Укрепление власти короля сопровождалось резким ростом бюрократического аппарата и усилением его влияния.
Формирование государственного аппарата во Франции рассматриваемого периода характеризуется рядом особенностей. Во-первых, многие должности правительство продавало, что приносило немалый доход монархии, но имело и отрицательные последствия. Великое множество чиновников заполонило страну. Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимо по отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы (отзыв был возможен, если чиновник совершил должностное преступление, установленное в судебном порядке).
Во-вторых, в период политических кризисов XVI в., особенно во. время религиозных войн, правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передать ее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате: губернаторов, бальи, прево и некоторых других. Эти должности затем по традиции стали достоянием отдельных аристократических семей.
В итоге часть государственного аппарата, созданного в период сословно-представительной монархии, не соответствовала своему первоначальному назначению. Она оказалась в руках тех кругов, которые стремились возродить провинциальный сепаратизм, укрепить свою корпоративную автономию.
В принципе правительство могло обновить кадровый состав отдельных звеньев государственного аппарата, изменить основы его комплектования. Но это неизбежно вызвало бы новую вспышку недовольства «дворянства шпаги» и «дворянства мантии». Корона не могла также выкупить все проданные должности (на это у нее не хватило бы средств).
Проблема была решена иным путем. Старый государственный аппарат был сохранен, но наряду с ним стали создавать новую систему государственных органов. Важнейшие посты в ней стали занимать лица, назначаемые правительством, которое в любое время могло их отозвать. Как правило, это были люди незнатные, но обладающие специальными знаниями, а главное, преданные монархии. В их ведение были переданы важнейшие управленческие функции. В итоге в стране одновременно действовали государственные органы, которые условно могли быть разделены на две категории. К первой относились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемых должностей и частично контролируемые знатью. В их ведении в конечном итоге оказалась относительно второстепенная сфера государственного управления. Вторую категорию представляли органы, созданные абсолютизмом и составившие основу управления. Они как бы накладывались на систему управления первой категории. Чиновники этих учреждений назначались правительством, должности не продавались.
В целом бюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким; разбухшим от огромного числа подчас ненужных учреждений. Многие органы не имели четко очерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все это способствовало росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые в последнее столетие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры. Государственный аппарат стоил стране огромных средств.
Центральные органы государственного управления представляли собой ряд различных учреждений, созданных в разные периоды.
Государственный совет. В его состав входили представители высшей придворной аристократии и «дворянства мантии». Государственный совет практически превратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальные советы: совет финансов, совет депеш (сообщения с мест) и т. д.
Значительные средства получали с помощью различных таможенных сборов, которые собирались не только на границах, но и внутри страны. Хотя раздробленность Франции была ликвидирована, правительство, руководствуясь главным образом фискальными соображениями, сохранило внутренние таможни. Не случайно тогда говорили, что дешевле привезти соль из Китая, чем провезти ее внутри страны с юга на север.
В пользу короны шли судебные пошлины и штрафы, гильдийские и ремесленные сборы, выручка от продаж королевских регалий, т. е. исключительных прав короля на производство и продажу определенного вида продукции (пороха, соли и т. д.).
Суд. Одновременно функционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные, городские, церковные. Суды нередко дублировали друг друга, усиливая этим волокиту. Бесконечно тянулись споры о подсудности.
В рассматриваемое время продолжалось усиление королевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.) им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 г. оставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Им были подсудны гражданские дела с небольшой суммой иска, но они могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королёвские суды. Королевская юстиция получила право эвокации, т. е. принятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой бы стадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составляли некоторые церковные дела.
Однако эти меры не привели к улучшению деятельности судов, так как сама структура королевской юстиции была крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особыми правомочиями пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду с советниками (судьями по профессии) входили 160 пэров Франции. При рассмотрении наиболее важных дел его заседания возглавлял король.
Не меньшее значение имел Государственный совет, которой был одновременно высшим органом управления и высшим судом, наделенным правом изъятия любого дела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими норм права; Государственным советом разрешались споры о подсудности.
Помимо общих судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свой суд, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы. Так, судебными функциями были наделены Счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора. Особую значимость имели военные суды. Были суды морские и таможенные. Вершиной всей этой судебной пирамиды был король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда.
Неопределенность компетенции, наделение судебными функциями административных органов, многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царивших в судах произвола и волокиты. Тон в этом задавали правительство и сам король.
