Конституционная характеристика правового статуса личности

Конституционное право граждан на жилище заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях, содействии в самостоятельном улучшении гражданами своих жилищных условий, предоставлении жилища из государственного и муниципального жилищных фондов, но только тем лицам, которые в силу ограниченных возможностей не могут самостоятельно обеспечить себя жилищем.

Действующая Конституция содержит новый подход к решению жилищных потребностей, предполагающий активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Он обусловлен прекращением монополии государства на собственность и экономическую деятельность, в том числе собственность на жилье и землю. Содействие государства в реализации гражданами Российской Федерации своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и органы местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении ими своих жилищных условий, предусматривающие удешевление строительства жилья и выделение долгосрочных государственных кредитов под залог строящегося или приобретаемого жилья (ипотечных кредитов).

Конституция устанавливает круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Конституция не предусматривает всех категорий лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности. Это должно быть предусмотрено федеральными законами и законами субъектов РФ.

Реализация права граждан Российской Федерации на жилище осуществляется на основе ЖК[54], Законов РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации[55]", законодательства субъектов РФ.

Охрана здоровья населения включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Одним из приоритетных направлений охраны здоровья населения является формирование навыков здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, что не требует значительных финансовых затрат, но может дать ощутимый социально-экономический эффект.

В целях обеспечения охраны здоровья населения правовыми средствами в Российской Федерации принят целый ряд законов, в том числе Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденные Верховным Советом РФ 22.07.1993 N 5487-1[56]; Федеральные законы от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения[57]", от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов[58]", от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней[59]", от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)[60]" и др.

Большое значение для охраны здоровья граждан Российской Федерации имеет предусмотренная Конституцией возможность получать медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения бесплатно. Реализация права граждан на бесплатное медицинское обслуживание происходит в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан, Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации[61]", иными нормативными правовыми актами.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, и иностранным гражданам, находящимся на территории РФ, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства и беженцам определяется Минздравсоцразвития России.

Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения являются важной дополнительной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В этих целях в Российской Федерации принят ряд нормативных правовых актов и программ, в том числе Федеральные законы от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации[62]", от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах[63]" и др.

Целям охраны здоровья населения служат Федеральная целевая программа по предупреждению распространения заболеваний СПИДом, Концепция государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации, многие нормы уголовного, гражданского, административного, трудового и иных отраслей права.

В целях обеспечения конституционных прав каждого на жизнь и на охрану здоровья Конституция запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует граждан Российской Федерации от умышленного утаивания информации, а также от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Сокрытие фактов такого рода влечет за собой уголовную, административную, гражданско-правовую и иные виды ответственности.

В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы – особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила принципы рыночной экономики, которые явились основой для перехода общества и государства от социалистической системы к свободному рынку. Экономическая основа конституционного строя РФ закреплена в ст. 8 Конституции РФ. В ч. 1 ст. 8 Конституции устанавливается, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Эти гарантии являются одновременно и принципами рыночной экономики. Данные гарантии исключают возможность всеобъемлющего регулирования государством хозяйственной жизни. Государство снимает с себя функции организатора совместной деятельности всех членов общества в сфере экономики, контролера меры труда и потребления, каким было социалистическое государство (в соответствии с принципом социализма "от каждого - по способностям, каждому - по труду"). Государство сохраняет за собой лишь функции арбитра между конкурирующими частными субъектами хозяйствования, в задачи которого входит установление общих правил, разрешение споров и борьба с монополистической деятельностью.

Основы экономической системы, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, получают свое развитие в конституционных экономических правах и свободах (ст. 34, 35, 36 Конституции). В "Основах конституционного строя" государство задает исходные критерии для экономики и гарантии для реализации экономических прав и свобод человека и гражданина. В отличие от прежней Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет основы экономического строя не непосредственно, поскольку в новой Конституции нет специальной главы об основах экономической системы, а через установление экономических прав и свобод (гл. 2) и их гарантий (гл. 1). Таким образом, прослеживается взаимосвязь и взаимообусловленность экономических норм в гл. 1 и гл. 2 Конституции РФ.

Для того чтобы определить понятие и виды конституционных экономических прав и свобод человека и гражданина, необходимо рассмотреть вопрос о месте экономических прав в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина. Экономические права и свободы человека и гражданина содержатся в гл. 2 Конституции Российской Федерации. Следует заметить, что большинство современных ученых-конституционалистов (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, В.Е. Чиркин, М.В. Баглай) при классификации прав и свобод человека и гражданина не выделяют экономические права в отдельную группу. Наиболее распространенная в науке классификация прав человека и гражданина основана на выделении личных, политических, социально-экономических и культурных прав.

Ряд ученых не проводят внутреннего деления в группе социально-экономических прав. Академик О.Е. Кутафин полагает, что "к социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья и т.д[64]."

Другие ученые, несмотря на объединение экономических, социальных и культурных прав в одну группу, тем не менее дают каждой подгруппе отдельную характеристику. Например, Н.С. Бондарь представляет социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав: 1) рыночно-экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской деятельности и иных форм экономической, трудовой деятельности; 2) социально-культурные права и свободы, способствующие духовному развитию граждан; 3) социальные права, гарантирующие человеку достойную жизнь, защиту от негативных воздействий рынка; 4) социальные права-гарантии, обеспечивающие нормальное физиологическое развитие личности.

К рыночно-экономическим правам и свободам Н.С. Бондарь относит: право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35); право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36); право на свободу предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37)[65].

Вызывает сомнение обоснованность объединения социальных и экономических прав в одну группу. По сути, ученые пытаются объединить несовместимые и внутренне противоречащие друг другу понятия: принцип свободного рынка и принцип социальной справедливости. Несмотря на принципы равенства, имущественной самостоятельности, автономии воли, провозглашаемые в гражданском праве, реальные экономические отношения, основанные на этих принципах, приводят к возникновению экономической зависимости одной стороны сделки над другой (в любом договоре есть должник и кредитор). Как указывает Е.А. Лукашева, "экономически-властный характер этих отношений усиливался по мере того, как средства к жизни и экономические ресурсы, необходимые для выживания многих людей, попадали под контроль и в монопольное распоряжение немногих лиц[66]". При концентрации экономических ресурсов в руках группы лиц возникает почва для экономической эксплуатации наемного труда капиталом. При эксплуатации происходит присвоение результатов чужого труда собственниками средств производства. Таким образом, в условиях свободного рынка отношения, основанные на равенстве, трансформируются в отношения экономического господства и зависимости. Для поддержания баланса интересов в обществе устанавливаются социальные гарантии, обязанности для предпринимателей. Одна из функций государства в условиях рыночной экономики - перераспределение благ от собственников средств производства к социально незащищенным гражданам. Поэтому социальные гарантии государства гражданам, закрепленные в Конституции, а также социальные обязанности предпринимателей - важный элемент сдержек и противовесов в обществе. Таким образом, вызывает сомнение утверждение Н.С. Бондаря о том, что для экономических, социальных и культурных прав и свобод "характерно такое общее свойство, как единство материального (экономического и социально-культурного) содержания... А осуществление этих прав означает участие граждан в осуществлении экономической власти, в пользовании достижениями культуры, социальными благами общества". Полагаем, что материальное содержание у них разное. И это приводит к тому, что экономическая власть сосредоточена в руках одних людей, а социальные гарантии направлены на других людей. У экономических и социальных гарантий разные цели: первые направлены на формирование свободного рынка; вторые на поддержание малоимущих граждан, обеспечение достойного жизненного уровня для тех, кто не может самостоятельно это сделать.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты