Для того чтобы общество и государство развивались без социальных взрывов и потрясений, необходимо, чтобы общество адекватно реагировало на прямые регулирующие воздействия власти и адаптировалось к условиям и правилам развития, определяемым этими воздействиями. Для формирования соответствующего морально-психологического, нравственного и эмоционального состояния общества система органов власти должна постоянно осуществлять дополнительное информационное взаимодействие с обществом, публично разъясняя свои решения и действия, а общество, его институциональные структуры и отдельные граждане должны иметь возможность открыто выражать свое коллективное и личное отношение к решениям и действиям власти.
2.1 Сущность правовой информатизации
В современном мире глобальной информатизации и глобальных телекоммуникаций право человека на информацию, конфиденциальность информации, защиту от информации и на интеллектуальную собственность закреплены законодательно. [5] Процесс правовой информатизации представляет собой внедрение компьютерных технологий в правовую систему государства, а также является частью комплексного процесса информатизации общества. Его воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение ИКТ. Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации.
Растущие потребности общества также переносятся и в область информации, она становится ценным ресурсом, а её продажа, распространение - жизненно важным процессом. Сильное правовое государство не просто контролирует этот процесс, но и управляет им, поскольку правовая информатизация ускоряет доступ к правовым материалам, а также существенно облегчает их восприятие. Кроме того, информатизация позволяет увеличить производительность труда, что немаловажно для работников, вовлечённых в трудовую деятельность в сфере права.
Статья 34 Конституции Республики Беларусь гарантирует право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Речь идёт не только о политических новостях, экономической статистике, но и о правовых данных. Ими должны быть обеспечены все институты и жители страны, от государственных органов до каждого гражданина. На любом этапе информатизации особое значение приобретают процессы правовой информированности граждан, что является одним из приоритетных факторов динамичного развития цивилизованного государства. Как отметил Дмитрий Булахов, помощник Президента - полномочный представитель Президента в Национальном собрании, "существенная роль принадлежит повышению вовлеченности граждан в процесс принятия решения, что очень важно для нашей социально ориентированной страны: информация с мест должна стать основой для управленческих действий и руководства территориями, предприятиями, административными единицами и, в конце концов, целой страной".
На мой взгляд, сущность правовой информатизации может быть раскрыта через её цели, задачи и проблемы, возникающие на пути данного процесса. Как и любой другой важнейший государственный процесс, правовая информатизация регулируется нормативно-правовыми актами.
Впервые проблема правовой информатизации Республики Беларусь впервые была затронута в Концепции судебно-правовой реформы в 1992 году. Указом Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 был создан Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
На него были возложены следующие задачи: координация процессов правовой информатизации, создание государственной системы правовой информации, а также системы межгосударственного обмена правовой информацией.
В соответствии с решением Координационного научно-технического совета по информатизации правоохранительных органов Республики Беларусь от 31 августа 1995 г., НЦПИ в 1997-1998 г. г. разработал Концепцию правовой информатизации, которая была согласована с Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Прокуратурой, Министерством внутренних дел, Комитетом государственной безопасности, Министерством юстиции, главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Республики Беларусь. Множество положений данной концепции было реализовано на практике.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 июля 1998 г. № 376 "О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь", НЦПИ разработал и внедрил в деятельность нормотворческих государственных органов КБДПЗ. Претворение в жизнь данного указа существенно упростило доступ к законодательству Республики. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 "О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности", создана "Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь", предназначенная для внедрения во всех государственных органах, осуществляющих подготовку проектов нормативных правовых актов.
В настоящий момент развитие правовой информатизации в нашей Республике регулируется в рамках Государственной программы информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь", утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819.
Государственная система правовой информации в настоящий момент включает в себя Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, Эталонный банк данных правовой информации (ЭТАЛОН), единый правовой классификатор Республики Беларусь, комплексную систему распространения правовой информации, а также систему межгосударственного обмена правовой информацией.
2.2 Реализация задач правовой информатизации как путь к развитию коммуникации в системе государственного управления
Как отметил И.Л. Бачило в статье "Глобальная информатизация и право": "Главное состоит в том, чтобы усовершенствовать сам процесс законотворчества на основе новейших методов сбора и обработки информации, необходимой при подготовке законов и иных нормативных и индивидуальных актов". [3] Однако задачи правовой информатизации относятся не только к внедрению электронных баз данных, автоматизированной подготовке законопроектов, но и к управлению информационными ресурсами. К таким задачам можно отнести:
эффективное использование бюджетных средств на создание, ведение, хранение и защиту правовой информации;
обеспечение свободного доступа к ресурсам через сеть Интернет, другие средства массовой информации для государственных органов, физических и юридических лиц;
защита информационных ресурсов от преступных посягательств.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 "О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь" выделяет ряд направлений, в которых раскрываются задачи правовой информатизации.
