Избирательный процесс в Российской Федерации

Избирательный процесс в Российской Федерации

Содержание

Введение

1. Принципы проведения выборов в РФ

2. Регистрация (учет) избирателей, составление списка избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

3. Организация и осуществление голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Заключение

Список литературы


Введение

Под избирательным процессом в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Избирательный процесс образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, это один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления.

Избирательный процесс в Российской Федерации проводится строго в соответствии с нормативными актами, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1) Конституция РФ, конституции республик в составе Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)[1]; другие федеральные законы[2], а также законы субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в органы гocударственной власти и органы местного самоуправления;

3) указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются постановлениями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав в Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.


1. Принципы проведения выборов в РФ


Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин России, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления[3].

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленных количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоялось до истечения этого срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично, и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя; а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Второй элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов — косвенным и многостепенным. Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможна постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать тайную комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюлле теней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Выборы органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение срок полномочий этих органов или депутатов.

Выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на орган или должностное лицо.

День голосования на выборах в федеральные органы государственной власти определяется в соответствии с федеральным законом.

Днями голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных федеральным законом, второе воскресенье октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов указанных органов.

Голосование на выборах может быть назначено только на воскресенье.

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки опубликования избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначает выборы в сроки, предусмотренные законом, а также если уполномоченный на то орган или должностное лицо отсутствуют, выборы назначаются: в федеральные органы государственной власти — Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом; в органы государственной власти субъекта Федерации — избирательной комиссией субъекта Федерации не позднее чем за 80 дней до дня голосования; в органы местного самоуправления — соответствующей избирательной комиссией не позднее чем за 70 дней до дня голосования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного законом срока официального опубликования решения о назначении выборов.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты