Можно определить избирательные споры как правовые конфликты, возникающие между субъектами избирательных правоотношений в связи с нарушением избирательных прав заявителя, подлежащие разрешению в административном, либо судебном порядке.
Таким образом, судебный избирательный спор – это правовой конфликт, возникший между субъектами избирательных правоотношений, в связи с предполагаемым нарушением свободы волеизъявления лица, обращающегося в суд за защитой избирательных прав и подлежащий рассмотрению и разрешению по установленной подсудности.
К числу наиболее распространенных, типичных причин возникновения избирательных споров относятся:
1. Противоречивость и незавершенность правового регулирования избирательных правоотношений.
2. Наличие в избирательном законодательстве коллизий и пробелов.
3. Недостаточный уровень политической и правовой культуры организаторов выборов и иных участников избирательного процесса.
4. Отсутствие у организаторов выборов и иных участников избирательного процесса необходимых юридических знаний и навыков применения законодательства.
5. Политические и сопряженные с ними иные эгоистические интересы участников избирательного процесса, в том числе стремление использовать электоральные конфликты в качестве средства привлечения повышенного внимания общественности к конкретным субъектам избирательной кампании.
6. Амбициозность и бюрократизм избирательных комиссий.
Также анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет заключить, что избирательные споры – это споры по поводу применения избирательного законодательства, возникающие в ходе референдума либо при назначении, подготовке, проведении и установлении результатов выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, которые разрешаются избирательными комиссиями различных уровней либо в судебных инстанциях.
Предметом обжалования могут быть решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан. Правом подачи жалобы наделены избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения, и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии. Кроме этого, в соответствии со ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», правом обжалования наделяются также члены любых избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса[4].
Таким образом, действующее законодательство предусматривает два способа рассмотрения избирательных споров – административный (инстанционный) и судебный.
Они имеют существенные отличия по кругу лиц, наделенных правом подачи соответствующей жалобы, по предмету обжалования (содержанию электорального конфликта), по установленным процедурам рассмотрения жалоб, по юридическим последствиям принимаемых решений.
Вместе с тем и административный, и судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав и разрешения электоральных споров дополняют друг друга в качестве относительно автономных, с юридической точки зрения, способов обеспечения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.
1.2 Классификация избирательных споров
Для более четкого выявления особенностей процессуальных средств, применяемых судом при разрешении конкретного избирательного спора определенное значение имеет классификация этих самых споров.
В зависимости от вида защищаемого права все избирательные споры она подразделяет на две группы:
1. Избирательные споры о защите активного избирательного права (права избирать).
2. Избирательные споры о защите пассивного права (права быть избранным).
Эта классификация избирательных споров признана самой распространенной, иначе говоря – традиционная.
Избирательные споры проявляются в самых разнообразных формах (видах), которые обусловливаются уровнем выборов, предметом разногласий, составом спорящих сторон.
В зависимости от содержания электорального конфликта можно различать[5]:
1. Споры, связанные с назначением выборов.
2. Споры, связанные с регистрацией (учетом) избирателей.
3. Споры, связанные с образованием избирательных округов и избирательных участков.
4. Споры, связанные с формированием избирательных комиссий.
5. Споры, связанные с выдвижением и регистрацией кандидатов.
6. Споры, связанные с проведением предвыборной агитации.
7. Споры, связанные с финансированием выборов и избирательных кампаний кандидатов.
8. Споры, связанные с организацией голосования, определением результатов выборов.
По кругу участников избирательных споров они подразделяются на:
1. Споры между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и гражданами.
2. Споры между органами государственной и муниципальной власти, их должностными лицами и избирательными комиссиями.
3. Споры между избирательными комиссиями и гражданами.
4. Споры между избирательными комиссиями разных уровней.
5. Споры граждан по поводу осуществления их избирательных прав.
В зависимости от субъектного состава спорного правоотношения Л.А. Киселева выделяет споры о защите избирательных прав:
1. Определенного субъекта (гражданина, общественного объединения и т.п.).
2. Неопределенного круга лиц (избирателей).
М.К. Треушников выделяет ещё одну классификацию – в зависимости от стадии развития избирательного процесса[6]:
1. Споры о формировании избирательных округов.
2. Споры о правильности списков избирателей
3. Споры о выдвижении и регистрации кандидатов в депутаты.
4. Споры по проведению предвыборной агитации.
5. Споры по вопросам проведения голосования и подсчета голосов.
6. Споры по закреплению результатов голосования.
Эта классификация избирательных споров довольно подробная, однако она не может считаться исчерпывающей в связи с многообразием избирательных споров, как по субъекту защиты, так и по объекту спора.
В качестве главных критериев классификации названы:
1. Уровень проводимых споров;
2. Предмет спора.
3. Оспаривающая сторона.
4. Порядок разрешения.
5. Причина возникновения спора.
Оспаривающей стороной могут быть: инициаторы или организаторы избирательного процесса, избиратели, кандидаты на выборные должности, их представители, наблюдатели, в том числе международные, но чаще других стороной в избирательном споре становятся граждане, которых по той или иной причине не зарегистрировали в качестве кандидатов, а также кандидаты, проигравшие на выборах.
Признаки: оспаривающая сторона (в избирательном процессе она именуется как заявитель по делу), порядок разрешения спора, причины возникновения спора вряд ли могут рассматриваться как основания для классификации избирательных споров, имеющих значение для судопроизводства. Скорее это обобщение данных по анализу всех споров, возникающих при проведении выборов или референдума. Применительно к судопроизводству может быть принят такой классификационный признак как предмет избирательного спора.
Поэтому возможно разделить все избирательные споры по признаку предмета спора:
1. Споры, возникающие из избирательных правоотношений в связи с нарушением организационно-процедурных правил организации и проведения выборов и проведения референдума.
2. Споры о нарушении нормативно-правового регулирования выборов и проведения референдума.
Предметом защиты во всех случаях разрешения правового конфликта из избирательных правоотношений будут политические права избирать и быть избранными и участвовать в проведении референдума граждан Российской Федерации.
Приведенные точки зрения по вопросу классификации избирательных споров позволяют сделать вывод о неоднородном подходе к этому вопросу ученых процессуального права и ученых материального права. Сложность проведения классификации избирательных споров в том, что избирательные споры многогранны и затрагивают большой круг субъектов.
Анализ сущности и классификации избирательных споров позволяет сделать вывод о том, что суд разрешает спор не из административных правоотношений, а из публично-правовых, избирательных правоотношений.