Избирательный процесс: понятие и структура

Затем председатель участковой избирательной комиссии оглашает присутствующим и заносит в протокол:

-                      число неиспользованных избирательных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями в ходе голосования;

-                      число избирателей, внесенных в список избирателей (в том числе в дополнительный);

-                      число полученных избирательных бюллетеней;

-                      число открепительных удостоверений для голосования на выборах, полученных участковой избирательной комиссией;

-                      число открепительных удостоверений для голосования на выборах, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке;

-                      число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям для голосования на выборах на избирательном участке;

-                      число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);

-                      число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосование вне помещения для голосования" в списке избирателей);

После занесения этих данных председателем участковой избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в переносных и стационарных ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Перед вскрытием переносных и стационарных ящиков для голосования проводится проверка целости печатей (пломб) на них. Во время подсчета голосов избирателей членам избирательной комиссии, за исключением председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается пользоваться письменными принадлежностями.

Затем поочередно вскрываются переносные ящики для голосования и производится подсчет находившихся в них избирательных бюллетеней. Отделяются избирательные бюллетени не установленной формы, либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Число извлеченных из каждого переносного ящика бюллетеней установленной формы оглашается председателем комиссии. Общее число, по переносным ящикам заносится в протокол.

После подсчета избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования вскрываются стационарные ящики для голосования и из них извлекаются избирательные бюллетени, которые смешиваются с бюллетенями, находившимися в переносных ящиках.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете, сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени не установленной формы и недействительные бюллетени.

Затем не менее два члена избирательной комиссии с решающим голосом подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и отдельно против всех кандидатов. Полученные данные немедленно заносятся в протокол.

Не действительные бюллетени учитываются отдельно. Таковыми считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в том числе те, в которых отметка проставлена более чем в одном квадрате, либо не содержит отметок. Последние, отделяются от иных недействительных избирательных бюллетеней, их число оглашается и заносится протокол. Так же, не действительными признаются все бюллетени, вынутые из переносного ящика для голосования, если их число не соответствует записям в реестре.

Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, а председатель комиссии заносит в протокол об итогах голосования число действительных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных ящиков, с отметками избирателей, поданных за каждого из кандидатов и против всех кандидатов.

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, др. лица, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Затем, в соответствии с методическим руководством ЦИК РФ производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования.

Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, каждый из которых подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (в случае отсутствия некоторых членов комиссии - не менее половины от установленного числа, причем причина отсутствия вносится в протокол) с проставлением даты и времени его подписания. Член комиссии с правом решающего голоса не согласный с содержанием протокола вправе зафиксировать свое особое мнение. Первый экземпляр протокола об итогах голосования немедленно направляется в территориальную окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр вместе с избирательными бюллетенями и другими документами хранятся секретарем избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении. Третий экземпляр (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией. Заверенные копии протокола выдаются лицам, имеющим на это право в соответствии с законодательством под роспись немедленно после его подписания.

На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливает результаты выборов по избирательному округу. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов, снять и заверить с него копию.

Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также иностранных (международных) наблюдателей.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии об итогах голосования вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией, либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, которые в соответствии с законодательством вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей. В протоколе делается отметка «Повторный подсчет голосов» и он незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации определяет итоги голосования и итоги выборов, руководствуясь методикой закрепленной в федеральных законах «о выборах Президента РФ» и «о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (соответственно).

Итоги голосования подведенные избирательными комиссиями всех уровней должны быть обнародованы через средства массовой информации в порядке и сроки, которые установлены законом, но не позднее чем через один месяц со дня голосования.

Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации осуществляется в течение трех месяцев со дня голосования. Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации осуществляется в течение двух месяцев со дня голосования. В течение трех месяцев со дня официального опубликования (обнародования) полных данных о результатах выборов в органы государственной власти, референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации данные, которые содержатся в протоколах всех комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, референдума, размещаются в информационно – телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет".

избирательный процесс кандидат предвыборный



Заключение


В избирательном процессе существенный момент его содержания составляет политическое (гражданское) доверие избирателей к государственным институтам и органам, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Гражданское доверие, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, определяет смысл современного избирательного процесса как механизма воспроизводства власти и избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту важнейшую общественную функцию.

Если верить социологическим опросам, только 6% наших сограждан читают предвыборные программы. Остальные делают выбор по принципу "нравится - не нравится". Но в том-то и дело, что нравится или не нравится им не кандидат как таковой, а его образ. Избиратели голосуют за брэнд, торговую марку. Путин - это "сильная рука". Примаков - "стабильность", Зюганов - "прекрасное прошлое". Именно это дает возможность манипулировать общественным мнением. Для этого применяются различные предвыборные технологии, которые выливаются в информационные войны.

Отсюда и растущее равнодушие к информационным войнам. По мере того как компромат становится привычным, избиратель приобретает к нему иммунитет. Психологи считают, что политическая реклама в большом количестве работает не на пользу, а во вред.

Есть мнение, что чем назойливее и грязнее политики ведут свою кампанию, тем меньше людей придет к избирательным урнам. При явке от 40 до 60% в электорате будут преобладать пенсионеры с их в основном левыми предпочтениями. В том же случае, если к урнам придет менее 40%, исход выборов может быть непредсказуем. Для того чтоб гражданин нес ответственность за государство, в котором живет, требуется уже в старших классах школы прививать правовую культуру, особенно в области избирательного права.


Список литературы


1.                 Большой юридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2003.

2.Веденеев Ю.А. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты.// Государство и право. 1997, №8

3.Дольникова В.А. Конституционное право Республики Башкортостан: Учебник, - Уфа, ГУП УПК, 2003.

4.Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. Отв. редактор – доктор юрид. Наук А.В. Иванченко. – М.: Издательство НОРМА, 1999.

5.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2003.

6.Постников А.Е. О проекте нового Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».//Адвокат. 2002, №1.



Нормативные материалы


1.                 Конституция Российской Федерации.

2.                 Конституция Республики Башкортостан.

3.Федеральный закон от 12.06. 02 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4.Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 №119-ФЗ.

5.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» от 20.12.2002 № 175-ФЗ

6.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 №19-ФЗ.

7.Кодекс РБ «О выборах» от 01.09. 97 №118-з.

8.Всеобщая декларация прав и свобод человека.

9.Международный пакт о гражданских и политических правах.


 .ru



[1] Конституция Российской Федерации. Ст.32, Конституция Республики Башкортостан. Ст. 33.

[2] Всеобщая декларация прав и свобод человека. Ст. 21 п. 3

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах. Ст. 25

[4] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. Отв. редактор – доктор юрид. наук А.В. Иванченко. – М.: Издательство НОРМА, 1999

[5] Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 №119-ФЗ. Ст. 1.

[6] Конституция Республики Башкортостан. Ст.83.

[7] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.02 №67-ФЗ (ред. 23.12.2003). Ст. 10

[8] Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской федерации» от 20.12.2002 № 175-ФЗ

[9]«Кодекс Республики Башкортостан о выборах» от 01.09.1997 №118-з (ред. 04.11.2003). Ст. 10.

[10] Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 №19-ФЗ. Ст. 6

[11] Там же. Ст. 34.

[12] Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 №67-ФЗ (ред. 23.12.2003). Ст. 48-54. и Кодекс РБ «О выборах» от 01.09.1997 (ред. 04.11.2003). Ст. 58-64.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты