С 1921 по 1923 гг. вводится целая серия акцизов на товары: виноградное вино, табачные изделия, спички, сахар, чай и т д. Государство все же старалось уменьшить недостатки косвенных налогов. Чтобы дифференцировать подход к буржуазии и трудящимся оно по-разному облагало разные товары. Предметы роскоши, которые покупались нэпманами, облагались налогом выше, товары массового потребления, в которых были заинтересованы рабочие v крестьяне, облагались ниже. По мере налаживания финансовой аппарата государство постепенно отменяло косвенные налоги.
Налоги заметно пополняли казну, но с течением времени все боль шее значение приобретает другой источник доходов — неналоговые поступления от государственной промышленности, которая становится не только рентабельной, но и начинает приносить прибыль. В 1923—1924 бюджетном году доходы от госпромышленности составили 18% в бюджете, а в 1924—1925 гг. — уже 26%. Была поставлена задача дальнейшего снижения налогов, особенно с крестьянства, усиления неналоговых поступлений.
Капитал Запада отказал Советскому государству во внешних займах, поэтому государству пришлось обратиться к своему народу за финансовой помощью. Были выпущены внутренние займы Первые из них были оригинальными, не только денежными, но и натуральными. Было выпущено два хлебных займа и один сахарный (1922—1923 гг.). Облигации хлебного займа продавались за деньги. Использовать же их можно было по-разному: можно было получить хлеб в натуре, что в условиях инфляции имело большой смысл, можно было получить доходы и деньгами, можно было уплатить налоги облигациями.
Займы эти были краткосрочными, но в 1922 г. был выпущен и денежный заем, уже долгосрочный — на 10 лет. Этот заем был добровольным для трудящихся, которые охотно поддерживали государство. Для эксплуататоров же приобретение облигаций было обязательным. Займы способствовали привлечению средств для нужд социалистического строительства. В последующие четыре года было выпущено 15 займов. Другим способом привлечения средств для нужд государства явилось учреждение в 1922 г. государственных сберегательных касс.
Наряду со всеми перечисленными, так сказать обычными, источниками средств Советское государство нашло один и экстраординарный. В начале 1922 г. было организовано изъятие ценностей из церквей всех вероисповеданий для передачи их в фонд помощи голодающим Поволжья. Практически громадные средства, полученные от реализации золота, серебра, драгоценных камней, произведений искусства пошли не только на приобретение хлеба за границей, но и на другие государственные нужды. Это мероприятие вызвало активный отпор как со стороны церковников, так и со стороны верующих, вылившийся порой и в бунты, которых было насчитано около полутора тысяч. В свою очередь такое сопротивление привело к широким репрессиям против церковников вплоть до расстрела некоторых из них.
Распространяя займы, организуя сберегательные кассы, государство брало у населения деньги взаймы. В свою очередь, оно выступало и в роли кредитора. Так, был восстановлен государственный кредит, советская кредитная система. В 1921 г. в составе Народного комиссариата финансов был учрежден Государственный банк, на который возложили прежде всего кредитование промышленности, сельского хозяйства и товарооборота. В 1922 г. было организовано несколько отраслевых банков, занявшихся кредитованием ведущих отраслей народного хозяйства — Торгово-промышленный банк, Электробанк, Банк потребительской кооперации.
Перечисленные мероприятия подготовили проведение важнейшей финансовой реформы этого времени — денежной реформы, началась еще в конце 1921 г. с замены денежных знаков на новые, образца 1922 г Обмен производился из расчета 1 новый рубль на 10 тыс. старых. В 1923 г. были выпущены еще одни новые денежные знаки, которые обменивались на знаки 1922 г по курсу 1:100. В это же время появились банкноты — червонцы, обеспеченные золотом, иностранной валютой и легко реализуемыми товарами. В 1923 г. выпуск денежных знаков для покрытия бюджетного дефицита был ограничен, а с 1924 г. — совсем прекращен Советский бюджет сбалансировался.
Конечно, через несколько лет дефицит бюджета снова появился, но он уже не превышал норм, существовавших даже в наиболее развитых странах.
Большое значение для советского финансового права имело образование СССР. Договор об образовании Союза ССР установил единство бюджета для всей страны. Бюджеты союзных республик стали составными частями общесоюзного. В интересах населения Конституция СССР разрешила вводить республиканские и местные налоги только с санкции Союза Была установлена единая денежная и кредитная система.
Бюджет Союза строился таким образом, чтобы оказывать максимальную помощь отсталым национальным районам. Русский народ сознательно шел на жертвы, чтобы помочь своим инонациональным братьям. Так, в Закавказье было установлено до 1924 г., что все доходы республики идут в казну ЗСФСР. Финансовые льготы для нее сохранились и после 1924 г.: за ней были сохранены все доходы от прямых налогов. Поэтому доля ЗСФСР в бюджете Союза 1924—1925 гг. значительно выше, чем доля РСФСР и УССР в расчете на количество населения и значение в экономике страны. Составляя 4% населения Союза, закавказские народы получали 7,5% бюджетных поступлений. Соответственно отличались и расходы на душу населения в среднем по Союзу — 2 руб. 81 коп., а по ЗСФСР — 5 руб. 39 коп.
Аналогично поступили и с бюджетами новых среднеазиатских республик — Узбекской и Туркменской. Суммы общесоюзных налогов целиком оставались в их казне. За исключением РСФСР, бюджеты всех союзных республик многие годы сводились с дотацией из общесоюзного бюджета. В 1924—1925 гг. доля собственных доходов Туркменской ССР в ее бюджете составляла лишь около 10%. Даже такая крупная республика как Украина покрывала за счет собственных средств меньше 40% расходной части своего бюджета.
§ 4. Финансовое право в период коренной ломки общественных отношений (1930 – 1941 годы)
Проведение коллективизации, индустриализации, культурной революции, строительство Красной Армии требовали колоссальных средств.
Важным мероприятием, обеспечивающим мобилизацию средств для дальнейшего развития народного хозяйства, явилась налоговая реформа 1930—1931 гг. Прежде всего большое количество разнообразных налогов и сборов, взимаемых с предприятий, было заменено всего двумя обязательными платежами в бюджет: налогом с оборота для всех социалистических предприятий и отчислением от прибыли государственных предприятий.
Налог с оборота взимался после реализации произведенной промышленным предприятием продукции. Оптовая база, продав эту продукцию, возвращала определенный процент промышленному предприятию, другую часть забирала себе за услуги, а третью часть, которая по некоторым товарам (например, по водке) достигала 90% и более, зачисляла в бюджет. Процент налога с оборота зависел, конечно, от степени рентабельности предприятия.
Отчисления от прибыли взимались тоже в фиксированном определенном проценте, но таким образом, что с предприятия снималась почти вся прибыль, за исключением лишь расходов, необходимых на развитие предприятия и социально-бытовые нужды работников. Отчисление от прибыли касалось только государственных предприятий, поскольку государство, будучи собственником предприятия, имело право распоряжаться и его прибылью. С кооперативных предприятий этот налог не взимался, ибо там был другой собственник. Налогообложение кооперативных предприятий производилось по-другому.
Налоговая реформа упростила взаимоотношения государства и предприятий. Но самое главное, она позволила сконцентрировать все важнейшие доходы в руках Союза. В этих условиях была изменена система распределения доходов между Союзом, союзными и автономными республиками, а также местными Советами. До сих пор последние черпали значительную часть средств из различных местных налогов и сборов. В связи с их отменой эти средства республики и области стали получать за счет отчисления определенной доли от общегосударственных поступлений. Такой порядок был закреплен специальным постановлением ЦИК и СНК СССР 21 декабря 1931 г.
Концентрация средств в руках Союза позволила Центру больше помогать отсталым республикам. По закону о бюджете, принятому в 1932 г., в бюджеты РСФСР и УССР отчислялось 5% средств, поступающих от налога с оборота предприятий союзного значения, расположенных на их территории, в бюджет Узбекистана — 40%, в бюджеты Таджикской и Туркменской ССР — 100%.
Политика укрепления местных Советов, особенно сельских, проводимая в связи с коллективизацией, отразилась и на финансовой системе. В 1930 г. повсеместно были введены сельские бюджеты, что создавало для сельских Советов самостоятельную финансовую базу.
Было установлено, что за услуги МТС колхозы должны были расплачиваться натурой, зерном, которое поступало на государственные заготовительные пункты. Колхозы не только имели право, но и обязывались заключать договоры с МТС.
