История развития российского гражданства

В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

Все более тревожной становится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобной практике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией, Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о создании СНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своим гражданам независимо от национальности или иных различий равные права и свободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицам без гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международными нормами о правах человека.

Наиболее важный принцип, который до этого не утверждался ни в одном советском законе - права двойного гражданства. Ранее это право отвергалось.

Но в то же время государства по возможности стремятся ограничить его представления, дабы избежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий. Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один из острых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международной практике эти вопросы регулируются путем заключения международных и межгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданством режима наибольшего благоприятствования.

По-разному этот вопрос решается в бывших союзных республиках. В большинстве стран СНГ двойное гражданство не допускается. Беларусь, напротив, его признают, а Грузия оставляет вопрос открытым.

Занятая Российской Федерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического, демографического и политического развития, а равно и национально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной и демократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывности российского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных волею судеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным и человеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.

В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.

Действующая Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации - являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации как основополагающие принципы правового демократического государства.

Развитие института гражданства, норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немало проблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ее исторически - политическим прошлым и не менее кризисным в политическом плане настоящем.

Не на должном уровне развиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнего зарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 Конституции Российской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Таким образом, государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции Российской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

Итак, гражданство является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.


Список использованных источников и литературы


1.                 Конституция Российской Федерации 1993 г.

2.                 Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред.В.Д. Карповича. - М.: Изд. Юрайт-М, 2002.

3.                 Закон "О гражданстве Российской Федерации" от 28 ноября 1991 г., № 1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. - М.: Дом Советов, 1993.

4.                 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. N 5. С.75

5.                 Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств. Автореф. дисс... канд. юрид. наук. М., 1999. С.8.

6.                 Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. 1992. N 18. С.55-60.

7.                 Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение.С. 203.

8.                 Жилин А.А. Учебник государственного права (пособие к лекциям). Ч.I. Пг., 1916. С.114-115.

9.                 К единому государству. М., 2001. С.286.

10.            Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С.4.

11.            Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.3-еизд.М., 1999. С.139.

12.            Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. М.В. Баглая. - М.: Норма - Инфра-М, 2002.

13.            Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С.116-117.

14.            Кулик Р.И. Закон о гражданстве СССР. М., 1980. С.3-8.

15.            Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971. С.150.

16.            Права человека. Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. - М.: Изд. Норма, 2003.

17.            Рудинский Ф.М. Советская конституция: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. N 9. С.10.

18.            Русинова С.И. Закон о гражданстве СССР // Правоведение. 1980. N 1. С.3-9.

19.            Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып.1. Пг., 1917.

20.            Спасов Б., Ангенов А. Государственное право Народной Республики Болгария. М., 1962. С.35.

21.            Тункин Г.И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. 1979. N 7. С.22.

22.            Хутыз М.Х. Серженко П.Н. Энциклопедия права. Учебное пособие. М.: Изд. Юрист, 1995.


[1] Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1.Харьков, 1902. С. 134.

[2] Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 182-183.

[3] Жилин А.А. Учебник государственного права (пособие к лекциям). Ч. I. Пг., 1916. С. 114-115.

[4] Куприц Н.Я. Из истории науки советского государственного права. М., 1971. С. 150.

[5] Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925. С. 4.

[6] Тункин Г.И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. 1979. N 7. С. 22.

[7] Ведомости СССР. 1990. N 23. Ст. 435.

[8] Конституционное (государственное)право зарубежных стран. Общая часть. 3-еизд. М., 1999. С. 139.

[9] Ведомости РФ. 1998. N 6. Ст. 243.

[10] Конституционное право Российской Федерации. Екатеринбург, 1995. С. 116-117.

[11] Спасов Б., Ангенов А. Государственное право Народной Республики Болгария. М., 1962. С. 35.

[12] Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. С. 203.

[13] Сборник указов и постановлений Временного правительства. Вып. 1. Пг., 1917.

[14] Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 206.

[15] Ведомости СССР. 1978. N 49. Ст. 816.

[16] Кулик Р.И. Закон о гражданстве СССР. М., 1980. С. 3-8.

[17] Русинова С.И. Закон о гражданстве СССР // Правоведение. 1980. N 1. С. 3-9.

[18] Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. 1992. N 18. С. 55-60.

[19] К единому государству. М., 2001. С. 286.

[20] Ведомости РФ. 1992. N 6. Ст. 243.

[21] Рудинский Ф.М. Советская конституция: права человека и гражданина// Советское государство и право. 1991. N 9. С. 10.

[22] Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. 1997. N 5. С. 75

[23] Варлен-Бевз М.В. Сравнительный анализ законодательства о гражданстве стран Содружества Независимых Государств. Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1999. С. 8.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты