Изменения в правовом регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей про...

Введение предварительной оплаты породило и поиск способов ее избежать. Таковых множество. Это и расчеты векселями, и долговыми обязательствами, и зачеты, и предоставление займов покупателям. Поскольку закон не обязывает осуществлять расчеты строго денежными средствами, изложенные схемы вполне законны и заслуживают право на существование.

Еще одним нюансом введения предварительной оплаты можно назвать вопрос о конституционности такого мероприятия. Основополагающими принципами российского права являются, в частности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, свобода договора (ст. 8 Конституции РФ). Соответствует ли им рассматриваемая норма? Стоит обратиться в Конституционный Суд РФ, чтобы узнать ответ.

В русло укрепления финансового состояния алкогольного рынка вливается и повышение требований к уставному капиталу (уставному фонду) его участников. Отныне производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн. руб. Указанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера. Производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 50 млн. руб. Повышены сборы за подачу заявлений о выдаче лицензий и за выдачу лицензий (см. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции").

Субъекты Российской Федерации, осуществляя регулирование порядка взимания и установления размеров сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, вправе устанавливать соответствующие сборы (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 114-ФЗ). Они вправе установить и повышенные требования к размеру уставного капитала (уставного фонда) организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции. Например, Правительство Республики Башкортостан, реализуя указанные полномочия, установило в п. 1.2 Положения о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Башкортостан (в редакции от 21 ноября 2005 г.), что розничная продажа алкогольной продукции на территории Республики осуществляется юридическими лицами (далее - организации) на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее - лицензия), выданной лицензирующим органом. Размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) организаций, за исключением организаций общественного питания, должен составлять не менее 500 тыс. руб.

С 1 января 2006 г. введена маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками взамен региональных, маркировка акцизными марками оставлена. Таким образом, и эта мера направлена на мобилизацию финансовых средств и обеспечение своевременности уплаты налогов. Однако в данном случае имеет место и перераспределение доходов - с регионального на федеральный уровень бюджетов.

"Интересным" новшеством законодательства стало запрещение торговли алкогольной продукцией, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции, индивидуальными предпринимателями начиная с 1 июля 2006 г.

Причин такого запрета скорее всего несколько. Наблюдается тенденция ужесточения контроля над алкогольным рынком при ослаблении государственного регулирования (регулирование уменьшается, контроль усиливается), а множество предпринимателей сложнее контролировать. Как следствие, законодатель стремится укрупнить товарные потоки на алкогольном рынке, что приведет также и к увеличению объемов финансовых потоков, а в конечном счете - увеличению платежей в бюджет, прозрачности исчисления и уплаты налогов.

Усилению контроля способствует введение учета и декларирования не только объемов производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (как было ранее), но и объемов ее использования, а также объемов розничной продажи алкогольной продукции.

Причем поставить заслон на пути нелегальной продукции законодатель, по видимому, не старался, разрешив предпринимателям торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией (всякого рода стеклоомывателями, стеклоочистителями и т.п.).

На усиление контроля направлено и введение новых способов учета продукции. С 1 июля 2006 г. основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением оборудования для производства вина, должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование для производства вина должно быть оснащено автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции. Основное технологическое оборудование и оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд должны быть оснащены техническими средствами фиксации и передачи информации в единую государственную автоматизированную информационную систему, включающими в себя средства защиты информации.

Федеральным законом N 102-ФЗ отменен, как доказавший свою неэффективность, институт квотирования производства и оборота спирта. Отныне поставки спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции осуществляются при условии представления только уведомления. Отменена государственная регистрация основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции. Отменена и аккредитация организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции. Таким образом, разрешительный порядок оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции заменен уведомительным, все ограничения оборота, за отмену которых производители боролись уже давно , сняты.

Ужесточены технические требования к производству спирта и алкогольной продукции. С 1 января 2008 г. производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), допускается только при условии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях. Следует сказать, что стоимость проектирования и строительства подобных очистных сооружений достигает по примерным прикидкам десятков, а то и сотен миллионов рублей.

Таким образом, основной тенденцией изменений законодательства о государственном регулировании производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является уменьшение государственного регулирования с одновременным усилением государственного контроля над отраслью. В целом изменения в законодательстве дали лишь старт формированию новой нормативной базы и судебной практики, породив больше вопросов, чем ответов.


Литература


1.        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.1995 N 171-ФЗ
(ред. от 31.12.2005, с изм. от 26.07.2006)
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2006)
 

2.        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.2005 N 114-ФЗ
"О СБОРАХ ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 08.07.2005)
 

3.        СОГЛАШЕНИЕ Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 30.03.2002
"О ТАМОЖЕННОМ И НАЛОГОВОМ КОНТРОЛЕ ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ И ОБОРОТОМ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИЯХ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ЕВРАЗЭС"
 

4.        ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.12.2005 N 864
(ред. от 16.06.2006)
"О СПРАВКЕ К ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ НА ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ"
(вместе с "ПРАВИЛАМИ ЗАПОЛНЕНИЯ СПРАВКИ К ТОВАРНО-ТРАНСПОРТНОЙ НАКЛАДНОЙ НА ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ, АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ")
 

5.        ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 03.06.2006 N 349
"ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ ДЕНАТУРАЦИИ (ВВЕДЕНИЯ ДЕНАТУРИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ) ЭТИЛОВОГО СПИРТА И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ НЕПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И СОДЕРЖАНИЕМ В НИХ ДЕНАТУРИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ"
 

6.        ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 31.12.2005 N 857
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УВЕДОМЛЕНИЙ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ЗАКУПКУ (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД), ПОСТАВКИ ЭТИЛОВОГО СПИРТА (В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕНАТУРАТА) И НЕФАСОВАННОЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ С СОДЕРЖАНИЕМ ЭТИЛОВОГО СПИРТА БОЛЕЕ 60 ПРОЦЕНТОВ ОБЪЕМА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ, И ФОРМ УВЕДОМЛЕНИЙ"
 

7.        ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 09.07.1998 N 727
(ред. от 03.10.2002, с изм. от 09.02.2004)
"О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ, ХРАНЕНИЮ И ОБОРОТУ ЭТИЛОВОГО СПИРТА, ИЗГОТОВЛЕННОГО ИЗ ВСЕХ ВИДОВ СЫРЬЯ, СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
 

8.        ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 04.07.2002 N 494
"О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ НА АЛКОГОЛЬНУЮ И СПИРТОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ"
 

9.        ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.07.1996 N 874
(ред. от 06.09.1998, с изм. от 27.08.1999)
"О ВВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЭТИЛОВОГО СПИРТА ИЗ ПИЩЕВОГО СЫРЬЯ, АЛКОГОЛЬНОЙ, АЛКОГОЛЬСОДЕРЖАЩЕЙ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ДРУГОЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ"
 

10.     ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.08.1999 N 967
"О ПРОИЗВОДСТВЕ И ОБОРОТЕ СПИРТОСОДЕРЖАЩИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ПАРФЮМЕРНО - КОСМЕТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ (СРЕДСТВ)"
 

11.     РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 13.01.2006 N 17-р
(ред. от 06.07.2006)
<ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ВИДОВ ОСНОВНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ>
 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты