История полистических и правовых учений

Последователь Пуфендорфа профессор Х. Томазий. В трактовке естественного состояния он расходился со своим предшественником. Человек – существо общественное, и он должен жить в мирном общении с другими.

Государство – “естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия”.

Образование государства было оформлено двумя общественными договорами: об объединении в государство и о назначении правителя. Власть правителя имеет цель сохранить общественный мир.

Право создается и защищается людьми, и его действие подкреплено принуждением. Го не должно посягать на духовную свободу личности, свободу убеждений.

Лучшей формой правления считал монархию. Предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему и что народ даже может протестовать против несправедливостей.


47. Х. Вольф: теория «полицейского государства»


Природа человека характеризуется стремлением к совершенствованию. Разум указывает путь к этому – делай добро и избегай зла.

От природы все люди равны, поэтому они имеют равные права. Поэтому ни один человек не должен иметь власть над другим – все люди свободны. Нравственная обязанность совершенствоваться порождает право на образование и научные исследования, право на жизнь и право на труд.

В естественном состоянии, когда люди жили семьями, они не имели достаточно средств для совершенствования, поэтому семьи решили объединиться в Го, цель которого – “общее благосостояние и общая безопасность”.

Считает лучшей монархию, т.к. монарх всегда представляет весь народ.

Законы государства – реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.

Монарх должен заставлять работать и предоставлять работу, устанавливать размер заработной платы и цены на товары, заботиться о школьном образовании и развитии искусства.

Монарх д.б. наделен неограниченной властью в законодательстве, судебной области, вопросах войны и мира. Повиновение ему д.б. безусловным, поскольку сопротивление может возвратить людей в естественное состояние.



48. Учение И. Канта о праве и государстве


Основные работы – «Критика чистого разума», «Критика практического разума».

Главный закон существования людей - категорический императив. Разум берет свое начало не в индивиде, а в человеческом роде. Источник нравственности и прав - в практическом разуме, свободной воле людей.

Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу.

сами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.

Изначально человеку присущи свобода морального выбора. До возникновения

Го индивид приобретает субъективные естественные права. Только при поддержке Го они преобразуются в публичные.

Государство - соединение людей в рамках законов.

Главный признак государственности – верховенство закона. Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.


49. Учение Ф. Гегеля о государстве и праве

Государство и право Гегель делает предметом философии духа. В развитии общества и его институтов существует объективная закономерность.

Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается постоянным установлением.

В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая.

Идея права проходит 3 этапа:

1)абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;

2) мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;

3) нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями.

Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство.

Гражданское общество - результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия:

1) землевладельческое (крестьяне, помещики);

2) промышленное (рабочие, владельцы фабрик);

3) всеобщее (чиновники).



50. Современный анализ взглядов И. Канта и Ф. Гегеля по проблеме войны и мира.


51. Политические идеи и программы декабристов


Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и восстание Черниговского полка на Украине были организованы тайными обществами дворянских революционеров. В начале 1820-х гг. организации декабристов разделяются на Северное (в Петербурге) и Южное (на Украине) общества.

Политическая программа обоих обществ включала в себя меры по:

1.                 освобождению крестьян;

2.                 устранению самодержавного строя;

3.                 введению республиканской или конституционного монархической власти;

4.                 ликвидации сословных привилегий;

5.                 установлению равенства граждан перед законом.

В качестве средства этих преобразований предусматривался военный переворот.

Идеологом Северного общества был Никита Михайлович Муравьев.

Крепостной вопрос - колебался между сохранением за помещиками собственности на землю (при безусловном освобождении крестьян) и наделением крестьянства частью земли.

Политические права - был сторонником имущественного ценза. Муравьев - сторонник конституционной монархии, сочетающейся с разделением властей.

Главенство в рамках исполнительной ветви власти Муравьев предполагал сохранить за императором.

Император присягает законодательному собранию, народному вече и клянется соблюдать в управлении страной законность. Император подотчетен народному вече - состоит из верховной думы и палаты представителей.

Руководитель Южного общества Павел Иванович Пестель.

Крепостной вопрос - отмена крепостного права, помощь развитию крестьянского хозяйства. Часть земли согласно программе надлежало передать в частные руки, а часть - власти на местном уровне.

Политические права - выступает сторонником политических свобод независимо от нажитого гражданином имущества.

Богатым достаточно и наличия материальных благ.

Он приверженец республиканского строя.

Высшим органом законодательной власти в республике станет народное вече. Оно вырабатывает основной закон, конституцию, которую потом выносят на референдум.

Высший орган исполнительной власти формируется на основе всеобщих выборов и состоит из пяти человек. Все нижестоящие структуры исполнительной власти подчиняются ее высшему органу.

52. Политические и правовые взгляды социалистов-утопистов первой половины XIX в. (Сен-Симон, Фурье, Оуэн)

Утопический социализм - учение о возможности преобразования общества на социалистических принципах, о его справедливом устройстве.

Представители - К. А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн — основатели социализма.

В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Утописты выдвинули принцип распределения «по способностям».

Возрождали религиозные идеи - «новое христианство» Сен-Симона; мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.


53. Историческая школа права


Основоположником направления является Г. Гуго. Виднейшим представителем школы был К. Савиньи и Г. Пухта.

Естественно-правовую доктрину и демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью. Эта доктрина доказывала необходимость коренного изменения существующего политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы требованиям разума, природе человека.

Они утверждали, что действующее в Го право не сводится к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, к-е наделены специальными полномочиями.

Право возникает спонтанно.

К. Савиньи считал, что на первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, связи с общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни.


54. Гегельянство и либерализм в России: правовая теория Б.Н. Чичерина


Государство - союз народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемого верховной властью для общего блага. Государство обеспечивает безопасность и осуществление нравственного порядка, определяет и защищает права и свободы. Го определяются права гражданские, а не естественные права.

Естественное право – это область требований правды, справедливости.

Право - внешняя свобода человека, определяемая внешними законами. Свобода предстает в следующих ступенях развития – внешняя (право), внутренняя (нравственность) и общественная свобода.

Суть либерализма - человек существо свободное, которое вступает в общество. Он сохраняет свое человеческое достоинство и право на развитие разумных сил.

1.                 Уличный либерализм - отсутствует терпимость, уважение к чужому мнению и к человеческой личности. Уличный либерал подвержен своеволию.

2.                 Оппозиционный либерализм - понимает свободу с чисто отрицательной стороны. Отменить, разрешить, уничтожить - вот вся его система.

3.                 Охранительный либерализм - примирение начала свободы с началом власти и закона.


55. Учение Р. фон Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов


Основные работы: «Борьба за право», «Цель в праве».

Содержание политико-правового учения. Считал, что «юриспруденция понятий» — это лиш «правовая математика», которая оторвана от реальной жизни.

Критика исторической школы права. Право связано с целесообразной деятельностью людей и утверждается посредством борьбы.

Борьба за право: борьба за отстаивание субъективного права индивида, нарушенное другим лицом.

Иеринг рассматривал борьбу за право как обязанность правомочного.

1. Перед самим собой

2. Перед обществом

Иеринг допускал примирение сторон в качестве средства разрешения правовых конфликтов, но лишь при условии, что ущемление прав не заключает в то же время пренебрежение к личности.

Социология права. Право обусловлено социальными целями и интересами.

Право имеет 2 стороны:

1.                 Формальная сторона: право — это нормы, которые обеспечиваются государственным принуждением. С помощью норм права создается упорядоченная защита социальных отношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты