Комплексный историко-правовой анализ адвокатуры в СССР в период действия положения об адвокатуре СССР 1939 года

В 50-е годы значение роли адвокатов в уголовном и гражданском  судопроизводстве уже не подвергалось никакому сомнению. Их "терпели" даже в кассационном суде, хотя большинство случаев ходатайства адвокатов и их кассационные жалобы на этом уровне не удовлетворялись судом. Типичное объяснение роли адвоката защиты на суде было следующим: "Защитник, как прокурор, разъясняет в ходе судебного  разбирательства общественно - политическое значение дела, подвергает анализу и оценке полеченные доказательства в суде, дает юридическую оценку установленным фактам, характеризует личность обвиняемого и высказывает свое понимание меры преступления или призывает к оправданию обвиняемого.

Считалось, что адвокаты наиболее автономны – их близость к государству меньше, чем у представителей других юридических профессий. Эффективность работы адвоката в суде была ограничена в определенной степени заинтересованностью государства в обеспечении высокого уровня осуждения, именно поэтому адвокатам был затруднен доступ к клиентам и материалам дела до, а иногда и во время процесса. При проведении расследования адвокаты расценивались как помеха, поскольку их внимание к соблюдению процессуальных норм мешало запутывать уголовное дело. В этой игре обычно побеждали следователи и прокуроры, особенно на стадии досудебного разбирательства.

То же самое и в гражданском деле". Советский  адвокат защиты не был законным представителем обвиняемого по сути в качестве независимой стороны, определяющей линию своего поведения. К 50-м годам многие адвокаты были членами КПСС. В личном плане членство в партии обеспечивало карьеру в адвокатуре, но часто не адекватно выражало действительные идеологические предпочтения.  Если отойти от законодательных реформ, касающихся роли защиты,  следует сказать, что в адвокатуре, насчитывавшей приблизительно 12  900 человек при населении Советского Союза 191 млн., в начале 60-х  годов происходили изменения в уставных документах.

В июле 1955г. Министерство Юстиции вновь захватило  контроль, когда стало получать регулярные отчеты президиумов  коллегий о поведении и практике отдельных адвокатов и  функционировании консультаций. В законе не было статьи, которая  защищала бы адвоката от дачи показаний против своего клиента. Закон  "только удерживал адвоката от разглашения информации "по данному  делу".

В 50-е годы выросло число студентов - юристов. Численность студентов - юристов возросла в 50-е годы примерно до 45 тыс. Человек (60% учились в заочных вузах). Темп роста численности юристов занимали новые должности. Внутри юридической профессии наблюдалась некоторая мобильность, особенно там, где бывшие прокуроры и судьи переходили в адвокатуру. Хотя, разумеется, далеко не все из этих бывших прокуроров и судей были слабо подготовленными юристами, иногда они снижали общий уровень профессионализма. К концу советского периода в некоторых случаях наблюдался разрыв в качестве подготовки и уровне практики у адвокатов, учившихся в дневных юридических учебных заведениях, таких как юридический факультет МГУ или ЛГУ, и у адвокатов, учившихся в заочных и вечерних вузах, как это склонны были делать многие бывшие  государственные чиновники, превратившиеся в юристов. Выпускники  вечерних и заочных вузов не подлежали государственному  распределению. К концу 50-х годов численность студентов дневного  отделения была сокращена по приказу Хрущева (он считал, что  выпускается слишком много юристов. Благодаря улучшению юридического образования, а также в результате повышения статуса защиты в  судопроизводстве, по крайне мере, по закону, большее количество  людей в хрущевский период старались стать адвокатами (хотя  численность адвокатов по отношению ко всему населению была  значительно ниже, чем в большинстве стран Запада), Контроль  государства за ростом численности адвокатов (истоки этой практики  восходят к периоду царизма) мешал увеличению численность и адвокатов до уровня соответствия реальному спросу.

Процесс, начавший при Хрущеве, носил эволюционный характер и не всегда развивался однозначно при Брежневе. Конечно, юристов, в том числе адвокатов, можно было заверить, что они могут проводить шумные кампании в пользу реформ правовой системы и их за это не казнят.

Кроме того, у юрисконсультов, юристов, пользовавшихся меньшим престижем в обществе, работавших на большинстве предприятий, стало больше обязанностей с введением реформ Косыгина. Возможно, от этого выиграли и адвокаты, работавшие на предприятиях в качестве  консультов (там, где не было собственной юридической службы). В то  же время Зигурд Зайл отмечает, что "у адвокатов вызывало  озабоченность вторжение юрисконсультов", их численность росла в  связи с увеличением спроса на правовые услуги в экономической сфере. Однако в то же время госчиновники продолжали ограничивать контроль адвокатов над ставками гонорара.


Глава 3. Сравнительная характеристика положения об адвокатуре СССР 1939 года с другими законами советского и постсоветского периода об адвокатуре

3.1 Сравнение положения 1939 года об адвокатуре с республиканскими законами и законами после 1962 года об адвокатуре до конца советского периода


В системе государственных и общественных организаций, призванных охранять права и свободы советских граждан, укреплять социалистическую законность и правопорядок, достойное место занимает советская адвокатура. Осуществляя защиту по уголовным делам, оказывая иную юридическую помощь гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям, а также проводя большую работу по пропаганде советского права, адвокаты содействуют охране прав и законных интересов граждан, воспитанию их в духе уважения к советским законам, предупреждению преступлений, укреплению социалистической законности, правильному осуществлению правосудия.

