Конституционно-правовое регулирование парламентских выборов в Чеченской республике

·                   роспуска Президентом Российской Федерации в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

Глава Чеченской Республики вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики в случае принятия им закона Чеченской Республики или постановления, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики, Конституции Чеченской Республики, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Парламент Чеченской Республики не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Решение Главы Чеченской Республики о досрочном прекращении полномочий Парламента Чеченской Республики принимается в форме указа.

В случае досрочного прекращения полномочий Парламента Чеченской Республики по основаниям, предусмотренным настоящей статьей, внеочередные выборы в Парламент Чеченской Республики назначаются в соответствии с настоящей Конституцией и законом Чеченской Республики в порядке и сроки, установленные федеральным законом.

Депутатские объединения образуются на добровольной основе на весь срок полномочий парламента.

В Чечне Депутаты Парламента избираются только по партийным спискам, то есть по пропорциональной системе.


2.2 Принципы парламентских выборов в Чеченской Республике


15 ноября 2010 года Чеченские парламентарии в ходе своего очередного заседания приняли в 3-м чтении республиканский закон о внесении изменений в Закон ЧР «О выборах депутатов Парламента ЧР».

Данный законопроект был подготовлен Избирательной комиссией ЧР в связи с необходимостью приведения некоторых его положений в соответствие с федеральным законодательством.

Речь идет о Федеральном законе от 22 апреля 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ»

Вносимые изменения, в частности, касаются получения депутатского мандата политическими партиями, набравшими менее 7, но более 5 процентов на выборах депутатов Парламента ЧР.

По результатам голосования Закон ЧР «О внесении изменений в Закон ЧР «О выборах депутатов Парламента ЧР» был принят в окончательном чтении.[9].

В нашей работе мы коснемся хода проведения последних выборов в парламент Чеченской Республики, которые состоялись в 2005 году.

На время перед выборами в СМИ бытовало мнение, что в чеченский парламент будет не выбран, а сформирован по образцу государственной Думы РФ. Федеральный центр в очередной раз упускал возможность инициировать общественную дискуссию, которую в рамках представительного органа власти могло бы начать все чеченское общество.

Сепаратизм и радикальный ислам нанесли Чечне и ее жителям очень значительный ущерб за последние десять лет и, вполне возможно, если бы людям дано было право публично обговорить все, что связано с этими очень непростыми, но остающимися жизненно важными для десятков тысяч чеченцев проблемами, исход мог бы оказаться крайне благоприятен для Кремля.

Итак, по состоянию на 20 сентября (выборы 27 ноября) в чеченский избирком подали заявления на регистрацию 24 человека.

Среди тех, кто изъявил желание бороться за места в Парламенте, были, бывший депутат Парламента Ичкерии Саламбек Кунчалов, экс-депутат насильственно разогнанного в 1991 году Верховного Совета Чечено-Ингушской республики известный политик Амин Осмаев, начальник отдела Совбеза ЧР Алавди Мацуев, сотрудник Ачхой-Мартановского РОВД Магомед Асламбеков и другие.

Для участия в выборах допущены 21 политические партии. Партийный список сильнейшей российской партии - «Единой России» возглавляет тройка известных в республике людей – министр сельского хозяйства в промосковском правительстве ЧР Дукваха Абдурахманов, председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов и председатель Комитета по контролю над расходованием бюджетных средств при Правительстве ЧР Адлан Барзукаев.

Всего в Парламент ЧР будет избран 61 депутат. Он будет состоять из 2-х палат: Совета Республики и Народного Собрания (период до реформирования).


В итоге на 58 мест в Парламенте Чеченской Республики претендовали 357 кандидатов. Из них 251 по одномандатным избирательным округам и 106 кандидатов – по единому избирательному округу от региональных отделений 8 политических партий.

Среди партий наибольшее число кандидатов – 49 – выдвинула партия «Единая Россия».

Среди претендентов на депутатские мандаты было немало представителей правящей элиты, таких как вице-премьер промосковского правительства Чечни Д. Абдурахманов, председатель Госсовета Т. Джабраилов, руководители республиканских комитетов по контролю над расходованием поступающих в Чечню бюджетных средств и по делам внутриперемещенных граждан А. Барзукаев, М. Мачуев и другие.

Также баллотировались и люди, которые занимали должности в Чеченской Республике Ичкерия. Это бывший министр обороны М. Хамбиев, директор Службы национальной безопасности И. Хултыгов и бывшие депутаты парламента Ичкерии М. Гушакаев и С. Кунчалов.