Названные мероприятия коснулись преимущественно юридических лиц. Но в это же время была проведена реформа, затронувшая и непосредственно граждан. Это так называемая «конверсия государственных займов». За десятилетие было выпущено много разнообразных государственных займов. Обращение с ними стало сложным и затруднительным. Проведенная конверсия означала обмен облигаций всех прежних займов на один новый. Это упростило обращение граждан с облигациями, а также, что было гораздо важнее, несколько отсрочило погашение их, сохранив в обороте государства столь необходимые ему средства. Конверсия не означала прекращения выпуска новых займов. Они выпускались регулярно, но значительно реже, чем до сих пор, примерно по одному займу в год.
§ 5. Финансовое право в период послевоенного восстановления и развития народного хозяйства (1945 – начало 50-х годов)
Главным событием в этой отрасли явилась денежная реформа, проведенная в декабре 1947 г. Война, нанесшая громадный экономический ущерб нашей стране, не могла не отразиться и на финансах. Огромные военные расходы, необходимые, но по своей природе непроизводительные, с неизбежностью вызвали масштабную эмиссию денег, а следовательно, и определенную инфляцию. Конечно, падение курса рубля не шло ни в какое сравнение с тем, что было после гражданской войны, однако, оно все-таки было ощутимым. Подобные процессы проходили и в зарубежных странах, в том числе и в странах-победительницах, не говоря уже о побежденных. В нашей стране был и еще один фактор, обусловивший, увеличение денежной массы в обороте. Дело в том, что еще готовясь к войне, Германия с целью подрыва нашей экономики выпустила немалое количество искусно изготовленных фальшивых советских денег, которые трудно было отличить от настоящих. Наряду с другими обстоятельствами все это и обусловило проведение денежной реформы.
Реформа была проведена в основном путем деноминации, то есть замены прежних денег на новые с изменением их номинала. Один новый рубль обменивался на 10 старых. Вклады в сберкасссах пересчитывались по льготному курсу: до 3 тыс. руб. перерасчет производился по курсу один к одному, до 10 тыс. — 3 старых рубля за 2 новых, свыше 10 тыс. — 2 за 1. Была проведена конверсия государственных займов, причем облигации всех прежних обменивались на новые из расчета по номиналу 3 к 1. Таким образом, основная масса населения не пострадала от реформы. Потеряли значительную часть денег лишь спекулятивные элементы и граждане, которые по каким-то соображениям не решались хранить свои деньги в сберегательных кассах.
Хотя номинальная заработная плата осталась на прежнем уровне, цены в государственной торговле в связи с отменой карточной системы заметно выросли. Конечно, это означало снижение реальной зарплаты для граждан, которые до сих пор пользовались только достаточно низкими ценами на товары, выдававшиеся по карточкам. Поэтому для низкооплачиваемых рабочих и служащих, студентов и аспирантов была сделана надбавка к зарплате и стипендиям, названная в народе «хлебной надбавкой». К тому же курс государства на постепенное снижение цен компенсировал потери трудящихся.
В 1950 г. советский рубль был переведен с долларового на золотой паритет, что, несмотря на все затраты военного времени, обеспечивалось достаточным запасом золота в казне. В 1953 г. этот запас составлял более 2000 тонн. Курс рубля в этот период был повышен по отношению к иностранной валюте, что вызывалось, правда, не столько экономическими, сколько политическими факторами.
Заключение
В заключение хотелось бы привести основные выводы, сделанные в процессе изучения избранной темы.
В настоящее время наука финансового права переживает период очень активного развития. Это связано прежде всего с изменением экономической ситуации в стране, развитием экономических отношений рыночного типа, Кроме того, актуальность науки финансового права сегодня обусловлена обращением юридической практики, главным образом законодательной, к науке.
Новое бремя поставило перед наукой финансового права новые задачи. В целом они могут быть разбиты на две группы. Во-первых, науке финансового права требуется переосмысление ряда устоявшихся финансово-правовых категорий и институтов, наполнение их новым содержанием применительно к изменившимся условиям. Во-вторых, задачей науки финансового права является исследование новых финансово-правовых институтов, формулировка новых финансово-правовых концепций исходя из современного финансового законодательства, а также из потребностей разработки новых финансовых законов.
Список литературы
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право. М.: Юриспруденция, 2003.
История государства и права России / Под ред. А.Д. Наумкина. М.: Юристъ, 2002.
Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право. М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2001.
Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1998.
Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
Финансовое право / Под ред. А.Р. Смирнова. М.: Юристъ, 2003.