Меры, принятые в след за Конституцией 1936 года, Коммунистической партией и Советским правительством с целью усовершенствования законодательства, а также улучшения организации и деятельности органов, призванных охранять законность, не могли остаться безразличными и для адвокатуры. При всей специфике организации и функций адвокатуры ее общие задачи во многом совпадают с задачами государственных органов, стоящих на страже законности. Поэтому, хотя советская адвокатура и является добровольной общественной организацией, в функции которой входит не только оказание юридической помощи в судебных органах, ее судьба тесно связана с судьбой судебной системы. Всякое существенное изменение и усовершенствование судоустройства всегда приводило к изменениям и усовершенствованию организации и деятельности адвокатуры.

За годы, прошедшие с момента принятия Положения об адвокатуре СССР 1939 г., жизнь подсказала ряд новых организационных форм устройства и деятельности адвокатуры, что вызвало необходимость внесения уточнений и изменений в это Положение. Например, в связи с ликвидацией Министерства юстиции СССР, министерств юстиции большинства союзных республик, министерств юстиции АССР и областных (краевых) управлений юстиции нужно было решить вопрос о том, какие органы будут осуществлять государственное руководство адвокатурой, уточнить пределы полномочий этих органов и т. д. Правовым основанием для проведения этой работы послужили Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик 1958 г., ст. 13 которых, определив общие задачи адвокатуры и основные принципы ее организации, прямо предусмотрела право союзных республик издавать акты об адвокатуре. Это право весьма активно реализуется в союзных республиках.

В настоящее время такие акты приняты в 13 союзных республиках (в четырех — в 1960 г., в девяти — в 1961 г.). В соответствии со ст. 13 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик акты об адвокатуре утверждались Верховными Советами союзных республик. Таким образом, в 13 союзных республиках организация и деятельность адвокатуры регламентируются законами, а не подзаконными актами, как было раньше. Адвокатура стала, пожалуй, единственной общественной организацией, структура и деятельность которой регламентируются актом, утверждаемым в законодательном порядке. Это подтверждает то большое государственное значение, которое придается деятельности адвокатуры. Обсуждение на сессиях Верховных Советов союзных республик вопросов, связанных с организацией и деятельностью адвокатуры, и их законодательная регламентация, несомненно, будут способствовать поднятию авторитета коллегий адвокатов.

Общим для новых Положений об адвокатуре союзных республик является то, что они основаны на единых принципах организации и деятельности, сформировавшихся за сорок лет существования советской адвокатуры. Все Положения предусматривают добровольность организации адвокатов, выборность органов самоуправления, автономию от органов суда, прокуратуры, следствия и дознания, общее государственное руководство, принципы оплаты труда, гарантирующие независимость адвоката при исполнении профессиональных обязанностей, и т. п.

Однако в решении частных вопросов в ряде случаев наметились существенные расхождения. Интересно отметить, что таких расхождений в решении вопросов организации и деятельности адвокатуры гораздо больше, чем в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве союзных республик. Сравнительный анализ Положений об адвокатуре является неплохой иллюстрацией творческого и самостоятельного решения Верховными Советами союзных республик вопросов, отнесенных к их компетенции.

Цели и задачи адвокатуры в общих чертах сформулированы в ст. 13 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик. К ним отнесено осуществление защиты на суде и оказание иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. В новых Положениях эта формулировка уточнена и дополнена.

Союзные республики восполнили пробел ст. 13 Основ, включив в Положения указание на то, что защита осуществляется не только на суде, но и на предварительном следствии. Почти все союзные республики содержат в Положениях специальные указания на то, что коллегии адвокатов обязаны оказывать помощь и колхозам. Такое акцентирование внимания на колхозах не случайно. Опыт показывает, что оказание юридической помощи колхозам коллегиями адвокатов еще не налажено, хотя колхозы остро нуждаются в такой помощи. Например, 31 мая 1960 г. ЦК КП и Совет Министров Украины приняли совместное постановление, в котором отмечалось, что дебиторская задолженность колхозов на 1 января 1960 г. составляла 1250 млн. руб., что при проверке были установлены факты грубого нарушения законности в колхозах, в частности, в 8199 колхозах было обнаружено 5945 заключенных незаконно договоров. В связи с этим перед Министерством юстиции УССР и областными коллегиями адвокатов была поставлена задача полностью обеспечить колхозы юридическим обслуживанием. Аналогичные решения в последние годы принимались и в других республиках.

Все союзные республики, формулируя цели и задачи адвокатуры, предусмотрели весьма принципиальное положение, которое отсутствует в ст. 13 Основ и не было известно Положению об адвокатуре СССР 1939 г. В новых Положениях подчеркивается, что всей своей деятельностью адвокатура обязана содействовать: а) охране прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; б) соблюдению и укреплению социалистической законности; в) осуществлению правосудия.

Таким образом, существенно уточняется место адвокатуры в системе государственных и общественных организаций, призванных бороться за укрепление законности, что позволяет более четко и правильно определить процессуальное положение адвоката, выступающего в суде и, в частности, процессуальное положение адвоката, осуществляющего защиту по уголовному делу. Представляется, что указание в законе на обязанность адвокатуры всей своей деятельностью содействовать охране прав граждан, предприятий, учреждений и организаций укреплению законности и осуществлению правосудия положит конец спору о том, является ли адвокат только представителем подзащитного и должен ли он, осуществляя защиту, содействовать суду в правильном разрешении дела. Новые законы прямо говорят: адвокат, осуществляя защиту, т. е. используя все указанные в законе средства и способы с целью выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, должен содействовать правосудию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты