенных – классификация правовых семей Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающей религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающей в качестве основной составляющей источники права, выделения трех основных семей: романо-германской, англосаксонской, и социалистической. Другая классификация была предложена К. Цвайгертом и Г. Котцем. В основу этой классификации складывается из пяти факторов: происхождение и эволюция правовых систем, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа источников права и способы их толкования, идеологические факторы. На основе этого различаются следующие “правовые круги”: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индуистское право.
Во всех перечисленных случаях не учитывается марксистско-ленинская типология права, в основе которой лежит критерий общественно-экономической формации (рабовладельческое право, феодальное право, буржуазное право, социалистическое право). Многофакторная классификация правовых семей построена на основе трех взаимосвязанных критериев. Такими критериями являются: исторический генезис правовых систем, система исторического права и структура правовой системы. В соответствии с указанными критериями выделяют несколько правовых систем: романо-германскую, правовую семью общего права, скандинавскую правовую семью, латиноамериканскую, мусульманскую, индусскую, дальневосточную правовую семью и семью обычного права.
90. Современное государство и церковь: правовое регулирование их взаимоотношений
В период распада первобытнообщинного общества и возникновения Г происходит разделение социальных норм на религию и правовую мораль. Огромное влияние религия оказала на рабовладельческое общество. Все древние народы дают божественное объяснение и обоснование святым законам. Переход к феодальной эпохе был связан с четким оформлением мировых религий. Развивается каноническое право, все прочнее утверждаются нормы шариата. В России эпизодические попытки православной церкви усилить свое влияние на Г вначале особого успеха не имели. Создание государственной системы управления церковью существенно ограничивало свободу православной церкви. В дореволюционной России реформой начала XVIII в. была установлена гос. церковность в лице православия. Будучи частью госаппарата церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимостью, получала субсидии. С приходом Сов. власти церковь отделилась от Г, упразднились все формы союза церкви и Г. В настоящее время в России конституцией каждому гражданину гарантируется свобода вероисповедования, включая право не исповедовать никакой. Закон «О свободе вероисповедования» реализует право на реализацию убеждений, религиозные объединения и религиозную деятельность. Религиозные объединения определяются как добровольные объединения совершеннолетних граждан, образованные в целях совместного осуществления прав граждан на свободу вероисповедования.
91. Особенности законодательства в социальном государстве
Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину существования достойного человека.
Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый человек должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать предполагает прежде всего наличие работы. Социальное государство предусматривает в этой связи существование права на труд.
92. Правовое положение личности в демократическом государстве
Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Таким образом, правовой статус личности в демократическом обществе обеспечивает координацию действий личности и государства, социальной системы в целом. Правовой статус основан на принципах, которые присущи всему праву: демократизме, уважении прав и достоинства личности, равноправии, справедливости, законности, неразрывной связи прав и обязанностей, сочетании убеждения и принуждения, ответственности за вину. Эти принципы конкретно преломляются в правовом статусе, усиливая его регулятивную роль. Наряду с этим правовой статус выражает принцип взаимной ответственности государства и личности, принцип сочетания общественных и личных интересов. Принцип взаимной ответственности государства и личности, выраженный в правовом статусе, наиболее убедительно раскрывает особенность положения личности в демократическом обществе, реальность и гарантированность ее прав. Демократическое государство социально ответственно за правильное, научное закрепление в законодательстве того объема социальных возможностей, который соответствует достигнутому этапу общественного развития; за создание системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; за четкое действие государственных механизмов по восстановлению нарушенного права и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей.
93. Гражданское общество как условие формирования правового государства
Гражданское общество - в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень зрелости, развитости. Без законности не может быть демократии, свободы личности. Но часто на предыдущем этапе отечественной истории под предлогом конъюнктурно понимаемой целесообразности извращались даже те требования законности, которые формально содержали нормативно-правовые акты, прежде всего Конституция. Но конституционная законность действительно должна обеспечивать свободу личности, включать в себя равенство всех перед законом и судом, принципы федерализма, народовластия, разделения властей, обладания гражданами прав и свобод. Конституционная законность – это ядро, обеспечивающее единство законности. Методы обеспечения законности – это политические, организационные и иные способы обеспечения действия нрава. Сюда входит, прежде всего, открытость и осведомленность общества о нарушениях законов и мерах, принятых к нарушителям, кого бы это ни касалось, широкое использование судебной системы в укреплении законности; обеспечение конституционной законности специальными структурами, например, деятельностью Конституционного суда; практическое обеспечение принципа «вся власть закону» «деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов; эффективная работа законодательного органа, неотвратимость наказания за совершенное правонарушение и т.д.
Укрепление законности – условие формирования правового государства. Законность может иметь разные уровни, разную степень соблюдения права и прежде всего законов. Поэтому она еще и процесс достижения этой цели. В правовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют между собой. При этом только правопорядок охраняется государственными мерами, а другие элементы общественного порядка обеспечиваются внеправовыми способами воздействия: моральными, силой традиций, навыками и привычками
94. Формирование институтов демократии в современном государстве
Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.
По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии:
1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п.
2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п.
По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии:
1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др.
2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.
Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.
Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.
95. Проблемы глобализации современного права
Глобализация оказывает существенное трансформирующее влияние на всю правовую сферу в целом и на национальную систему законодательства в частности. В первую очередь, это проявляется в том, что в глобализирующемся мире современное право приобретает новую сущность. Оно больше не является неким регулятором, ограниченным рамками национальных границ и устоявшихся подходов к его пониманию. Право трансформируется в национально-международное образование, в полной мере воплощающее в себе глобальную взаимозависимость и стремление к интернациональной интеграции и гармонизации, что является вектором развития современного права в рамках глобализации.
Процессы глобализации в правовой сфере, являясь в основе своей объективными, все же в настоящее время имеют ярко выраженную субъективную составляющую, заключающуюся в стремлении отдельных субъектов международных отношений при помощи правовых средств направить эти процессы в определенное русло для достижения собственных национальных интересов.
Глобализация, являясь противоречивым процессом, влечет как позитивные, так и негативные последствия. Среди основных позитивных правовых последствий особо следует выделить интенсификацию и упрощение обмена государственно-правовым опытом между странами, объединение государств в правовом решении общих, в том числе глобальных, проблем, повышение эффективности контроля за соблюдением на национальном уровне норм в области прав и свобод человека, экологических и других норм со стороны мирового сообщества.
К числу же основных негативных последствий необходимо отнести чрезмерную зависимость национального законодательства от западных правовых систем, а также обострение ряда экономических, социальных, политических проблем, связанных с преуменьшением национальной самобытности и неполной готовностью государств в кратчайшие сроки воспринять глобализационные тенденции. Кроме этого, к негативным последствиям глобализации современного права следует отнести внутреннюю дисгармонизацию национальных систем права и систем законодательства на начальном этапе включения их в глобализационные процессы. Однако, особо отметим, что эти негативные последствия ни в коем случае не являются свидетельством того, что глобализация ведет к одностороннему политико-правовому диктату со стороны наиболее развитых государств, направляющих ее, а лишь показывают, что мир переходит в новую стадию своего развития, характеризующуюся усилением международно-правового взаимодействия и консолидацией мирового сообщества.
96. Непротиворечивость законодательства как признак правового государства
Наконец, только государство наделено полномочиями устанавливать обязательные для всеобщего исполнения правовые нормы, издавать соответствующие государственные нормативные акты (законы, указы, постановления и т.п.). Правотворчество – исключительная прерогатива государства. Современные правоведы определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека. Признаки правового государства:
• Верховенство закона
• Развитая система прав и свобод граждан и хорошо налаженный механизм защиты этих прав и свобод
• Четкое разделение государственной власти делится на законодательную, исполнительную и судебную власти. Органы разных ветвей государственной власти действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль
• Сильная судебная власть
• Демократизм
Верховенство закона в правовом государстве означает, что:
• Законы, как акты высшей юридической силы содержат исходные. Первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
• Действуя на основе и в рамках, установленных законом, органы государства призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни, принимать все необходимые меры к устранению всех и всяческих препятствий на пути их реализации;
• Все нормативно-правые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить
97. Правовое и социальное государства в их соотношении
Важнейшим признаком современного государства является наличие у него права. Именно право даёт возможность государству управлять обществом, иметь монополию на силу, регулировать общественные отношения. В настоящее время нередко возникает дискуссия по проблеме соотношений «право — государство». Решение этой проблемы далеко от своего финиша, но теория правового государства сегодня стала признаваемой почти во всех странах мира.
Правовое государство
Правовое государство — государство, в котором признаётся и осуществляется верховенство закона во всех сферах общества. Правовое государство — форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права. Это инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности
Признаки правового государства
Основными признаками правового государства являются:
- наличие разделения властей - связанность законом государства и его органов - наличие реальных прав и свобод личности во всех сферах жизни - исполнение законов всеми гражданами, независимо от должности и заслуг - взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и индивидов - эффективный контроль и надзор за соблюдением законности в государстве (этим занимается прокуратура, счётная палата и так далее) - верховенство закона во всех сферах жизни общества - верховенство и прямое действие Конституции - наличие развитого гражданского общества - соответствие внутринационального законодательства принципам и нормам международного права
Признаки социального государства
Социальное государство (по Конституции РФ) должно решать следующие задачи: - обеспечивать социальную справедливость, социальную безопасность и защищённость граждан, – охрану их труда и здоровья, гуманных условий жизни - обеспечивать каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум - обеспечивать трудоспособному гражданину возможность зарабатывать на содержание семьи -обеспечивать нетрудоспособным гражданам возможность поддерживать жизненный стандарт государства за счёт перераспределённых средств
Правовое и социальное государства неразрывно взаимосвязаны друг с другом. Современное государство является правовым по своей форме и должно быть социальным по своему содержанию.
98. Соотношение федерального и регионального законодательств
В судебной практике при возникновении коллизии федерального и регионального законодательств неизменно признается приоритет норм федерального закона. Это касается как определения собственно условий приобретения гражданами активного и пассивного права, так и всех гарантий, обеспечивающих его реализацию, причем в самом широком понимании этого термина. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16