На мой взгляд, приоритетной задачей правовой информатизации в настоящий момент является построение информационно-правового пространства государства, поскольку именно через него сможет происходить взаимодействие всех субъектов права в государстве. Отмечается, что реализация данной задачи может быть осуществлена через совершенствование и развитие единого непрерывного цикла создания, обработки и распространения нормативной правовой информации посредством компьютеризации государственных органов и внедрения электронного документооборота.
Одной из главных задач является развитие доступного интернет-портала, содержащего исчерпывающее количество правовой информации в различных отраслях права. И хотя такой портал уже существует, не решена проблема доступа к территориально удаленным и региональным правовым информационно-правовым ресурсам. Важнейшим преимуществами работы с электронными ресурсами является их актуальность, скорость доступа. Быстрое обновление и замена устаревшей информации на интернет-портале, комментарии специалистов, возможность всех категорий граждан получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам - также задачи, которые предстоит решить на пути к правовой информатизации. Немаловажной задачей является привлечение к участию в информатизации негосударственный сектор экономики наряду с сохранением в руках государства рычагов влияния на данный процесс.
2.3 Проблемы правовой информатизации
Перед правовой информатизацией возникает ряд трудностей, связанных с недостаточной правовой культурой населения, неготовностью отдельных государственных органов, объективной невозможностью доступа значительной части населения к удалённым ресурсам. Все эти трудности носят субъективный характер и могут быть преодолены через повышение правовой и информационной культуры граждан, подготовку и переподготовку кадров в сфере использования правовых и информационных ресурсов, увеличение государственных расходов на среднее и высшее образовании в сфере информационных технологий.
Преодоление проблем правовой информатизации, создание единых баз данных с доступом для всех субъектов права в государстве позволит поднять на более высокий уровень эффективность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повысить правовую культуру населения, позволит гражданам реально влиять на процессы законотворчества.
Заключение
Таким образом, в своей работе я рассмотрел не только коммуникацию в системе государственного управления в узко теоретическом смысле, но и коснулся практических моментов, а именно одного из направлений инновационного развития коммуникации - правовой информатизации.
Данные проблемы широко разработаны в зарубежной литературе. Наилучшим образом процесс коммуникации описан у Толкота Парсонсу, который выделяет в процессе коммуникации взаимодействие нескольких элементов. Среди них американский социолог выделил следующее:
действие автора и/или носителя сообщения;
ответная реакция реципиента;
содержание коммуникативного процесса;
взаимные роли, связывающие между собой участников коммуникативного взаимодействия.
Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации, зависят от того, что известно о получателе информации. Специалисты по коммуникациям считают, что наиболее важным фактором, нарушающим "общность" в коммуникациях между источником и получателем информации, являются изменения, которые происходят в её кодировании и расшифровке. Наиболее эффективные коммуникации устанавливаются в том случае, когда процессы кодирования и расшифровки информации являются единообразными.
В ходе работы с материалом было выяснено, что коммуникация в системе государственного управления - это обмен информацией посредством общей системы символом, социальное взаимодействие, обладающее рядом свойств и признаков и направленное на регулирование поведения людей, работы государственных институтов ради достижения общей цели.
После написания курсовой работы, я пришёл к следующим выводам. Во-первых, существуют различные каналы, по которым осуществляется коммуникация в системе государственного управления, и достаточно тяжело определить, какой из них является наиболее важным и необходимым. Безусловно, официальные средства для коммуникации в государственных структурах несут больше конкретики и проверенных данных, нежели неофициальные.
Однако в современном мире фильтровать информацию уже не представляется возможным. Поэтому, на мой взгляд, официальным лицам и структурам нет смысла искажать информацию, ведь правда всё равно просочится наверх.
Во-вторых, коммуникация в системе государственного управления выполняет большое количество функций, начиная от сохранения текущего состояния государства, чётким выполнением планов для достижения целей и заканчивая развитием культуры, моральных ценностей у жителей государства.
Кроме того, мною рассмотрен практический аспект коммуникации в системе государственного управления - правовая информатизация. На сегодняшний момент в Республике делается всё необходимое для развития информационных и коммуникативных технологий. Это и создание баз данных в государственных учреждениях, автоматизация многих рутинных процессов, приобщение людей в мультимедийным средствам связи.