Среди кандидатов было немало деятелей культуры и спорта. Это, прежде всего, певица Т. Дадашева, всемирно известный борец вольного стиля Х. Орцуев, поэты Ш. Цуруев, У. Саиев и другие.

Предвыборная агитация в печатных и электронных СМИ начиналпсь 29 октября и длилась она один месяц. Выборы назначены на 27 ноября.

В республике на тот момент насчитывалось почти 600 тысяч избирателей. На территории Чечни было образовано 429 избирательных участков. Члены окружных избирательных комиссий были взяты под охрану местных силовых структур[10].

Подготовка к выборам была завершена 18 ноября 2005 года. Окончательно были уточнены списки избирателей: их оказалось 596 тысяч человек, в том числе около 34 тысяч российских военнослужащих и членов их семей. Также изготовлены избирательные бюллетени.

Отметим, что на парламентских выборах присутствовали наблюдатели из Лиги Арабских стран, Организации «Исламская конференция» и исполкома СНГ. Напомним, что Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) раннее решила направить на выборы лишь группу в составе пяти-шести человек для «оценки ситуации и сбора информации»[11].

Таким образом, по завершению выборов, ни у кого не вызвали удивления их результаты. Практически все прогнозы наблюдателей оправдались. Чеченский парламент стал «кадыровским»[12].

Победу на выборах, как и ожидалось, одержала «Единая Россия», получившая абсолютное большинство мест в парламенте. Кроме этой партии власти в чеченский парламент вошли только Коммунистическая партия Российской Федерации и Союз правых сил, набравшие, если верить предварительным данным Центральной избирательной комиссии Чечни (ЦИК), по 11 процентов голосов избирателей, в то время как «Единую Россию» поддержали более 61 процентов граждан.

Несмотря на тот факт, что большинство граждан Чечни проигнорировали проводившиеся 27 ноября выборы депутатов парламента республики, официальные власти объявили их «состоявшимися». Более того, чеченский избирком заявил о «высокой активности граждан в день голосования». Явка людей на избирательные участки, по данным ЦИК, составила более 60-ти процентов.

При этом особо подчеркивается, что жалоб со стороны наблюдателей в избирком не поступало, а голосование проходило в спокойной обстановке. Однако, представители неправительственных организаций и журналисты, побывавшие на избирательных участках, говорят об обратном.

Практически на всех участках явка людей в первой половине дня, когда обычно большинство граждан и идет на избирательные участки, была от силы 5-10%. В селах эти цифры могли быть выше, скажем 20-25%, потому что баллотирующихся там кандидатов поддерживали соседи, родственники и знакомые

Между тем, руководство Чечни и представители ЦИКа объявили о том, что уже к 12-ти часам дня 27 ноября в выборах приняли участие 25% избирателей. Выборы, по утверждениям высокопоставленных чиновников были «открытыми, демократичными и прозрачными».

Выборы на этот раз обошлись без беженцев

Чеченские беженцы, проживающие в пунктах временного размещения на территории Ингушетии, которых по разным оценкам насчитывается от 23-х до 40 тысяч человек, в этот раз не были привлечены к участию в голосовании.

Если при проведении референдума по Конституции республики в лагерях беженцев устанавливались урны для голосования, а во время выборов президентов Кадырова и Алханова (соответственно в 2003-м и 2004-м годах), для доставки беженцев на избирательные участки в Чечне выделялись специальные автобусы, то в этот раз власти вынужденных переселенцев просто проигнорировали.

Таким образом следует подвести итог: выборы в Чечне проходили мирно, без особых недоразумений и конфликтов, однако существует мнение, что результаты был известны заранее, поскольку здесь сказывалось давление и авторитет Кадырова.

Заключение


Анализ истории народного представительства в Чечне представляет большой интерес, поскольку позволяет извлечь уроки из прошлого, сравнить с настоящим временем и строить современную парламентскую систему, которая вобрала бы в себя лучшее и служила интересам чеченского народа.

К факторам, предопределяющим статус, организацию и деятельность парламентов субъектов Российской Федерации следует отнести республиканскую форму правления страны и ее федеративное устройство, разделение властей и единство государственной власти, закрепляемых в Конституции в качестве основ конституционного строя. Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих решений сформулировал правовую позицию, согласно которой принцип единства государственной власти (ч.3 ст.5 Конституции РФ) требует, чтобы субъекты Федерации при организации своей системы органов государственной власти исходили из федеральной схемы взаимоотношений законодательной и исполнительной власти.

