Последователь Пуфендорфа профессор Х. Томазий. В трактовке естественного состояния он расходился со своим предшественником. Человек – существо общественное, и он должен жить в мирном общении с другими.
Государство – “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”.
Образование государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир.
Право создается и защищается людьми, и его действие подкреплено принуждением. Го не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений.
Лучшей формой правления считал монархию. Предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей.
47. Х. Вольф: теория «полицейского государства»
Природа человека характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро и избегай зла.
От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому ни один человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться порождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и право на труд.
В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования, поэтому семьи решили объединиться в Го, цель которого – “общее благосостояние и общая безопасность”.
Считает лучшей монархию, т.к. монарх всегда представляет весь народ.
Законы государства – реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.
Монарх должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать размер заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии искусства.
Монарх д.б. наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной области, вопросах войны и мира. Повиновение ему д.б. безусловным, поскольку сопротивление может возвратить людей в естественное состояние.
48. Учение И. Канта о праве и государстве
Основные работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума».
Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.
Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.
сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.
Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения
Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.
Государство - соединение людей в рамках законов.
Главный признак государственности – верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.
49. Учение Ф. Гегеля о государстве и праве
Государство и право Гегель делает предметом философии духа. В развитии общества и его институтов существует объективная закономерность.
Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается постоянным установлением.
В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая.
Идея права проходит 3 этапа:
1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;
2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;
3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями.
Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство.
Гражданское общество - результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия:
1) землевладельческое (крестьяне, помещики);
2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);
3) всеобщее (чиновники).
50. Современный анализ взглядов И. Канта и Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.
51. Политические идеи и программы декабристов
Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами дворянских революционеров. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.
Политическая программа обоих обществ включала в себя меры по:
1. освобождению крестьян;
2. устранению самодержавного строя;
3. введению республиканской или конституционного монархической власти;
4. ликвидации сословных привилегий;
5. установлению равенства граждан перед законом.
В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот.
Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев.
Крепостной вопрос - колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.
Политические права - был сторонником имущественного ценза. Муравьев - сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.
Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором.
Император присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. Император подотчетен народному вече - состоит из верховной думы и палаты представителей.
Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель.
Крепостной вопрос - отмена крепостного права, помощь развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть - власти на местном уровне.
Политические права - выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества.
Богатым достаточно и наличия материальных благ.
Он приверженец республиканского строя.
Высшим органом законодательной власти в республике станет народное вече. Оно вырабатывает основной закон, конституцию, которую потом выносят на референдум.
Высший орган исполнительной власти формируется на основе всеобщих выборов и состоит из пяти человек. Все нижестоящие структуры исполнительной власти подчиняются ее высшему органу.
52. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)
Утопический социализм - учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.
Представители - К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн — основатели социализма.
В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям».
Возрождали религиозные идеи - «новое христианство» Сен-Симона; мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.
53. Историческая школа права
Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.
Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.
Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.
Право возникает спонтанно.
К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.
С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.
54. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б.Н. Чичерина
Государство - союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Го определяются права гражданские, а не естественные права.
Естественное право – это область требований правды, справедливости.
Право - внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.
Суть либерализма - человек существо свободное, которое вступает в общество. Он сохраняет свое человеческое достоинство и право на развитие разумных сил.
1. Уличный либерализм - отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Уличный либерал подвержен своеволию.
2. Оппозиционный либерализм - понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрешить, уничтожить - вот вся его система.
3. Охранительный либерализм - примирение начала свободы с началом власти и закона.
55. Учение Р. фон Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов
Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».
Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.
Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.
Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.
Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.
1. Перед самим собой
2. Перед обществом
Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.
Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.
Право имеет 2 стороны:
1. Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.