И хотя в Республике Беларусь принят ряд законов, которые должны упростить и совершенствовать коммуникацию, обратную связь, в данном направлении государству придётся проделать достаточно большую и тяжёлую работу.
Актуальность изучения коммуникации в системе государственного управления объясняется возрастанием роли политико-коммуникативных аспектов в деятельности государственной власти в эпоху постиндустриального общества, в котором усиливается потребность людей в информации и коммуникации, выступающими основной ценностью, "стратегическими ресурсами и системообразующими факторами социально-политической реальности.
Коммуникация не может существовать в отрыве от государства и общества, а общество не может развиваться без грамотно налаженной коммуникации. Однако без взаимного доверия, обратной связи и своевременно поступающей информации, коммуникации государственных институтов и общества не будет эффективной и продуктивной. В связи с этим, на мой взгляд, руководители государства, равно как и управленцы разного уровня, должны искать пути, подходы совершенствования коммуникации, установления неформальных, более оперативных каналов передачи информации, наращивать собственный потенциал через общение с подчинёнными, другими руководителями, постоянному обучению и личностному росту.
Список используемых источников
1. Административно-правовые основы государственного управления: учеб. пособие /С.А. Балашенко, Т.С. Бойко, Г.А. Василевич и др.; общ. ред. А.Н. Крамника. - Минск: Тесей, 2004. - 704 с.
2. Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Известия АН СССР. - Т.40. - № 4. - 1981. - 437 с.
3. Бачило И.Л. Глобальная информатизация и право. - М., 1999. - 257 с.
4. Бухман В.Б. Информатизация культуры или окультуривание информатики - проблема границ // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века. - Тверь, 2001.
5. Бухман В.Б. Информатизация культуры или окультуривание информатики - проблема границ // Культура мира: перспективы на рубеже XXI века. - Тверь, 2001. - 215 с.
6. Винер Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине. М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983. - 344 с.
7. Глазунова Н.И. Система государственного управления. - М., 2002.
8. Государственное управление: практика и перспективы / Редкол.: В.В. Русакевич, В.М. Михеев. - Минск.: Беларусь, 1999. - 320 с.
9. Десслер Г. Управление персоналом: учебн. пособие / под ред.А.И. Шленова. - М.: БИНОМ, 2002. - 432 с.
10. Забелов С.М., Забелов П.С. Правовое регулирование государственного управления: учебное пособие. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003. - 230 с.
11. Зорин В.И. Философский толковый словарь "Евразийская мудрость от А до Я". - Алматы: Создiк-Словарь, 2002. - 407 с.
12. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. - 175 с.
13. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Экзамен, 2004. - 416 с.
14. Кнорринг В.И. Основы искусства управления: учеб. пособие для вузов / В.Н. Кнорринг; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Российской Федерации, Ин-т бизнеса и делового администрирования. -М.: Дело, 2003. -328 с.
15. Концепция совершенствования законодательства Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 10.04.2002 г., № 205 // Вестн. Высш. Хозяйств. Суда Респ. Беларусь. - 2002. - № 6. - С.23-48.
16. Концепция судебно-правовой реформы. // Вед. Верх. Совета Респ. Беларусь. - 1992. - № 16. - Ст.270.
17. О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Электронная Беларусь": пост. Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 2002 г., № 1819 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
18. О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 окт. 1998 г., №524: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 16 дек. 2002 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
19. О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности (Правила подготовки проектов нормативных правовых актов): Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2003 г., № 359 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 92. - 1/4856.
20. О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь,20 июля 1998 г., № 369: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 11 авг. 2003 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
21. О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 6 апр. 1999 г., № 195 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
22. О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 дек. 1998 г., № 565: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 8 сент. 2004 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
23. О создании компьютерного банка данных проектов законов Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июля 1998 г., № 376 // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
24. О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 30 июня 1997 г., № 338: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 21.12.1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электрон. ресурс] / ООО"ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2008.
25. Опыт и проблемы взаимодействия потребителя архитектуры и проектно-строительного комплекса / Информационное издание ЦНТИ: Обзорная информация. - Вып.3. - М., 1987. - 219 с.
26. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. - М., 1998. - 272 с.
27. Правотворческая деятельность в Республике Беларусь / А.В. Матусевич, В.Н. Дубовицкий, И.Н. Лапша, П.Е. Жушма. - Минск.: ООО "Скарына", 1997. - 254 с.
28. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с
29. Социология: Энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
30. Теория коммуникации & прикладная коммуникация: Сборник научных трудов // Вестник Российской коммуникативной ассоциации. - Вып.1 / под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. - 200 с.
31. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина, Рос. академия гос. службы при Президенте РФ. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 557 с.