Начиная с правления Ришелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказу короля. Короли выдавали своим приближенным бланки приказов, где не были указаны имена. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодного ему лица и упрятать его в тюрьму. Бланки приказов очень часто оказывались в руках фаворитов и фавориток короля, которые, используя их, сводили счеты с неугодными им лицами. Практика применения таких приказов («летр де каше») приняла массовый характер. Во времена Ришелье их было использовано более 50 тыс.
Армия. При абсолютизме завершилось создание регулярной армии. Рост экономических ресурсов государства позволил значительно увеличить ее численность и улучшить оснащенность.
Армия по-прежнему имела ярко выраженный сословный характер. В принципе присвоение офицерских званий допускалось всем отличившимся в боях независимо от их сословной принадлежности. Но на практике подобные случаи были крайне редки, а затем такой порядок вообще отменили. В соответствии с законом 1681 г. кандидату на должность офицера следовало доказать свое дворянское происхождение не менее чем в четырех поколениях.
Среди завербованных в солдаты было немало деклассированных, откровенно уголовных элементов. Широко практиковался наем иностранцев. Все это еще более увеличивало изоляцию армии от народа. В воинских частях господствовала отупляющая муштра. В качестве меры наказания солдат широко применялась порка. Казнокрадство и произвол, царившие в армии, являлись отражением глубокого кризиса, охватившего всю систему французского абсолютизма в целом. Во второй половине XVII в. боеспособность армии резко понизилась.
Абсолютизм был последним этапом в истории французского феодального государства. В ходе Великой французской революции конца XVIII в. феодализм и его основные государственно-правовые институты были ниспровергнуты.
5. Особенности становления и развития права во Франции
IХ-ХI веках во Франции устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания.
Появление этого принципа объяснялось:
1) господством натурального хозяйства, обособлением отдельных феодальных сеньорий;
2) сосредоточением в руках сеньоров политической, судебной власти.
Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами. В период феодальной раздробленности государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовой системы. В зависимости от источников права вся страна делилась на 2-е части, приблизительной границей между которыми является река Лаура. Территория южнее этой границы называлась "страной писаного права" ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям, за ним признавалось значение "общего обычая". Север Франции считался страной "обычного права" ибо территориальные обычаи - кутюмы являлись основным источником права.
В период формирования централизованного государства сословно представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов.
Людовик IХ предписал свои бальи создать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент.
В 1453 г. Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории.
В период абсолютной монархии при Людовике ХIV было запрещено выявлять в судах обычаи путем опроса знающих людей и всякое изменение обычаев или введение новых обычаев могло иметь только по указу короля. Известны несколько сборников обычаев, составленных в неофициальном порядке. В 1389 г. бальи Жак Д.Аблейг составил "Большой сборник обычаев Франции". Так, королевский бальи и сенешал Филипп Бомануар составил "Кутюмы Бовези", охватывавшие обычаи сенешалов Франции.
Однако сборники кутюмов, составляемые как по королевскому велению, так и в частном порядке, не создавали общего права для всего государства. Право продолжало сохранять свой партикуляристский характер.
Первая глава правового памятника закрепила принцип презумпции невиновности, и в то же время объективного вменения.
Вторая глава правового памятника предусматривала вопросы судопроизводства, явки на суд.
Глава третья "Кутюмов Бовези" закрепляла принцип наказуемости. Мера наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.
"Кутюмы Бовези" именовали убийство как умышленное действие, намерение совершить убийство, причем преднамеренно. Различалось убийство в ссоре, убийство в состоянии сильного душевного волнения. Выделялись главы о доказательствах и его видах.
Писаными источниками права являлись акты королевской власти: указы, эдикты, ордонансы.
Первоначально акты королевской власти имели реальную силу только на территории королевского домена, но по мере усиления королевской власти их общеобязательное значение распространяется на всю территорию страны.
В ХVI веке возникает обычай представлять королевские акты в парижский парламент с целью занесения их в реестр, что было равнозначно их опубликованию.
Источником права, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права являлось римское право.
Если на юге оно выступало в качестве основного источника права, то на севере господствовало обычное право.
Римское право выступало в качестве объединяющего фактора. Наряду с ним, в качестве дополнительного источника действовало множество местных кутюмов.
Наряду с ордонансами существовали распоряжения крупных сеньоров, именовавшихся "ассизами".
Особое развитие и значение во Франции получило городское право.
Особое развитие в феодальной Франции получили институты цивильного права: вещное право, обязательственное право, брачно-семейное право.
Брачно-семейное право Франции периода феодализма регулировало вопросы заключения брака, отношения родителей и детей, вопросы расторжения брака.
Условиями для вступления в брак являлись достижение брачного возраста: для мужчин - 30 лет, для женщин - 25 лет, согласие родителей брачующихся.
Брак требовал церковного совещания. Недействительными признавались браки между родственниками и лицами не получившими крещения, заключенные под влиянием обмана, насилия или ошибки, под принуждением духовенства. Муж во французской семье являлся главой семьи и покровителем жены.
В обязанности жены входило повиноваться мужу и повсюду следовать за ним, она не имела права без согласия мужа совершать юридические действия.
На севере Франции признавалась общность имущества в браке, на юге раздельный режим имущества мужа и жены.
На юге Франции под влиянием рецепции римского права отец семейства осуществлял власть над детьми со всей суровостью. Брак прекращался смертью мужа или жены, а также разводом.
Велико было влияние норм религии на нормы права, регулирующие вопросы вступления в повторный брак.
Основой экономических отношений феодальной Франции являлось право собственности как институт вещного права.
Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму, свойственную западноевропейскому феодализму.
Феодальное право собственности характеризовалось: а) иерархической структурой; б) условностью; в) ограниченным характером. Крупное землевладение выступало в форме аллода и бенефиция. В IХ веке бенефиций становится наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, феодом. В Х-ХI веках распространяется инфеодация, т.е. передача аллодов их собственникам королю, крупным феодалам или обратно в виде феода.
Наряду с крупным феодальным землевладением, существовало крестьянское землевладение: землевладение сервов и землевладение вилланов. Крестьянский надел, предоставляемый серву, находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в "мертвой руке" (в состоянии минморта), ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господаря.
По обычному праву вплоть до ХIII века все имущество серва после его смерти переходило его господину.
Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежным отношений - определенных денежных взносов.
За право владения и пользования наделом серв должен был ежегодно платить господину, размер которого устанавливался по усмотрению господина.
Наделы предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам) рассматривались как независимое держание земли от сеньора и именовались цензива.
Цензива - это наследственное владение земельным участком и обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам. У цензивы было ряд общих черт с феодом: для ее отчуждения требовалось согласие сеньора и при переходе ее по наследству уплачивался определенный налог; цензивы отличались от феода тем, что крестьянское держание не завоевало прав, связанных с держанием феода, т.е. не включало крестьянина в феодальную иерархическую лестницу.
Если обладание феодом считалось привилегией дворянства, то обладание цензивом считалось привилегией крестьянства.
Обычное феодальное право Франции не знало такого занятия, как право собственности.
Запутанность земельных отношений, обусловленная иерархической структурой собственности, выдвинула на первое место при рассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как сезина (владений).
Под сезивой понималось такое господство лица над вещью, которое, в случае его нарушения, должно защищаться в судебном порядке.
Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции и оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр. Сезина могла приобретаться в результате давности владения. В ранних кутюмах срок приобретательной давности исчислялся 1 годом со дня приобретения.
В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательской давности увеличивается до 10 лет.
Обязательственное право. В условиях господства натурального хозяйства не было основы для развития обязательственных отношений. Наиболее известным договором, порождавшим обязательство в ранний период феодализма, являлся договор, устанавливающий отношения вассалитета между сеньором и вассалом.
С развитием товарно-денежных отношений начинается развитие договоров, порождавших обязательственные правоотношения.
В случаях, сложившихся до первой половины ХIV века, договор купли-продажи считался заключенным с момента уплаты, с момента передачи покупателю сезины.
Позже возникает брак, согласно которому договор купли-продажи на подвижные вещи вступал в силу с момента заключения договора, независимо от того, была ли в действительности вещь передана. Окончательно такое положение было закреплено ордонансом 1566 г., согласно которому договор купли-продажи недвижимых вещей, должен был совершаться в нотариальном порядке. Договор купли-продажи движимых вещей вступал в силу с момента передачи вещи.
Феодальное право Франции являлось собой совокупность правовых обычаев (кутюмов), которые в недостаточной мере регулировали многообразие общественных отношений.