Что касается оптимизации структуры органа законодательной власти, то конкретные шаги в этом направлении уже предприняты. В Конституцию Чеченской Республики были внесены поправки, благодаря которым стало возможным проведение 12 октября 2008 года выборов в новый однопалатный парламент.

Парламент Чеченской Республики является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Чеченской Республики.

Парламент Чеченской Республики состоит из 41 депутата, избираемых сроком на 5 лет гражданами Российской Федерации, проживающими в Чеченской Республике, на основе прямого избирательного права при тайном голосовании, в порядке, установленном федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законами Чеченской Республики.

На парламентских выборах в Чеченской республике победу, как и ожидалось, одержала «Единая Россия», получившая абсолютное большинство мест в парламенте. Кроме этой партии власти в чеченский парламент вошли только Коммунистическая партия Российской Федерации и Союз правых сил, набравшие, если верить предварительным данным Центральной избирательной комиссии Чечни (ЦИК), по 11 процентов голосов избирателей, в то время как «Единую Россию» поддержали более 61 процентов граждан.

Выборы в Чечне проходили мирно, без особых недоразумений и конфликтов, однако существует мнение, что результаты был известны заранее, поскольку здесь сказывалось давление и авторитет Кадырова.

Список использованной литературы


1.                 Конституция РФ. Официальный текст. – М., Норма, 2009.- 52 с.

2.                 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Норма, 2010 – 386 с.

3.                 Келиматов А.В. Чечня: В когтях дьявола или на пути к самоуничтожению (История, аргументы и факты). - М.: ЭКОПРИНТ, 2008. – 193 с.

4.                 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юрист, 2009 – 429 с.

5.                 Конституционный строй России. / Отв. ред. А.Е. Козлов. – М., Юрист, 2009 – 361 с.

6.                 Лугин В.О. Конституционные нормы и правоотношения. – М.: Юнити, 2007 – 273 с.

7.                 Румянцев О.Г. Основы конституционного строя. – М.: Право, 2008 – 254 с.

8.                 Хамидов A.M. Социальное содержание и правовые основы статуса законодательного (представительного) органа власти Чеченской Республики//Аспирантский сборник РГСУ. №4 (21). М. 2009 – 400 с.

9.                 Хамидов A.M. Теоретические основы применения парламентаризма //Вопросы гуманитарных наук. №6 (21). М. 2008 –С 47-49.

10.             Хамидов A.M. Понятие и структура статуса парламента субъекта Российской Федерации. Ученые записки РГСУ № 4 (52) (приложение). М. 2009 – 180 с.

11.             Хамидов A.M. Парламент Чеченской Республики в системе разделения властей/ Закон и право. № 2. 2007 – С.24.

12.             Хрестоматия по Конституционному праву Российской Федерации. – М.: Юрист, 2010 – 537 с.

13.             Червонюк В.И. Конституционная законность и конституционная безопасность // Юристъ. 2008. - № 9. - С. 4

14.             Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М., 2009. – 329 с.

15.             Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право. – М.: Манускрипт, 2009. – 305 с.

16.             Конституция Чеченской Республики принята 23 марта 2003 года, #"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Хамидов A.M. Социальное содержание и правовые основы статуса законодательного (представительного) органа власти Чеченской Республики//Аспирантский сборник РГСУ. №4 (21). М. 2009 – С. 69

[2] Хрестоматия по Конституционному праву Российской Федерации. – М.: Юрист, 2010 – с. 167 – 168

[3] Червонюк В.И. Конституционная законность и конституционная безопасность // Юристъ. 2008. - № 9.- С. 4

[4] Конституционный строй России. / Отв. ред. А.Е. Козлов. – М., Юрист, 2009 – с. 89 – 90

[5] Хамидов A.M. Парламент Чеченской Республики в системе разделения властей/ Закон и право. № 2. 2007 – С.24.

[6] Конституция Чеченской Республики принята 23 марта 2003 года, #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] #"#_ftnref8" name="_ftn8" title="">[8] Конституция Чеченской Республики принята 23 марта 2003 года, #"#_ftnref9" name="_ftn9" title="">[9] #"#_ftnref10" name="_ftn10" title="">[10] #"#_ftnref11" name="_ftn11" title="">[11] #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Там же


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты