Органы по труду могут осуществлять контроль за содержанием коллективного договора, соглашения только после его получения от представителей работодателя (работодателей) для уведомительной регистрации.
«…Органы государственного контроля за соблюдением трудового законодательства и суд могут контролировать содержание и выполнение коллективных договоров и соглашений только после обращения к ним полномочных представителей сторон, работодателей, работников, по отношению к которым применяются коллективный договор, соглашение» [30].
Систематичность контроля за выполнением принятого коллективного договора и неотвратимость ответственности сторон за его невыполнение являются основными принципами социального партнерства. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляют стороны и их представители, а также органы по труду. Формы контроля могут быть самыми разнообразными и предусматривать проверку как выполнения отдельных (взаимных) обязательств, так и содержания договора в целом. На общем собрании (конференции) трудового коллектива обычно в конце календарного года стороны отчитываются о выполнении коллективного договора. Стороны обязаны предоставлять информацию, необходимую для осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. Лица, виновные в непредоставлении такой информации, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые определены федеральным законом.
«Действующим законодательством установлена ответственность представителей сторон за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля» [29].
Так, ст. 5.28 и 5.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают за подобные правонарушения административное наказание в виде штрафа в размере от 10- до 30-кратной величины минимального размера оплаты труда. Статья 5.30 КоАП РФ для работодателя (его представителя) устанавливает административный штраф от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда за необоснованный отказ от заключения коллективного договора. Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ). Привлечение к ответственности осуществляет соответствующая инспекция труда.
Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновные нарушения обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора). Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение таких коллективно-договорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера дисциплинарного проступка, его тяжести и личности нарушителя. Например, участники коллективных переговоров не имеют права разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В этом случае возможно увольнение с работы по подп. "в" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
В ст. 5.28 КоАП РФ предусмотрена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за уклонение от участия в переговорах о заключении, об изменении или дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно за необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки в виде штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Дела о привлечении к данному виду административной ответственности отнесены к компетенции должностных лиц государственной инспекции труда. При совершении перечисленных в данной норме нарушений на федеральном уровне для привлечения виновных лиц к административной ответственности следует обращаться в федеральную инспекцию труда, состоящую в ведении Минтруда РФ. Если указанные правонарушения совершены на региональном или местном уровне, то с заявлением о привлечении к административной ответственности необходимо обращаться в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта Российской Федерации.
В ст. 5.29 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лиц, его представляющих, за непредоставление в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашений. За совершение перечисленных административных проступков также предусмотрена ответственность в виде штрафа от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Для привлечения к административной ответственности по данной статье КоАП РФ необходимо доказать следующие правовые обстоятельства. Во-первых, «…наличие связи между запрашиваемой информацией и проведением коллективных переговоров либо осуществлением контроля за соблюдением условий коллективного договора, соглашений» [22].
Во-вторых, получение полномочными представителями работодателя от полномочных представителей работников, органов государственной власти, органов местного самоуправления письменного запроса указанной информации.
В ст. 5.30 КоАП РФ установлена ответственность за необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения. Для привлечения к ответственности за совершение данного административного проступка необходимо доказать следующие обстоятельства, имеющие правовое значение. Во-первых, наличие представленного полномочным представителям работодателя проекта коллективного договора либо соглашения. Во-вторых, отказ полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения на предлагаемых полномочными представителями работников условиях. В-третьих, необоснованность отказа полномочных представителей работодателя от заключения коллективного договора либо соглашения.
В ст. 5.31 КоАП РФ установлена ответственность работодателя или лица, его представляющего, за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению. Нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению предполагает совершение виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя или работодателей. В то время как невыполнение таких обязательств может произойти и при отсутствии виновных действий со стороны полномочных представителей работодателя, например при невыполнении заказчиками обязанности по оплате выполненных работ.
За невыполнение или нарушение соглашений федерального уровня органами и должностными лицами федеральной исполнительной власти к ответственности может привлечь федеральная инспекция труда в лице полномочных представителей. За невыполнение соглашений, коллективных договоров другими лицами к ответственности может привлечь государственная инспекция труда соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого состоялось нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору или соглашению. Невыполнение или нарушение обязательств по коллективному договору, соглашению может стать основанием для привлечения к административной ответственности в виде штрафа от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, полномочные представители работодателей за невыполнение законодательства о коллективных договорах и соглашениях могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. «…При причинении материального ущерба работодателю в связи с нарушением законодательства о коллективных договорах и соглашениях полномочные представители работодателя могут быть привлечены к материальной ответственности» [11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коллективный договор занимает совершенно особое место среди локальных, т. е. действующих только в отношении одного предприятия, нормативных актов. Прежде всего, потому, что это двусторонний документ, тогда как основная масса локальных нормативных актов принимается только работодателем. При этом, в отличие от трудового договора, стороной коллективного договора являются все работники организации (в лице представителей) либо их часть (поскольку коллективный договор может быть заключен не только в организации, но и в любом ее обособленном структурном подразделении).
Коллективный договор нужен, чтобы работники предприятия и работодатель могли при желании закрепить в нем различные взаимные обязательства. Статья 40 Трудового кодекса РФ определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.
Как показывает практика, работодатели зачастую ошибочно считают, что коллективный договор - это документ, который обязательно должен быть на каждом предприятии. В этом заблуждении работодателей поддерживают инспекторы Федеральной инспекции труда, которой зачастую выдают предписания о необходимости заключить с работниками коллективный договор.
Однако трудовое законодательство устанавливает, что обязанность работодателя по ведению коллективных переговоров возникает только в том случае, когда другая сторона - работники - направляет ему уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров. Тогда работодатель обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения такого уведомления (ст. 36 ТК РФ). За уклонение от ведения переговоров в этом случае предусмотрена административная ответственность (ст. 5.28 КоАП РФ).
Любой коллективный договор - продукт коллективных переговоров, проведенных представителями работников и работодателя. Следовательно, для того чтобы приступать к переговорам, стороне-инициатору вначале необходимо выбрать представителя.
Представителями работников при проведении коллективных переговоров согласно ст. 29 ТК РФ могут быть:
– первичная профсоюзная организация;
– иные представители, избираемые работниками.
Все дальнейшие вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров, порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения) определяются комиссией самостоятельно (статьи 37 и 42 ТК РФ). Кодекс ограничивает действия сторон лишь следующими сроками:
1) две недели со дня получения запроса - это предельный срок, в течение которого одна сторона обязана предоставить другой имеющуюся у нее информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Но и за нарушение этого срока ответственность установлена только для работодателя (ст. 5.29 КоАП РФ). Учитывая "беззащитность" работодателя в этом процессе, мы рекомендуем как можно тщательнее документировать все этапы ведения переговоров (обмен письмами, протоколы совместных заседаний представителей сторон) - во избежание обвинений в том, что это именно он виноват в затягивании переговоров.
Следует также обратить внимание, что предоставлена может быть только та информация, которая, во-первых, "имеется" у стороны, а во-вторых, необходима для ведения коллективных переговоров;
2) три месяца со дня начала коллективных переговоров - в этот срок стороны должны подписать коллективный договор в любом случае. Если ряд положений останется несогласованным, то договор подписывается на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий (ст. 38 ТК РФ).
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом коллективном договоре (ст. 43 ТК РФ). Действовать он может не более трех лет, при этом допускается его продление также на срок до трех лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации (либо ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения). Поэтому при приеме каждого нового работника работодатель должен ознакомить его с заключенным коллективным договором (ст. 68 ТК РФ).
Отметим также, что нормы коллективного договора не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный Трудовым кодексом (статьи 9 и 50 ТК РФ). Если такие условия все же включены в коллективный договор, то это не делает весь договор недействительным - не применяются лишь условия, противоречащие ТК РФ.
Коллективный договор сохраняет свое действие в следующих случаях:
– при изменении наименования организации, расторжении трудового договора с руководителем организации;
– при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации - в течение всего срока реорганизации;
– при смене формы собственности организации - в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности (в этом и предыдущем случаях любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет);
– при ликвидации организации - в течение всего срока проведения ликвидации.
Коллективный договор может быть изменен. При этом применяется тот же порядок, что при его заключении (ст. 44 ТК РФ). То есть вопросами изменения занимается комиссия, созданная из представителей сторон.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 2009. – 21.января
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (Редакция от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) // СЗ РФ. – 2002. – N 1 (ч. 1). – ст. 3.
3. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях от 30 декабря 2001 г. (Редакция от 05.04.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.05.2010) // СЗ РФ. – 2002. – N 1 (ч. 1). – ст. 1.
4. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" // СЗ РФ. – 2002. – N 48. – ст. 4741.
5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" // СЗ РФ. – 1996. – N 3. – ст. 148.
6. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 500 "О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне" // СЗ РФ. – 2005. – N 33. – ст. 3428.
7. Постановление Минтруда РФ от 10 октября 2003 г. № 68 "Об утверждении положения о регистре соглашений и коллективных договоров" // СЗ РФ. – 2003. – N 33. – ст. 3429.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 17.03.2004 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». // СЗ РФ. – 2004. – N 36. – ст. 328.
Учебная и научная литература
9. Власов В.И. Соглашения и коллективные договоры // Государство и право. – 2004. – № 8. – С. 28 – 30.
10. Гейц И.В. Заключение коллективных договоров с работниками в соответствии с Трудовым кодексом РФ // Консультант бухгалтера. – 2002. – № 4. – С. 25 – 28.
11. Жарков Б.М. Современные коллективные договоры: опыт Запада и возможности его применения в РФ // Ваше право. – 2005. – № 3. – С. 30 – 32.
12. Карсетская, Е. Порядок заключения коллективного договора // Экономика и жизнь. – 2002. – №4. – С. 22 – 25.
13. Киселев В.Н., Смольков В.Г. Социальное партнерство в России. – М., 2005. – 324 с.
14. Кислякова М. Коллективный договор: особенности оформления // ЭЖ-Юрист. – 2006. – № 5. – С. 15 – 18.
15. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. / Под ред. К.Н.Гусова. – М.: Проспект, 2006. – 645 с.
16. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. / Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А.. – М.: Спарк, 2006 . – 555 с.
17. Куренной А.М Правовое регулирование заключения коллективного договора //. Законодательство. – 2004. – № 11. – С. 20 – 22.
18. Лушникова М.В. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) . – Ярославль, 2005. – 432 с.
19. Лыгин Р.Н. Новый Трудовой кодекс: как отразить потребности времени? // Журнал российского права. – 2004. – № 12. – С. 30 – 32.
20. Мирзоян Г. Коллективный договор: правила игры // Кадровое дело. – 2003. – №4. – С. 26 – 30
21. Нуртдинова А.Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. – М., 2007. – 244 с.
25.Нуртдинова А.Ф. Социальное партнерство: новые правовые решения // Справочник кадровика. – 2002. – № 4. – С. 25 – 28.
22. Нуртдинова А.Ф., Окуньков Л.А., Френкель Э.Б. Комментарий к законодательству о социальном партнерстве. – М., 2005. – 356 с.
23. Орловский Ю.П. Трудовой кодекс Российской Федерации - важный этап реформы трудового законодательства // Журнал российского права. – 2002. – №8. – С. 21 – 25.
24. Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф. Настольная книга кадровика: юридические аспекты . – М.: ЦФЭР, 2009. – 324 с.
25. Политика социального партнерства (российский и зарубежный опыт) / Отв. ред. М.В. Каргалова, К.Д. Крылов. – М., 2006. – 232 с.
26. Порваткин Г.М. Заключаем коллективный договор // Кадровое дело. – 2005. – № 1. – С. 23 – 25.
27. Семигин Г.Н. Социальное партнерство в современном мире. – М., 2008. – 158 с.
28. Ситникова Е.Г. Социальное партнерство. Методические материалы. – Саратов, 2005. – 203 с.
29. Сосна Б.И. О некоторых проблемах коллективных договоров // Юрист. – 2005. – № 9. – С. 42 – 45.
30. Социальная ответственность как фактор эффективного развития современного общества (европейский опыт и Россия) / Отв. ред. М.В. Каргалова. – М., 2008. – 149 с.
31. Социальное партнерство на фоне реформы // Человек и труд. – 2004. – №6.– С. 65 – 68.
32. Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. – М., 2005. – 124 с.
33. Цитульский В.Ф. Социальное партнерство: реальность или миф? – Тверь, 2005. – 97 с.
34. Чуча С.Ю. Становление и перспективы развития социального партнерства в Российской Федерации. – М., 2008. – 204 с.
35. Шебанова А.И. Соглашения и коллективные договоры в условиях формирования рыночных отношений // Государство и право . – 2005. – № 5. – С. 42 – 44.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10